Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет экономической науки, этапы развитияСтр 1 из 12Следующая ⇒
Само слово экономика в переводе с греческого – искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. В современном языке оно многозначно и имеет, по крайней мере, три значения: 1. Э. – совокупность общественных отношений, связных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. 2. Э. – та или иная производственная система, хозяйство (города, района, края ит.д.) 3. Э. – научная и учебная дисциплина, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Т.о. Экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Предмет науки (главная тема исследований) Э.н. – социальная наука, следовательно она исследует мир общества, совместную жизнь людей. В центре внимания э.н. – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Этапы развития: Истоки экономического развития берут начало в древнем Востоке – Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы): · Разделение умственного и физического труда; · Выделение высших и низших слоев общества; · Освобождение от рабства; · Всеобщее равенство; · Право частной собственности на землю. Древняя Греция (Ксенофонт, Платон, Аристотель) Основа оценки блага – полезность. Соизмерение благ на основе полезности, а не труда – Эквивалентность обмена. Физический труд не престижен. Разделял экономику(хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство наживать богатство). Ввел монеты. Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.) Фактическое разложение рабства. Проблема качества труда, ограничение возможности рабского труда. Источник богатства – ростовщичество и торговля. Физический труд не престижен. Христианство (Апостол Павел) Источник богатства – труд. Социальная справедливость: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». Как наука, то есть систематизированное знание, экономическая теория появилась в 16-17 веках. Школы экономики 1. Меркантилизм (Антуан де Монкрентьен) Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей и продавцов и мешать иностранным. В 1615 году Антуан де Монкрентьен опубликовал " Трактат о политической экономии". 2. Физиократы (Анн Тюрго, Визер) Общественное богатство производится в сельском хозяйстве. Общество делится на три класса: 1-й класс - собственники; 2-й класс - производители; 3-й класс - бесплодные. В рамках этой школы были созданы экономические таблицы, которые легли в основу модели межотраслевого баланса. 3. Классическая (Адам Смит, Давид Рикардо) Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. Рикардо считал " закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. 4. Социалистическая (Жан Батист де Сизмонди, Карл Маркс, Фридрих Энгельс) Жан Батист де Сизмонди первый выступил с критикой капиталистического строя и заговорил о создании общества справедливости. Социалисты-утописты каждый по-своему представляли общество будущего. Наиболее полно социалистическую идею развил Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Работа Маркса " Капитал" состоит из 3-х частей: · Философия, базирующаяся на материалистической диалектике, как методе познания. · Экономическая теория, в которой Маркс критикует капитализм и доказывает неизбежность его гибели. · Учение о социализме. 5. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм) (Карл Менгер) Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя. В отличие от классиков они искали основу обмена не в издержках производства, а в субъективных оценках полезностей покупаемых и продаваемых благ. Эта полезность находит выражение в рыночном спросе и предложении, пытаясь ограничить объект исследования. 6. Неоклассическая (Альфред Маршал) В 1890 году вышла книга " Принципы политической экономии". В рамках неоклассического направления был разработан принцип функциональных отношений. 7. Математическая (Леон Вальрас) Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Он разработал модель общего рыночного равновесия. 8. Кейнсианство (Кейнс) Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании. 9. Институционалисты (Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт) Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга " Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства. 10. Монетаристы (Фридмен) Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.
Применительно к экономической теории «Метод» ‑ путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил. Важнейшие для экономической науки методы исследования:
Благодаря ему можно проследить, как изменялись товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.
Предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.
Предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели, которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее рационально е решение той или иной проблемы.
Это особый, мыслительный прием, позволяющий формировать те или иные отвлеченные понятия – абстракции (категории). Результатом является обоснование экономических категорий. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что такое рассмотрение явления или процесса не меняет их внутреннею сущность, законы развития и функционирования
Анализ – изучение объекта по частям. Например, сопоставление показателей работы отдельных шахт. Синтез – изучение объекта в целом: Определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России. (макро- и микроэкономика)
Основан на анализе и синтезе. Объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов.
Два противоположных, но тесно связанных способа рассуждения. Движение мысли от частных фактов к общему выводу – индукция, или обобщение. Движение от общего положения к частным выводам – дедукция.
Подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами.
Самый распространенный метод в экономических науках. Отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
|