Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и религия






Взаимоотношения науки с религией с момента формирования науки как социального института значительно изменились. От жесточайшего неприятия научного познания представители религиозного мировоззрения со временем не только перешли к толерантному отношению к результатам научной деятельности, но стали их активно адаптировать с целью утверждения и популяризации своих взглядов.

Система научного познания, в свою очередь, имеет определенные психологические предпосылки и поэтому исторически формируется лишь тогда, когда в обществе вызревает соответствующая психологическая ситуация. М. Вебер связывал эту ситуацию с влиянием протестантской этики, в результате чего наука выглядела таким же закономерным проявлением протестантизма, как предпринимательство или частная инициатива, и предстала как чисто “западное” явление: ”Только на Западе существует наука на той стадии развития, “значимость” которой мы признаем в настоящее время” (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 44). Данное положение фиксирует тот факт, что религия оказала непосредственное влияние на “образ науки”. Следовательно, и обособление научного познания было достаточно тернистым. Следует отметить, что протестантизм, как и любую другую религию, нельзя считать самостоятельными детерминантами развития науки. Основы западной науки, по мнению Р. Мертона, сложились под влиянием протестантской этики, которая, хотя и находилась в тесной связи с соответствующей религиозной доктриной, но в то же время обладала достаточной автономией от нее и не столько выражала религиозные догматы, сколько лишь артикулировала базовые ценности того времени.

Можно предположить, что основы современного мировоззрения закладывались между 15 и 17 веками, когда мир увидел рождение нового человека, заново осознавшего себя самого и свою свободу, сознающего свое отличие от природы, отдающего себе отчет в своем личном творческом художественном даре, убежденного в способности своего ума постигать природу. Если согласно мировоззрению классической Греции целью всякой умственной и духовной деятельности человека являлось сущностное единение (или воссоединение) с Космосом и пронизывающим его Божественным Разумом и если целью христианина было соединение с Богом, то целью современного мировоззрения стало утверждение максимальной свободы человека - свободы от природы; от угнетения политического, общественного или экономического строя; от стеснения метафизическими или религиозными верованиями; от Церкви и от иудео-христианского Бога; от неподвижного и замкнутого аристотелевско-христианского Космоса; от средневековой схоластики; от древнегреческих авторитетов; от всех старых представлений о мире. Современный человек, оставив традиции и устремившись к идеалу независимого разума, ощутил под ногами твердую почву и пустился в новые странствия, чтобы выявить действующие механизмы этой новой Вселенной, исследовать их и шагнуть за все возможные горизонты своих мирских свершений. Однако с теперь уже господствующим научным мышлением сосуществовали совсем иные интеллектуальные течения, нередко прямо противоположные ему.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал