Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический анализ деятельности организации






Анализ производства и реализации продукции

Анализ динамики, выполнения плана производства и реализации продукции

Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции являются:

­ бизнес-план предприятия;

­ оперативные планы-графики;

­ отчет о прибылях и убытках;

­ оперативные данные о движении готовых изделий, их отгрузке и реализации;

­ статистическая отчетность (таблица 2.1).

Все формы отчетности приведены по состоянию на 01.01.2012г.

 

Таблица 2.1 – Статистические источники информации для проведения анализа производства и реализации продукции

 

Наименование формы государственной статистической Отчетности Индекс и периодичность формы
Отчет о производстве и отгрузке промышленной продукции 1-п (натура), годовая
Отчет о производстве промышленной продукции (работ и услуг) 12-п (срочная), месячная
Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг) субъекта малого предпринимательства 4-п (мп), квартальная
Отчет об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам деятельности 4-у, квартальная
Отчет о финансовой деятельности микроорганизации 1-мп (микро), годовая
Отчет о ценах производителей промышленной продукции 12-цены (производителей, месячная

 

Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в сопоставимых и действующих ценах. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, среднегодового темпа роста (прироста) (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

 

Год Объем производства Темпы роста, % Объем реализации Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
  10, 0 100, 0 100, 0 9, 8 100, 0 100, 0
  11, 4 114, 0 114, 0 10, 7 109, 2 109, 2
  12, 2 122, 0 107, 0 11, 9 121, 4 111, 2

 

За три года объем производства увеличился на 22%, а реализации – на 21, 4%, что свидетельствует о процессе накопления остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

По данным табл. 2.2 исчислим его как среднее геометрическое:

темп роста выпуска= =1, 1044 или 110, 44%;

темп прироста выпуска=110, 44 -100, 00=10, 44%;

темп роста реализации= =1, 102 или 110, 2%;

темп прироста выпуска=110, 2 -100, 00=10, 2%.

При оценке выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период определяют абсолютные и относительные приросты, проценты выполнения плана по каждому виду продукции и в целом по предприятию (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Выполнение плана и динамика производства продукции, млн. руб.

 

  Показатели Фактически за прошлый год Отчетный год Выполнение плана за год, % В % к прошлому году Отклонение
план факт план факт
Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки: - в сопоставимых ценах1 прошлого года - в фактических ценах     10, 9 10, 9     11, 1 12, 4     11, 0 12, 2     99, 0 98, 4     100, 9 Не соп.     -0, 1 -0, 2     +0, 1 Не соп.

1 - индекс цен=1, 114

Оперативный анализ производства и реализации осуществляют нарастающим итогом с начала периода и определяют абсолютные отклонения в разрезе видов продукции.

Возможны два варианта методики факторного анализа объема реализации продукции:

1. если выручка определяется по отгрузке продукции, то объем реализованной продукции (РП) определяется следующим образом:

,

где ГПначало – остатки готовой продукции на складе на начало периода; ГПконец – остатки готовой продукции на складе на конец периода; ВП – выпуск продукции за период;

2. если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то:

,

где ОПначало – остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателями, на начало периода; ОПконец – остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателями, на конец периода.

Например, проведем анализ по первому из выше приведенных вариантов (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Анализ объема реализации при условии определения выручки по отгрузке

 

Показатели, млн. руб. По плану Фактически Влияние на объем реализации
Остатки готовой продукции на начало года     +3
Выпуск продукции за год     -4
Остатки готовой продукции на конец года     -10
Объем реализации 15+250-7=258 18+246-17=247 -11

 

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что фактически план реализации не выполнен на 11 млн. руб. по причине наличия сверхплановых остатков готовой продукции на конец периода на 10 млн. руб. и недовыполнения плана производства на 4 млн. руб.

Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями. При этом определяют коэффициент оплаты как отношение оплаченной продукции к отгруженной продукции за период. Если данный коэффициент меньше единицы, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности.

Анализ реализации тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется выполнение плана поставок за период и нарастающим итогом в разрезе потребителей и видов продукции.

Процент выполнения договорных обязательств равен отношению разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением к плановому объему (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Анализ выполнения договорных обязательств, млн. руб.

Вид продукции   План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции
Изделие А     -2
Изделие Б     -
Изделие В     -15
Итого     -17

Таким образом, план поставки выполнен на 96, 1% ((437-17)/437=0, 961), и недопоставлено продукции на 17 млн. руб.

 

 

2.2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому виду продукции. Для полного удовлетворения спроса покупателей необходимо выполнять план не только по общему объему выпуска продукции, но и соблюдать ее ассортимент.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент. Он рассчитывается как отношение стоимости продукции, принятой в зачет по ассортименту к плановой (базовой) стоимости продукции. При этом в зачет по ассортименту принимается фактический выпуск продукции по каждому виду, но не выше планового (базового) (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Анализ ассортимента продукции.

 

Вид продукции   Выпуск продукции, млн. руб. Засчитывается в выполнение плана по ассортименту
По плану Фактически
Изделие А      
Изделие Б      
Изделие В      
Итого:      

План по выпуску продукции в стоимостном выражении выполнен на 100, 4% (233/232=1, 004), но по ассортименту продукции – на 98, 3% (228/232=0, 983). Это говорит о наличии изменений в ассортиментной политике предприятия.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов продукции в общем ее объеме. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели работы предприятия. Расчет влияния структуры продукции на объем производства в стоимостном выражении ()может производиться разными способами:

1. способом цепной подстановки:

,

где - общий фактический объем выпуска продукции,

;

;

2. способом процентных разностей:

,

где Iст – стоимостной индекс выпуска продукции,

Iн – натуральный индекс выпуска продукции;

3. способ абсолютных разниц:

;

,

где - изменение средневзвешенной цены изделия за счет изменения структуры продукции.

Проведем анализ влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в стоимостном выражении способом цепных подстановок по данным таблицы 2.7.

 

Таблица 2.7 - Анализ структуры продукции

 

Вид продукции   Выпуск продукции, шт. Цена, тыс. руб. Удельный вес Стоимость продукции, тыс. руб.
план факт план факт план факт план факт
Изделие А       8, 1 0, 431 0, 438    
Изделие Б       5, 9 0, 233 0, 215    
Изделие В       12, 2 0, 336 0, 347    
Итого:     - - 1, 0 1, 0    

 

ВПусл1 =2330× 0, 431× 8+2330× 0, 233× 6+2330× 0, 336× 12=20685, 74 ВПусл2 =2330× 0, 438× 8+2330× 0, 215× 6+2330× 0, 347× 12=20872, 14

∆ ВП структурных сдвигов =20872, 14 - 20685, 74=+186, 4 тыс. руб.

 

 

2.1.3 Анализ качества произведенной продукции

 

Качество продукции – понятие, которое характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

• удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

• удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме;

• удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме;

• удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

• средний коэффициент сортности как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта;

• процент выполнения плана по сортности как отношение фактического и планового среднего коэффициента сортности или как отношение фактической и плановой средневзвешенной цены изделия.

Индивидуальные показатели характеризуют одно из свойств изделия: полезность, надежность, трудоемкость, энергоемкость, эстетичность и т.п.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации покупателей и потери от брака = себестоимость брака + расходы по его исправлению – себестоимость по цене возможного использования – сумма удержаний с виновных лиц.

Влияние изменения качества продукции (ее сортового состава) определяется:

2.1.4 Анализ ритмичности производства

Ритмичность производства – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:

• коэффициент ритмичности как сумма фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более их планового уровня;

• коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции за каждый период по коэффициентам;

• коэффициент вариации как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, штрафы за недопоставку и несвоевременную отгрузку.

Неритмичная работа может быть вызвана внешними и внутренними причинами. В заключении подсчитываются упущенные возможности по выпуску продукции из-за неритмичной работы как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) производства продукции.

Вопросы для самопроверки по теме 2.1

 

1. Как проанализировать динамику выпуска и реализации продукции?

2. Как оценить выполнение плана по производству и реализации продукции за отчетный период?

3. Как проводится оперативный анализ производства и реализации продукции?

4. Каковы варианты методики анализа объема реализации продукции?

5. Что такое ассортимент продукции?

6. Как оценить выполнение плана по ассортименту продукции?

7. Что значить выполнить план по структуре продукции?

8. Какими способами и как можно определить изменение стоимости продукции из-за структурных сдвигов?

9. Что такое качество продукции?

10. Какие бывают показатели качества продукции?

11. Как определить процент выполнения плана по сортности продукции?

12. Как рассчитать влияние изменения качества продукции (ее сортового состава) на выпуск в стоимостном выражении?

13. Что такое ритмичность производства?

14. Какие показатели ритмичности производства рассчитывают при проведении анализа?

15. К чему может привести неритмичная работа организации?

16. Как определить упущенные возможности по выпуску продукции из-за неритмичной работы?

17. Как определить величину потерь от брака?

 

Типовые вопросы-тесты по теме 2.1

1. Ассортимент – это:

а) перечень цен изделий по различным периодам;

б) перечень наименований продукции с указанием объемов ее выпуска по каждому виду; в) перечень наименований продукции с указанием объемов ее выпуска по каждому виду, цены реализации, качественных характеристик и цен изделий-аналогов;

г) характеристика потребительских свойств каждого выпускаемого изделия.

2. Средний процент выполнения плана по ассортименту рассчитывается:

а) как произведение удельного веса отдельных изделий в общем выпуске на общий плановый выпуск продукции;

б) как отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана к общему плановому выпуску продукции;

в) правильны оба ответа.

3. Для определения влияния структуры на выпуск продукции в стоимостном выражении:

а) необходимо изменение средневзвешенной цены изделия за счет структуры продукции умножить на общий фактический объем производства продукции;

б) необходимо сравнить общий фактический выпуск продукции при фактической структуре и плановых ценах с общим фактическим выпуском продукции при плановой структуре и плановых ценах?

4. Показатели качества бывают:

а) обобщающие, индивидуальные, косвенные;

б) обобщающие, индивидуальные, прямые, косвенные;

в) прямые, косвенные, частные.

5. Косвенные показатели качества продукции включают:

а) удельный вес продукции высшего качества, штрафы за некачественную продукцию, надежность изделия, потери от брака;

б) полезность изделия, эстетичность продукции, объем забракованной и зарекламированной продукции, потери от брака;

в) штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и зарекламированной продукции, потери от брака.

6. Средний коэффициент сортности можно найти:

а) как отношение фактической и плановой средневзвешенной цены изделия;

б) как отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

в) как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

7. Процент выполнения плана по сортности рассчитывается как:

а) отношение фактического и планового коэффициента сортности;

б) отношение фактической и плановой средневзвешенной цены изделия;

в) отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

8. Выберите правильное утверждение:

а) чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности;

б) чем более ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности;

в) чем более ритмично работает предприятие, тем ниже показатель аритмичности.

9. Ритмичность производства – это:

а) сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции за определенный период;

б) равномерный выпуск продукции за отчетный период;

в) равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

10. Если выручка от реализации продукции определяется по отгрузке продукции, то объем реализации зависит:

а) от выпуска продукции, остатков готовой продукции на начало и конец периода;

б) от выпуска продукции, остатков готовой продукции на начало и конец периода, остатков отгруженной продукции на начало и конец периода;

в) от выпуска продукции, остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал