Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема единства научного знания
Не все науки возникли путем " отпочкования" от философии, некоторые из них, такие как математика, медицина, астрономия, формировались из мифологического сознания параллельно философии и во взаимодействии с ней. Указанные формы знания превратились в науки также через общий механизм выработки универсальных понятий; роль становящейся философии в возникновении данных наук состоит в методологической рефлексии их основ и предпосылок, определении общего " объема" универсума, подлежащего исследованию. С возникновением наук запускаются процессы их дифференциации и интеграции. Онтологическое основание тенденции к дифференциации научного знания составляют неисчерпаемость реальности, бесконечное разнообразие явлений действительности, несхожесть и специфика различных сфер и их неизбежная отграниченность друг от друга. Объективную основу интеграции знания составляют единство мира, принципиальная общность свойств всех его уровней и законов. Единство - это характеристика взаимоотношений элементов системы, отражающая их взаимопроникновение и взаимодополнение, бытие одного через другое и одного в другом. Единство научного знания доказывалось длительным развитием наук, когда для решения новых проблем и исследования новых объектов из одной или нескольких дисциплин возникали новые науки, сохраняя связь между собой и своими " прародителями". В настоящее время можно выделить следующие основные направления научного знания: естествознание, обществознание, техническое знание. Естествознание - это знание о природе, натуральных законах развития. Одним из необходимых условий существования и получения такого знания является возможность его эмпирической опытной проверки. Обществознание - знание о различных видах и формах жизни общества и человека как мыслящего существа. Этот вид знания иногда называют гуманитарным. Техническое знание - знание о системе и законах развития искусственной среды, " второй природы", созданной человеком. Можно различать также науки фундаментальные и прикладные. Дифференциацию научного знания можно определять по следующим параметрам: 1. По предмету исследования. Предметом естествознания является объективный мир без субъективного воздействия человека; предметом обществознания выступает общество и человек в их объективно-субъективном измерении; предметом технического знания выступает искусственный мир " второй природы". 2. По объекту исследования. Естественные науки изучают вещи, предметы, их отношения и состояния, то есть - объекты материального мира; обществознание имеет дело не с материальными предметами и их свойствами, а с людьми и их отношениями. Объект социального исследования - тесное переплетение материального и идеального, объективного и субъективного, духовной и практической деятельности человека. Объект техникознания - предметы, созданные человеком и развивающиеся во взаимодействии с ним. 3. По отношению к субъективному фактору. Естествознание рассматривает мир вне контекста морали, свободного выбора и ответственности за действия, этический момент может присутствовать лишь в деятельности ученого. Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимается анализом ценностных систем и нравственных принципов. В нем происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого. Техникознание также учитывает роль субъективного фактора. 4. По рефлексивности. Природа монологична, она являет себя через человека молча, без речевой артикуляции. В обществе возникает диалог личностей, текстов, культур. Техника выступает как вариант диалога человека с природой и самим собой. 5. По методам исследования. В естествознании и техникознании используются преимущественно количественные методы. В обществознании объект исследования анализируется преимущественно со стороны качества. Таким образом, можно отметить, что техникознание в значительной степени интегрировано в естествознание и общественные науки. Структура естествознания является отражением логики природы. Выделяются физические, химические, биологические, геологические, космологические и иные научные знания. Каждая из наук формирует свою картину мира; для создания общей картины мира необходим анализ оснований каждой науки со стороны философии. В качестве общеметодологических могут выступать также такие направления знания, как математика, синергетика, кибернетика. Возможность существования всеобщего и общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания. Единство научного знания также проявляется в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использовании в различных науках общих (всеобщих) методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности. Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других " " современных" наук. Возможно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе. 1. Перенос идей и представлений из одной области знания в другую. 2. Эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими. 3. Формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы. 4. Формирование новых научных дисциплин " пограничного" типа на стыках известных ранее областей знания. 5. Сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук. 6.Сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и др. 7. Универсализация средств языка науки. 8.Выработка региональных и общенаучных форм и средств познания. 9. Усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным) знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними. 10.Усиление интегративной роли философии. Таким образом, развитие и диффернециация современной науки сопровождаются интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Наука развивается как особая специфическая форма познания мира. Литература 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1990. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. М., 1980. 3. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981. 4. Келле В.Ж. Наука как феномен культуры //Наука и культура. М., 1984. 5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1983. 6. Петров М.К. Символ, знак, культура. М., 1992. 7. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М., 1995. 8. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М., 1957. 9. Хайдеггер М. Наука и осмысление//Время и бытие. М., 1993. 10.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С.101-113.
|