Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на ру­беже двух столетий






При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на ру­беже двух столетий. Покажите, как они повлияли на необходимость начатых Петром I преобразований. Раскройте суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте со­держание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на ос­новные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировало основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преоб­разовательной деятельности Петра I.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует ответить на во­прос: почему в условиях абсолютизма высшая государственная власть утратила стабильность, а переход власти от одной группиров­ки к другой стал столь частым явлением? Проанализируйте петров­ский указ о престолонаследии, согласно которому царствующий мо­нарх мог по своему усмотрению передавать престол, благодаря чему и открывались возможности для произвола. Подчеркните возраста­ние роли гвардии – военной элиты дворянства, которое привело к тому, что ее мнение стало решающим при смене лиц на престоле.

Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определе­ние понятию «просвещенный абсолютизм» (политика второй полови­ны XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств Ев­ропы для укрепления власти дворянства в условиях развития буржуаз­ных отношений) и указать мероприятия во внутренней политике Рос­сии второй половины XVIII в., характеризующие императрицу как сторонницу идей европейского просвещения (секуляризация церков­ных земель, созыв Уложенной комиссии и др.). Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общест­во, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам (1785).

Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразова­ния в этой области (особенно образования) были тесно связаны с ре­формами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значе­нию эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла но­вая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с евро­пейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в общественной и политической мысли использовались и приспосабливались к российским условиям теории «общественного договора» и «естественного права», в области просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учите­ля, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобра­зительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными по­следствиями.



Список рекомендуемой литературы

1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государства при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

2. Андреев Д.А., Бордюгов Т.А. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. М., 2004.

3. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4.

4. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отече­ства: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. М., 1991.

5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.

6. Анисимов Л.М. Иезуитский крест Великого Петра. М., 2006.

7. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Золотой век Екате­рины Великой. М., 2007.

8. Буганов Е.В. Петр Великий и его время. М., 1989.

9. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века. М., 1988.

10. Водарский Е.А. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

11. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины...»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

12. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3.

13. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

14. Кукурин И.В. Из истории складывания режима «бироновщина» // Отечественная история. 2003. № 2.

15. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5.

16. Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990.

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.

19. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006.

21. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал