Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Саратовский государственный технический университетСтр 1 из 66Следующая ⇒
Саратовский государственный технический университет
Институт социального и производственного менеджмента
Концепции современного естествознания Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук А.С. Борщова
Саратов 2004
В учебном пособии рассматриваются проблемы специфики науки и научного знания особенности современной науки. Исследуются основания становления современной научной парадигмы. Определяются основания становления современных научных систем: физики, биологии, кибернетики, антропологии. Выявляется место человека в контексте биосоциальной системы, системы “человек-наука-техника”, анализируются проблемы соотношения космологического и планетарного начал человека. Значительное внимание в пособии уделяется науке как формы мышления самого человека, отличающей его от человека изначального. В частности, рассматриваются и анализируются проблемы и перспективы развития синергетики и синергетической парадигмы мышления. Первая часть учебного пособия включает курс лекций по концепциям современного естествознания, вторая часть – хрестоматию по данному курсу, третья – темы контрольных работ для студентов заочного отделения. Пособие предназначено для студентов и аспирантов дневного, вечернего и заочного обучения, изучающих курс «Концепции современного естествознания».
ББК 20
Введение
Естествознание выступает одним из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Современное образование включает знание гуманитарное, естественно-научное и техническое. Если гуманитарное знание формирует общую культуру человека, делает гибким его мышление, позволяет найти устойчивые ориентиры в культуре и общественной жизни, то знание естественно-научное составляет основу, базис для представления о мире в целом. Без данных естествознания рассуждения о мире и месте в нем человека превращаются в простые теоретические выкладки, а мировоззрение - в легенду о мироздании. Отдельные науки не в силах создать целостную картину природы, общества и человека. Для целостного видения мира необходимы обобщение, обработка и критический анализ основных, принципиальных результатов естествознания, которые вошли в современную культуру. Изучение курса " Концепции современного естествознания" способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания значительной части содержания технических, экономических и гуманитарных дисциплин. Изучение курса способствует формированию способности анализировать и применять, использовать естественно-научные знания в профессиональной деятельности специалиста. Естествознание исследует мир таким, какой он существует в своем естественном состоянии, независимом от сознания человека. Современными концепциями, по сути, являются не только взгляды, теории и позиции, возникшие в последние сто или пятьдесят лет; последнее слово науки не обязательно то, которое высказано в последнее время. Современными являются концепции, лежащие в основе современных представлений о мире, в основе наиболее выдающихся результатов естествознания, в основе современной культуры. Современно то, что в настоящее время оказывает наибольшее влияние на развитие естествознания и на мышление человека. В курсе лекций " Концепции современного естествознания" раскрывается специфика научного знания и история науки, анализируются физическая картина мира, различные уровни организации материи, сущность, происхождение и эволюция живого, возникновение человека и особенности техногенной цивилизации. В учебное пособие включена хрестоматия по курсу, которая содержит работы мыслителей и ученых различных областей наук. Объединяющим началом единства и целостности концепции хрестоматии является, прежде всего, человек. Естествознание, стремясь к выработке объективного знания, в настоящее время пришло к выводу, что предметом изучения является не природа сама по себе, а взаимоотношение человека и природы. Для понимания эволюции человека, перспектив его развития необходимо знание процессов развития Вселенной в целом, обращение к самым первым минутам возникновения Вселенной, знание фундаментальных принципов развития природы, конкретные естественнонаучные знания в их связи с существованием человека. Катаклизмы и коллизии начавшегося XXI века еще раз показывают нам хрупкость человеческого существования. Обратившись к естественнонаучным проблемам, можно заметить, что существуют узкие границы равновесного состояния любого природного объекта, будь то атомы или биосфера. Выбор первой темы хрестоматии связан с необходимостью выяснения специфики науки как феномена культуры. Представляется необходимым рассмотреть особенности и факторы эволюции науки в контексте культуры. Науки, базируются на противоположных с моралью, религией и искусством основаниях, однако едины с ними в выполнении человекоообразующей функции. Так, по словам М.К. Мамардашвили закон Ома и картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля однопорядковы в том плане, что они способствуют формированию человеческих качеств. Вторая тема включает в себя работы ведущих физиков XX века. Физика считается главной наукой естественнонаучного знания, достоинством которой является рассмотрение физической эволюции Вселенной в целом, исследование материи, пространства и времени. Читатели хрестоматии смогут отметить, что ученые зачастую в своих работах выходят за границы данной науки на уровень философского осмысления. Третья тема раскрывает общие механизмы развития живых и неживых систем, особенности синергетики и кибернетики. Четвертая и пятая темы сводят воедино проблемы возникновения, развития живого и существование человека, придавая им космическое измерение. Изучение отдельных проблем курса Концепции современного естествознания необходимо свести в целостную картину развития природы и человека, ставя задачу, как ее определял Тейяр де Шарден: «… увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, распространенного на человека, показать развертывающееся целое». Заключительная часть учебного пособия составляют темы контрольных работ для студентов-заочников. Учебное пособие написано авторским коллективом кафедры философии Саратовского государственного технического университета.
|