![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на рубеже двух столетий
При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на рубеже двух столетий. Покажите, как они повлияли на необходимость начатых Петром I преобразований. Раскройте суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте содержание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на основные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировало основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преобразовательной деятельности Петра I. Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует ответить на вопрос: почему в условиях абсолютизма высшая государственная власть утратила стабильность, а переход власти от одной группировки к другой стал столь частым явлением? Проанализируйте петровский указ о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх мог по своему усмотрению передавать престол, благодаря чему и открывались возможности для произвола. Подчеркните возрастание роли гвардии – военной элиты дворянства, которое привело к тому, что ее мнение стало решающим при смене лиц на престоле. Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определение понятию «просвещенный абсолютизм» (политика второй половины XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств Европы для укрепления власти дворянства в условиях развития буржуазных отношений) и указать мероприятия во внутренней политике России второй половины XVIII в., характеризующие императрицу как сторонницу идей европейского просвещения (секуляризация церковных земель, созыв Уложенной комиссии и др.). Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразования в этой области (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значению эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла новая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с европейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в общественной и политической мысли использовались и приспосабливались к российским условиям теории «общественного договора» и «естественного права», в области просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учителя, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобразительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными последствиями. Список рекомендуемой литературы 1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государства при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. 2. Андреев Д.А., Бордюгов Т.А. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. М., 2004. 3. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4. 4. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. М., 1991. 5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986. 6. Анисимов Л.М. Иезуитский крест Великого Петра. М., 2006. 7. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Золотой век Екатерины Великой. М., 2007. 8. Буганов Е.В. Петр Великий и его время. М., 1989. 9. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века. М., 1988. 10. Водарский Е.А. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6. 11. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины...»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992. 12. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3. 13. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999. 14. Кукурин И.В. Из истории складывания режима «бироновщина» // Отечественная история. 2003. № 2. 15. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5. 16. Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990. 17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. 18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006. 19. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. 20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006. 21. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004.
|