Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Саратовский государственный технический университет






Саратовский государственный технический университет

 

Институт социального и производственного менеджмента

 

 

Концепции современного

естествознания

Учебное пособие

Под редакцией доктора философских наук

А.С. Борщова

 

 

Саратов 2004


 

ББК 20 К65 Авторы: Д.И. Заров (введение, Ч.1: гл.1; Ч.2.), И.В. Стеклова (Ч.1: гл.2), А.С. Борщов (Ч.1: гл.3; Ч.2), И.В.Боровская (Ч.1: гл. 4, 11; Ч.3.), В.Г. Вишневский (Ч.1: гл. 5), Ю.Г. Карагод (Ч.1: гл. 6), И.А. Абросимова (Ч.1: гл. 7, 18; Ч.2.), В.М. Собинов (Ч.1: гл. 8, 16, 17; Ч.2; Ч.3.), Ю.М. Дуплинская (Ч.1: гл. 9), Г.А. Щербакова (Ч.1: гл. 10, 14; Ч.3.), О.Ф. Филимонова (Ч.1: гл.12, 19), Н.В. Довгаленко (Ч.1: гл.13), В.П. Фомин (Ч.1: гл.15) Рецензенты: Кафедра философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Доктор философских наук, профессор Барышков В.П.  

 

 

К65 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие/ Под. ред. А.С. Борщова. - Саратов: Научная книга, 2004. - 240 с.  

 

В учебном пособии рассматриваются проблемы специфики науки и научного знания особенности современной науки. Исследуются основания становления современной научной парадигмы. Определяются основания становления современных научных систем: физики, биологии, кибернетики, антропологии. Выявляется место человека в контексте биосоциальной системы, системы “человек-наука-техника”, анализируются проблемы соотношения космологического и планетарного начал человека. Значительное внимание в пособии уделяется науке как формы мышления самого человека, отличающей его от человека изначального. В частности, рассматриваются и анализируются проблемы и перспективы развития синергетики и синергетической парадигмы мышления.

Первая часть учебного пособия включает курс лекций по концепциям современного естествознания, вторая часть – хрестоматию по данному курсу, третья – темы контрольных работ для студентов заочного отделения.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов дневного, вечернего и заочного обучения, изучающих курс «Концепции современного естествознания».

 

ББК 20

 

  ã   ã   Коллектив авторов, 2004

Введение

 

Естествознание выступает одним из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Современное образование включает знание гуманитарное, естественно-научное и техническое. Если гуманитарное знание формирует общую культуру человека, делает гибким его мышление, позволяет найти устойчивые ориентиры в культуре и общественной жизни, то знание естественно-научное составляет основу, базис для представления о мире в целом. Без данных естествознания рассуждения о мире и месте в нем человека превращаются в простые теоретические выкладки, а мировоззрение - в легенду о мироздании.

Отдельные науки не в силах создать целостную картину природы, общества и человека. Для целостного видения мира необходимы обобщение, обработка и критический анализ основных, принципиальных результатов естествознания, которые вошли в современную культуру. Изучение курса " Концепции современного естествознания" способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания значительной части содержания технических, экономических и гуманитарных дисциплин. Изучение курса способствует формированию способности анализировать и применять, использовать естественно-научные знания в профессиональной деятельности специалиста.

Естествознание исследует мир таким, какой он существует в своем естественном состоянии, независимом от сознания человека. Современными концепциями, по сути, являются не только взгляды, теории и позиции, возникшие в последние сто или пятьдесят лет; последнее слово науки не обязательно то, которое высказано в последнее время. Современными являются концепции, лежащие в основе современных представлений о мире, в основе наиболее выдающихся результатов естествознания, в основе современной культуры. Современно то, что в настоящее время оказывает наибольшее влияние на развитие естествознания и на мышление человека.

В курсе лекций " Концепции современного естествознания" раскрывается специфика научного знания и история науки, анализируются физическая картина мира, различные уровни организации материи, сущность, происхождение и эволюция живого, возникновение человека и особенности техногенной цивилизации.

В учебное пособие включена хрестоматия по курсу, которая содержит работы мыслителей и ученых различных областей наук. Объединяющим началом единства и целостности концепции хрестоматии является, прежде всего, человек. Естествознание, стремясь к выработке объективного знания, в настоящее время пришло к выводу, что предметом изучения является не природа сама по себе, а взаимоотношение человека и природы.

Для понимания эволюции человека, перспектив его развития необходимо знание процессов развития Вселенной в целом, обращение к самым первым минутам возникновения Вселенной, знание фундаментальных принципов развития природы, конкретные естественнонаучные знания в их связи с существованием человека. Катаклизмы и коллизии начавшегося XXI века еще раз показывают нам хрупкость человеческого существования. Обратившись к естественнонаучным проблемам, можно заметить, что существуют узкие границы равновесного состояния любого природного объекта, будь то атомы или биосфера.

Выбор первой темы хрестоматии связан с необходимостью выяснения специфики науки как феномена культуры. Представляется необходимым рассмотреть особенности и факторы эволюции науки в контексте культуры. Науки, базируются на противоположных с моралью, религией и искусством основаниях, однако едины с ними в выполнении человекоообразующей функции. Так, по словам М.К. Мамардашвили закон Ома и картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля однопорядковы в том плане, что они способствуют формированию человеческих качеств.

Вторая тема включает в себя работы ведущих физиков XX века. Физика считается главной наукой естественнонаучного знания, достоинством которой является рассмотрение физической эволюции Вселенной в целом, исследование материи, пространства и времени. Читатели хрестоматии смогут отметить, что ученые зачастую в своих работах выходят за границы данной науки на уровень философского осмысления.

Третья тема раскрывает общие механизмы развития живых и неживых систем, особенности синергетики и кибернетики. Четвертая и пятая темы сводят воедино проблемы возникновения, развития живого и существование человека, придавая им космическое измерение. Изучение отдельных проблем курса Концепции современного естествознания необходимо свести в целостную картину развития природы и человека, ставя задачу, как ее определял Тейяр де Шарден: «… увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, распространенного на человека, показать развертывающе­еся целое».

Заключительная часть учебного пособия составляют темы контрольных работ для студентов-заочников.

Учебное пособие написано авторским коллективом кафедры философии Саратовского государственного технического университета.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал