Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение учетной ставки.






Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

  1. Налоговая система и её функции.

Налог - принудительная выплата государству домохозяйствами и фирмами денег, в обмен на которые они непосредственно не получают товары или услуги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

К элементам налога относятся: субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог; носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог; ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Прямой налог - сбор в пользу государства в зависимости от доходов и стоимости имущества. Косвенный налог - сбор в пользу государства при осуществлении определённых действий.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная).
  2. изменение соотношения между доходами разных групп (социальная).
  3. государственное регулирование экономики (регулирующая).

Распределение налогового бремени в рыночной экономике:

а) принцип полученных благ: те, кто получает больше выгод от государственных программ, должны больше платить;

б) принцип платёжеспособности: тяжесть налогового бремени поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния.

Основные налоги:

1) Индивидуальный подоходный налог. Платежи осуществляются в течении года, но окончательный расчёт делается в конце года. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах: Канада - 29%, США - 39%, Великобритания - 40%, Япония - 50%, Италия - 51%, Германия - 53%, Франция - 57%, Швеция - 72%. В России введена единая ставка 13%.

2) Налог на прибыль. В мировой практике типична ставка 30-35%. В России с 1994 г. установлена ставка 35%, иэ них 13% поступают в федеральный бюджет, а до 22% идёт в региональные бюджеты.

3) Социальные взносы (налоги). Взносы на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работниками, частично их работодателями. В России предприниматели выплачивают в пенсионный фонд - 28% от фонда заработной платы, в фонд занятости - 2%, в фонд обязательного медицинского страхования - 3, 6%, в фонд социального обеспечения - 5, 4%. Эти выплаты включаются в издержки фирм.

4) Поимущественные налоги. Налогами облагаются в основном недвижимость, земля и строения. Роль налога на имущество – стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы фирмы своевременно освобождались от ненужного имущества, а граждане не накапливали земельные участки, дома и квартиры для спекуляции ими. Налог на имущество в России в 1998 г. для фирм составил 2% от среднегодовой стоимости, для физических лиц 0, 1% от инвентаризационной стоимости.

Потоварные налоги. НДС - представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат. Акциз - налог, взимаемый при покупке некоторых товаров и услуг и устанавливаемый обычно в процентах к цене. Таможенные пошлины.

В России существует так называемая трёхканальная фискальная система:

1. Федеральные налоги (около 14)

2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей (около 4)

3. Местные налоги.

Размеры налоговых ставок и сумм собранных налогов связаны определённой зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определённого момента может вести к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определённого уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшится.

Основные направления совершенствования налоговой системы:

· обеспечение стабильности налоговых ставок;

· максимальное упрощение налоговой системы, изъятие инструкций, имеющих неоднозначное толкование;

· ослабление налогового пресса путём снижения налоговых ставок;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· усиление роли имущественных налогов;

· приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов;

· максимальный учёт реальных издержек хозяйствующих субъектов.

  1. Государственный бюджет и его структура.

Государственный бюджет - это годовой план государственных рас­ходов и источников их покрытия. Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в госбюджет. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны бюджеты соответственно бывают центральными, областными, земельными, региональными, местными и т д Гос бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране.

Если расходы бюджета равны его доходам, бюджет называется сба­лансированным, если расходы превышают доходы, то образуется бюджет­ный дефицит, если доходы превышают расходы, то образуется профицит бюджета.

Причины возникновения дефицита бюджета:

· долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений;

· стадией воспроизводственного цикла, в котором находится экономи ка страны.

· текушая политика правительства в области бюджетных расходов и до ходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Дефицит бюджета покрывается за счёт внутренних и внешних зай­мов, что соответственно образует внутренний и внешний государствен­ный долг. Внутреннее заимствование осуществляется в виде кредитов Центрального банка, что означает дополнительную эмиссию денег и яв­ляется мощным толчком инфляции, а также путём выпуска государствен­ных облигаций. Внешнее заимствование означает получение кредитов у различных государств и международных организаций.

Политика, которую проводит правительство в отношении государ­ственного бюджета, называется бюджетно-налоговой или фискальной по­литикой. Если правительство целенаправленно стремится изменить со­вокупный спрос и объём производства, оно может осуществить опреде­лённые изменения в государственных расходах и налогах. Такая поли­тика называется Дискреционная фискальная политика. Главная задача этой политики - противодействие циклическим изменениям совокупного спроса и объёмов производства в стране. Во время спада дефицит бюд­жета увеличивается, во время подъёма - бюджет имеет превышение доходов над расходами. Фискальная политика, которая приводит к расширению со­вокупных расходов, называется экспансионистской. Политика, которая приводит к уменьшению совокупных расходов, называется рестриктивной.

Если правительство не стремится целенаправленно менять ставки налогов и позволяет налоговым поступлениям снижаться во время спада экономики, то такая политика называется автоматическая фискальная политика.

Большую роль в анализе всех этих процессов сыграл Ди. Кейнс. Докейнсианская политика: во время спада поднимать ставки налога, чтобы не допустить уменьшения поступлений в бюджет. Кейнсианская политика: во время спада понижать ставки налога и увеличивать де­фицит бюджета. Важен не ежегодно сбалансированный бюджет, а сба­лансированный в ходе экономического цикла.

Государственный долг растёт в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2, 5 раза счи­тается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выкладывать основную сумму с высо­кими процентами. Особая проблема внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности, например, 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.

 

  1. Платежный баланс страны.

Платёжный баланс - это систематизированная запись итогов всех сделок между резидентами одной страны (домохозяйствами, фирмами и правительством) и остальным миром. Сделки между страной и остальным миром делятся на два вида: текущие операции и операции с капиталом. Эти группы сделок отражаются в балансе текущих операций и в балансе движения капитала.

Операции, отражаемые в балансе текущих операций, - это продажа и покупка товаров и услуг, а также трансферты (трансферты - это платежи, производимые одной страной в.адрес другой без получения в ответ товара или услуги - гуманитарная помощь, премии и т.д.). Про­дажа и покупка активов отражается в балансе движения капитала.

Текущий баланс = доходы от экспорта - расходы на импорт - чис­тые трансферты за границу.

Страна, имеющая дефицит платёжного баланса по текущим опера­циям, покрывает его, продавая свои активы иностранцам или беря у них деньги в долг. Активы включают всё - начиная от акций, облига­ций, банковских счетов и кончая недвижимым имуществом, художест­венными ценностями и прямой собственностью корпораций. Страна корректирует текущий платёжный баланс, сокращая свои расходы за гра­ницей или увеличивая свои доходы от продажи товаров и услуг за гра­ницу. Если страна имеет дефицит платёжного баланса, то этот дефицит определённым образом должен финансироваться, в результате чего происходит сокращение чистых заграничных активов. Чистые заграничные активы - это превышение заграничных активов, которыми владеют отечественные резиденты, над отечественными активами, которыми вла­деют иностранцы. Положительное сальдо текущего платёжного баланса равно приросту чистых заграничных активов. Аналогичным образом: де­фицит текущего платёжного баланса равен величине уменьшения чистых заграничных активов.

В балансе движения капиталов отражаются все международные сделки с активами. В нём отражены доходы от торговли активами, например от продажи акций, облигаций, недвижимости и компаний иностранцам, и расходы, возникающие в результате наших покупок активов за границей.

Продажа иностранных активов приводит к поступлению иностран­ной валюты в страну, покупка, наоборот, представляет собой расход иностранной валюты. Баланс движения капиталов показывает чистые пос­тупления иностранной валюты от всех сделок с активами. Если пос­тупления от продажи активов остальному миру больше, чем наши рас­ходы на покупку активов за границей, то баланс движения капиталов сводится с положительным сальдо (чистый приток капитала). Наобо­рот, когда мы покупаем за границей больше активов, чем иностранцы покупают у нас, баланс движения капиталов сводится с дефицитом (чис­тый отток капитала).

Страна в целом не может тратить на покупку иностранных това­ров, услуг и активов больше, чем она получает от продажи своих то­варов, услуг и активов

Платежный баланс = Текущий платеж + Баланс движения капиталов

Если это равенство не соблюдается, то это приведёт к измене­ниям на валютном рынке спроса и предложения. В условиях фиксирован­ного курса для его удержания страна была бы вынуждена влезать в долги или распродавать свои активы. В условиях плавающего валютного курса ЦБ может влиять на валютный курс, продавая или покупая валюту (интервенция ЦБ). Такие покупки или продажи являются операциями с официальными резервами - потому что, когда ЦБ проводит интервенцию на валютном рынке, он либо расходует, либо увеличивает свои ва­лютные запасы, т.е. резервы иностранной валюты.

Платёжный баланс сводится с положительным сальдо, когда теку­щий платёжный баланс в сумме с балансом движения капиталов показы­вает положительное сальдо, т.е. чистые поступления иностранной ва­люты являются положительными (ЦБ увеличивает свои резервы). Платёж­ный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления иност­ранной валюты по текущим операциям и балансу движения капиталов яв­ляются отрицательными (ЦБ сокращает свои резервы).

Если ЦБ не будет осуществлять интервенцию, то изменится обмен­ный валютный курс, а значит, изменится выгодность экспортных и им­портных операций.

Взаимодействие открытой экономики с остальным миром происхо­дит двумя способами - на мировых рынках товаров и услуг и на миро­вых финансовых рынках. Чистый экспорт и чистые иностранные инвес­тиции - меры несбалансированности этих рынков. Чистый экспорт из­меряет расхождение между экспортом и импортом, а чистые иностранные инвестиции - несоответствие между стоимостью иностранных активов, приобретённых резидентами экономики, и стоимостью внутренних активов экономики, приобретённых иностранцами.

Для экономики в целом чистые иностранные инвестиции всегда равняются чистому экспорту. Справедливость этого равенства определяется тем, что каждая сделка в экономике в одина­ковой мере влияет на его правую и левую части.

Между сбережениями, инвестициями внутри страны и международны­ми потоками товаров и капиталов существует определённая связь.

Сбережения = Внутренние инвестиции + Чистые иностранные инвестиции

Кризис платёжного баланса возникает в результате того, что страна в течении длительного времени откладывает урегулирование де­фицита текущего платёжного баланса и истощает свои резервы. Резервы иностранной валюты в ЦБ уменьшаются, иностранцы не хотят пре­доставлять кредитов ни частным лицам, ни правительству, а других доступных источников финансирования нет. Когда развитие подобных событий заходит в тупик, то возникает необходимость в радикальных действиях со стороны государства.

Кризис платёжного баланса может также возникнуть и в резуль­тате того, что люди теряют доверие к политике правительства и бо­ятся, что деньги собственной страны обесценятся. Чтобы избежать по­тери или получить прибыль, они спекулируют, продавая эти деньги и покупая иностранную валюту.

Корректировка обменного курса валюты является, по существу, един­ственным способом выхода из этой ситуации. Однако установление более реалистичного валютного курса на практике достаточно трудно осущес­твить, так как это зависит от ожиданий экономических агентов и их оце­нок политики правительства. В краткосрочной перспективе сальдо теку­щего счета, сальдо движения капитала и платёжного баланса в целом мо­жет измениться под влиянием факторов, определяющих объемы сбережений и инвестиций, таких как бюджетно-налоговая политика и изменение мировой ставки процента.

  1. Внешнеэкономическая политика России в переходный период.

Основными целями внешнеэкономической политики России в стратеги­ческом плане для переходного периода являются:

· обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;

· достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должни­ками России;

· формирование эффективной системы зашиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.)

Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодо­ления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической деятельности. Первая предполагает преимущественную ориен­тацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следо­вали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западно­европейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные страны. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латино­американские страны. Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической дея­тельности и залогом экономической безопасности страны в условиях дви­жения к открытой экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам.

  1. Основные направления экономической политики государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хо­зяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол­нительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основным объектом государственного регулирования выступают: экономический цикл, отраслевая и региональная структура, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, под­готовка и переподготовка кадров, окружающая природная среда, внешнеэко­номические связи. Соответственно, можно вести речь о государственной антициклической политики, антимонопольной, социальной, политики занятости, и т.д.

Средства государственного регулирования подразделяются на админи­стративные и экономические. Административные средства не связаны с соз­данием дополнительного материального стимула или опасностью финансо­вого ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетно-налоговой по­литики. Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической поли­тики различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса, факторов, определяющих совокупное предложение, взаимосвязи ин­фляции и безработицы; инструментов бюджетно-налоговой и денежно- кредитной политики.

Общим подходом кейнсианцев является концепция активной макро­экономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономике. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкость рынка труда, «жесткостью» заработной платы и не­эластичностью цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмеша­тельство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму.

В кейнсеанской модели основным уравнением является уравнение со­вокупных расходов: Y = C + J + G + Xn, которое определяет величину номи­нального ВНП. В классической модели основным уравнением является урав­нение обмена: MV = PY. Оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

В кейсианской модели бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции. Денежно-кредитная политика рассматривается как вторичная, так как у нее очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВНП через из­менения ставки процента, инвестиций. В классической модели, наоборот, бюджетно-налоговой политике отводится второстепенная роль. Предполага­ется, что изменения денежной массы непосредственно воздействует на сово­купный спрос и, следовательно на номинальной ВНП В концепциях класси­ческого направления (например, теория рациональных ожиданий), цены и за­работная плата рассматривают как абсолютно гибкие.

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практи­ческого характера к их числу относится: а) временные лаги бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики (лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и принятием решения, между принятием решения и появлением результатов); б) несовершенство экономической ин­формации; в) изменчивость экономических ожиданий, г) неоднозначность исторических аналогий.

Последовательная макроэкономическая политика (политика твердого курса) предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации. Непоследовательная политика (сво­боды действий) означает, что правительство и центральный банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае и подбирают подходящий тип решений. Преимущества последовательной политики могут быть сведены к трем обстоятельствам: 1) снижается риск принятия некомпетент­ных решений; 2) снижается влияние политического бизнес-цикла; 3) укрепля­ется доверие экономических агентов к политике правительства и Централь­ного банка.

В российской экономике выбор оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики затрудняется рядом специфиче­ских обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования. Во-вторых, доверие к правительству и центральному банку усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих, нередко отсутст­вуют необходимые социальные условия.

  1. Закон Энгеля. Реакция потребителя на изменения доходов и цен.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал