Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мистицизм. Необходимо различать два основных смысла термина “теософия”
Необходимо различать два основных смысла термина “теософия”. В широком смысле он означает мистическое богопознание. Псевдо-Дионисий Ареопагит употреблял этот термин как синоним теологии. В дальнейшем эти термины стали различать: теология опирается на откровение и догматы соответствующей религии; теософия - на субъективно-мистический опыт, не связанный с определенными догматами. В 16-18 веках теософскими называли мистические учения Я. Беме, Парацельса, Л.К. Сен-Мартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и других. Все они находятся вне определенной религиозной конфессии. Дело в том, что в ряде случаев теософией назывался синтез мистического богопознания и рационалистической философии, а отсюда следовало, что теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки. Другой смысл термина “теософия” обозначает религиозно-мистическое учение Е.Блаватской и ее последователей. Ее взгляды сложились “под влиянием индийских религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме - перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая “исторические формы религии”, теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род “универсальной религии”, не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека - достижение оккультного “знания” и сверхъестественных способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных “посвященных” или “мастеров”, инспирирующих духовную эволюцию человека” (Энциклопедия мистицизма. СПб, 1996. С. 391). Мистицизм часто связывают со странным, необычным поведением и иногда отождествляют с магией. Наиболее обоснованной является точка зрения, утверждающая, что мистицизм представляет собой духовный опыт, который приобретает человек при непосредственном контакте с так или иначе представляемой трансцендентальной реальностью. Этот опыт не поддается объективации, является иррациональным по своей природе и доступен только тому, кто его пережил. Н. Бердяев очень любил германскую мистику, считал ее одним из величайших явлений в истории духа, а Я. Беме называл великим мистиком. Его поражало сходство мистик всех времен и всех религиозных вероисповеданий, которое обнаруживается на известной духовной глубине. Различия же Н. Бердяев обнаруживал в душевно-телесных оболочках. Мистика, по его мнению, как она обнаружилась в исторических ее проявлениях, имеет свои границы. Он отмечал, что мистика монистического типа (в Индии, у Шанкары, у Плотина, у Экхарда) не решает проблемы личности, она имеет антиперсоналистическую тенденцию. Такого рода монистические течения ему были чужды, потому что проблема личности и личной судьбы для него всегда была центральна. Н. Бердяев утверждал, что растворение личности, неповторимой индивидуальности, в безликой божественности, в отвлеченном божественном единстве, противоположно христианской идее о человеке и о богочеловечности (См.: Бердяев Н. Самопознание. Л., 1991. С. 178-179). Мистицизм, в свою очередь, утверждает, что он обозначает изучение природных и универсальных связей, соединяющих каждое живое существо с Первопричиной всех вещей, которую можно назвать Богом, Космическим Разумом, Абсолютом и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что любая религия мистична, но сам мистицизм не предлагает строго придерживаться какой-либо религии. Он дает возможность человеку самому приблизиться к духовному началу, без посредников. Мистицизм выступает в роли своеобразного учения, опирающегося, прежде всего, на собственный эзотерический опыт человека. При рассмотрении эзотерики как формы познания мира, становится очевидным, что объектом этого познания выступает некое единство мира. Для мистически ориентированных людей вера и знание сливаются воедино. В результате эзотерическое познание дает возможность целостно объяснить мир и происходящие в нем события. В отдельных случаях иррациональное и “универсальное”, основанное на духовности, эзотерическое знание позволяет решать некоторые задачи, которые не поддаются логике. Например, парапсихология использует накопленный опыт, способствуя изменению догматических представлений мистически настроенных людей о символах, геометрических фигурах, знаках, за которыми скрывается эзотерический смысл. Процесс “онаучивания” мистики становится характерной чертой современной эпохи. При соприкосновении мистического и научного познания границы науки еще более проявляются, так как ответы на большинство вопросов, волнующих человечество, дает все-таки именно научное познание.
|