Порядок построения цикла работы кондиционера на i-d диаграмме
в установке кондиционирования воздуха с рециркуляцией рециркуляционный воздух (см. рис. 5.3) забирается из пассажирского помещения вагона В, проходит по возвратному воздуховоду В I, смешивается в смесительной камере С с вентиляционным воздухом , подаваемым снаружи Н, и вентилятором 1 подается через диффузор СI, воздухоохладитель 2, конфузор П I, нагнетательный воздуховод и выпуски П в вагон В в количестве . Удаление вентиляционного воздуха из вагона производится путем инфильтрации и через дефлекторы ( ).
Для построения цикла работы кондиционера преподаватель выдаёт график цикла i– d на ксерокопии которой выполняется построение работы кондиционера.
Относительная влажность в вагоне определяется с помощью i– d – диаграммы влажного воздуха (см. рис. 5.3.), на которую сначала наносят расчетную точку наружного воздуха Н по двум заданным параметрам ( , ) затем наносят точку В в соответствии с заданием ( , ).
Рассчитываем температуру по формуле 4.9 и принимая влажность находим положение точки П1. В точке П температура на 1-20С выше поскольку после воздухоохладителя до поступления в купе воздух испытывает трение в неработающих воздухоохладителях (водяном и электрическим), конфузоре, воздуховоде, выпусках и мультивентах. Соединяя прямой точки П и В получаем отрезок цикла соответствующий использованию воздуха в купе.
Температуру в точке В (возвратный воздух на выходе из купе) принимаем в соответствии с заданием ( , ) температуру в точке В1 на 1-0С выше чем в точке В с учётом нагрева воздуха от трения при обратном движении через коридор, решётки, заслонки и обратные каналы до смесительной камеры. Параметр воздуха в точке С (смесительная камера) определяется следующим образом: соединяем точки В1 и Н прямой по формуле . Температура в точке С1 на 1-2 0С выше чем в точке С поскольку после смесительной камеры воздух испытывает трение проходя фильтры, вентиляционный агрегат и диффузор.

Рис 5.3 Обработка воздуха в кондиционере в летний период
с рециркуляцией.
6. ПОСТРОЕНИЕ И РАСЧЁТ ХОЛОДИЛЬНОГО ЦИКЛА НА ДИАГРАММЕ lg p-i
Холодильный цикл необходим для расчета параметров холодильной машины. Цикл строят по параметрам узловых точек с помощью термодинамической диаграммы lg p-i соответствующего холодильного агента, который должен быть выбран по условиям работы и назначению машины. Учитывая международные конвенции по охране окружающей среды, ратифицированные Казахстаном в холодильном оборудовании пассажирских вагонов следует использовать только озонобезопасный фреон R-134а.
Преподаватель выдаёт диаграмму lg p-i для фреона R-134а на ксерокопии которой выполняется построение холодильного цикла.
Исходные данные для построения диаграммы - давление кипения и конденсации , температура всасывания и переохлаждения хладагента. Вместо и могут быть заданы или приняты температуры конденсации и кипения . При построении диаграммы цикла соблюдают общепринятые условные обозначения.
;
;
;
.
Для выполнения расчетов давления конденсации и кипения в МПа определяют по следующим формулам:
(6.1)
, (6.2)
где - давление конденсаций по манометру нагнетательной стороны компрессора, МПа; - давление кипения по манометру всасывающей стороны компрессора, МПа.
Построение цикла выполняем так:
- проводим горизонтальные изотермы соответствующие и . В области влажного насыщенного пара они совпадают с изобарами и .
Значения , , (или , ), а также температуры и используются для построения диаграммы цикла работы холодильной машины в координатах Р – i. На оси ординат Р находят давление, равное , проводят изобару до пересечения с правой пограничной кривой и находят положение точки для теоретического цикла (рис. 6.1). Однако в действительном цикле при соблюдении признаков нормальной работы процесс всасывания 4-1 заканчивается чаще в области перегретого пара. Чтобы найти окончание этого процесса, необходимо продолжить изобару до пересечения с изотермой . Это и будет точка 1. Затем путем интерполирования определяют , находят и строят адиабату 1-2. Пересечение адиабаты 1-2 с изобарой позволяет определить положение точки 2 и, следовательно, установить значение температуры перегрева паров при сжатии и теплосодержание . Точка 3 цикла в координатах Р – i чаще характеризует теоретический цикл, в котором процесс дросселирования в регулирующем вентиле начинается сразу же после окончания процесса конденсации. В действительном цикле для повышения эффективности работы установки используют регенеративные теплообменники, способствующие переохлаждению жидкого холодильного агента перед регулирующим вентилем. При

Рис. 6.1 Цикл холодильной машины в координатах Р – i.
этом температура перед вентилем будет равна температуре . Величина переохлаждения обычно находится в пределах 3-50 С.
Таким образом, положение точки 3 определяется на пересечении или с левой пограничной кривой , - на пересечении с температурой . Точки 4 и находятся на пересечении изобары с перпендикулярами, опущенными из точек 3 и . Теплосодержания и , так как они расположены на изоэнтальпах. Рассмотрев по диаграмме Р – i места расположения точек 4 и относительно линий равного паросодержания , можно установить значения и , т. е. определить, какое количество газа образуется в конце процесса дросселирования.
Описанный способ может быть использован для построения циклов одноступенчатых компрессорных машин, работающих на различных хладагентах. В системах КВВ пассажирских вагонов используется только одноступенчатые компрессоры.
|