Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы международных экономических отношений⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Мировая экономика имеет к каждому из нас непосредственное отношение. Мы пользуемся вещами, изготовленными в разных странах - США, Германии, Польше, Турции, Китае. Много отечественных товаров содержат составные части, произведенные за границей. Сегодня насчитывается 230 государств, в которых проживает свыше 8 млрд человек. Каждая страна, кроме общих с другими странами черт, имеет свои особенности экономического, социального и культурного развития. Это обусловлено своеобразием географического положения, рельефа, климата, наличием или отсутствием тех или других природных ресурсов. Именно это обстоятельство ведет к появлению одних отраслей хозяйства или отсутствию других. Поэтому даже огромные империи не смогли обеспечить себя абсолютно всеми товарами и услугами. Вследствие этого возникала потребность завозить из других стран товары, которые местное хозяйство не вырабатывало или производство которых не удовлетворяло спрос отечественных потребителей. Вместе с тем получался излишек собственных товаров, спрос на которые внутри страны уже был удовлетворен почти полностью, поэтому неминуемо возникала проблема их реализации. Эти факторы стали причиной возникновения древнейшей формы международных экономических отношений - мировой торговли. С течением времени улучшение этих отношений породило другие их формы - международную миграцию трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капиталов и инвестиции, международные валютные отношения международный бизнес, которые реализуются в рамках мирового хозяйства. Тесное сотрудничество национальных экономик способствовало возникновению целостного планетарного образования, которое называют системой мирового хозяйства. Мировое хозяйство - это совокупность экономик разных стран, связанных между собой системой международных экономических связей и так или иначе дополняющих друг друга. Такое взаимодополнение национальных экономик - не чья-либо воля, а веление времени, условие экономической жизни на нашей планете. Мировое хозяйство начало приобретать современные черты на рубеже XIX и XX в. Как совокупность национальных экономик, мировое хозяйство функционирует благодаря международному разделению труда (МРТ), международным правовым нормам и соглашениям, которые определяют деятельность субъектов хозяйствования на всех уровнях - национальном, региональном, мировом. На глобальном уровне механизмы управления и регулирования международных экономических отношений более полно представлены в системе Организации Объединенных Наций (ООН). Этими вопросами занимаются, в частности, Экономический и социальный совет (ЭКОСС) и Комитет по экономическим и финансовым вопросам ООН. В 1974 г. на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств. Эти документы являются определяющими в формировании международной экономической политики всех государств. Глобальное экономическое регулирование осуществляют также Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития - Мировой банк (МБРР), Всемирная организация торговли (ВОТ).
Формы внешнеэкономических связей. · Торговля. · Совместное предпринимательство (может быть реализовано в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, промышленности и т.д.) · Оказание услуг (посреднических, банковских, биржевых, страхования, туризм, международные перевозки). · Сотрудничество. Контрагент - иностранный партнер, с которым осуществляется внешнеторговая операция. От правильного выбора контрагента зависит эффективность внешнеторговых связей. Классификация контрагентов.
· промышленные; · сельскохозяйственные; · строительные; · транспортные; · лизинговые; · инжиниринговые.
· государственные; · частные; · смешанные.
· национальные; · международные; · смешанные. Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны. К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги. Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое. Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в НИИ Автоматизированных систем. Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно – технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем.
В своем развитии мировая валютная система прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему. Выделяют следующие этапы:
Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период национальная и международная валютные системы были тождественны, и только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу. Основными принципами золотомонетного стандарта являлось следующее: · установлено золотое содержание национальных денежных единиц; · золото выполняло функцию мировых денег, а, следовательно, всеобщего платежного средства; · находящиеся в обращении банкноты эмиссионных центральных банков свободно обменивались на золото. Обмен производился на базе их золотых паритетов, то есть весового количества содержащегося в них чистого золота; · курс валюты мог отклоняться от монетных паритетов в пределах «золотых точек», т.е. фактически являлся фиксированным валютным курсом; · кроме золота, в международном обороте был признан английский фунт стерлингов; · поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег; · дефицит платежных балансов покрывался золотом. Относительную устойчивость валютных курсов обеспечивало свободное передвижение золота между странами. Перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический привело к тому, что классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, тормозил регулирование экономики, денежной, валютной систем в интересах монополий и государства. Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Основные принципы Генуэзской валютной системы были аналогичны принципам предшествующей Парижской системы. Золото сохраняло роль окончательных мировых денег, оставались золотые паритеты. Однако были внесены и определенные изменения. Золотодевизный стандарт представлял собой такую форму золотого стандарта, при которой отдельные национальные банкноты размениваются не на золото, а на валюту других стран (на девизы, размениваемые в свою очередь на золотые слитки). Таким образом, сформировалось два основных способа размена национальной валюты в золото: · прямой — для валют, выполнявших роль девизов (фунт стерлингов, доллар); · косвенный — для всех остальных валют данной системы. В соответствии с принципами Генуэзской системы Центральные банки стран-членов должны были поддерживать возможные значительные отклонения валютных курсов своих национальных денежных единиц, используя методы валютного регулирования (прежде всего валютные интервенции). Распространение золотодевизного стандарта закрепило возможную зависимость одних стран от других — доллар США и английский фунт стерлингов стали основой ряда валют. Однако девизная форма золотого стандарта просуществовали недолго. Мировой кризис 1929—1931 годов полностью разрушил данную систему. Кризис затронул и девизные валюты. Середина и конец 30-х годов были не стабильны для МВС — многие страны девальвировали свои валюты. Кризисные потрясения в валютной сфере в период валютной депрессии 1929—1933 годов наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании. С 1944 года наступает третий этап эволюции МВС — на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах — долларе США и фунте стерлингов. Последним отводилась основная роль, поэтому чаще встречается название золотовалютный стандарт. Основными принципами Бреттон-Вудской валютной системы являлись: · золото сохранило функцию мировых денег; · одновременно использовались резервные валюты — доллар США, английский фунт стерлингов; · Казначейство США установило обязательный размен резервных валют на золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию (31, 1 гр.), или 1 доллар приравнивался к 0, 88571 г. золота; · каждая национальная денежная единица имела валютный паритет в золоте и долларах; · установлены фиксированные валютные курсы, отклонение от валютного паритета без разрешения МВФ допускалось только в пределе ±1%; · регулирование валютных отношений осуществляется международными валютно-кредитными организациями — Международным Валютным Фондом и Международным Банком Реконструкции и Развития; · при нарушении платежных балансов разрешалось урегулировать их золотом. В послевоенный период, когда формировались принципы Бреттон-Вудской валютной системы, Великобритания не имела достаточных золотых запасов, чтобы фунт стерлингов мог обмениваться в золото, и практически отказалась от его функции девизной валюты. Таким образом, Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США. На практике доллар почти монопольно опосредовал внешнеторговые расчеты. США имели право погашать дефицит платежного баланса за счет собственной национальной валюты. В то же время любая другая страна при дефиците платежного баланса должна была расходовать золотые резервы, урезать внутреннее потребление, увеличивать экспорт. Восстановление национальных экономик западноевропейских стран, пострадавших во время второй мировой войны, постепенно изменило расстановку сил в мировой экономике. Укрепление экономических позиций стран ЕЭС и Японии снизило конкурентоспособность США на мировых рынках. Вместе с тем все больше стран стали выходить самостоятельно на мировые рынки. В 1971 году впервые за период с 1933 года торговый баланс, а также все статьи платежного баланса США имели дефицит. Кризис доллара вынудил правительство США в августе 1971 года ввести 10% таможенную пошлину на импорт и отменить обмен доллара на золото, чем нарушались соглашения с МВФ. В середине 60-х годов фиксированные валютные курсы уже не отвечали интересам стран и стали сдерживать развитие мировой торговли. Таким образом, данная валютная система перестала соответствовать потребностям мирового хозяйства. В конце 60-х начале 70-х годов в международной экономической системе разразился новый кризис. В 1972 г. был сформирован Комитет по реформе МВС, который занимался разработкой и согласованием новых принципов ее функционирования. Современный этап развития МВС начинается с 1976 года, когда на совещании в Ямайке представители 20 стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы. В 1978 году Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента вступают в силу принципы системы, которая получила название Ямайская валютная система. В соответствии с данной системой валютные отношения строятся на основании следующих принципов: · официально отменен золотой стандарт; · зафиксирована демонетизация золота, т. е. отмена его функции мировых денег; · запрещены золотые паритеты — привязка валют к золоту; · ЦБ разрешалось продавать и покупать золото как обычный товар по ценам «свободного» рынка; · введен стандарт СДР (специальные права заимствования), который должен использоваться в качестве мировых денег, а также для установления обменных курсов валют, оценки официальных активов и др. СДР представляют собой международные условные счетные денежные единицы, которые могут выступать как международные платежные и резервные средства. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. СДР используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. В функции СДР входит: регулирование платежных балансов, пополнение официальных валютных резервов, соизмерение стоимости национальных валют; · резервными валютами официально признаны доллар США, марка ФРГ, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк; · установлен режим свободно плавающих валютных курсов, т. е. их формирование на мировом валютном рынке на основе спроса и предложения; · разрешено самостоятельное определение государствами режима валютного курса.
Под внешнеэкономической политикой государства понимается деятельность направленная на развитие и регулирование отношений с другими странами. Реализация внешнеэкономической политики государства предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей. При этом внешнеэкономическая политика любого государства неразрывно связана с его внутренней политикой. Поэтому ее содержание определяется конкретными общественными отношениями в данной стране, уровнем развития производительных сил, задачами в социально-экономической сфере. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание внешних уровней для расширенного воспроизводства внутри страны. Следует учесть, что на внешнеэкономической политике практически всех стран мира сказываются такие явления мировой экономики и международных экономических отношений, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, растущее неравновесие платежных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран, экономическая и политическая нестабильность в странах Восточной Европы и прежде всего в странах, ранее входивших в СССР, и др. Указанные процессы ведут к тому, что во внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм. Либерализация имеет целью открыть внутренний рынок для иностранных капиталов, товаров и рабочей силы, усилив тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. В противоположность этому протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Классическим инструментом здесь являются таможенные тарифы. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Оно повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Одновременно таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, он является важным источником средств, поступающих в бюджет. Таможенные тарифы также широко используются для облегчения условий доступа иностранных товаров на внутренний рынок. В своей внешнеэкономической политике государство использует оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, видов товаров и услуг. Например, аграрный сектор в большинстве стран мира давно уже развивается в условиях государственного протекционизма. Что касается экономической теории, то в ней достаточно как сторонников, так и противников обоих инструментов государственной внешнеэкономической политики. В частности, учение о протекционизме основано прежде всего на аргументах национального плана, а именно на необходимости обеспечения государственной безопасности. Ведь если страна специализируется на выпуске ограниченного вида товаров, то это делает ее уязвимой в случае войны. Следуя этому аргументу, страна должна развивать и сохранять на своей территории производства, которые обеспечат ей возможность существования в случае военного конфликта. Речь идет об основных сельскохозяйственных продуктах, отраслях промышленности, необходимых для национальной обороны. Сюда же относятся и протекционистские меры, направленные на сохранение природных ресурсов (нефть в США, медь в Мексике). Сторонники протекционизма выдвигают также тезис о необходимости защиты уровня жизни, что особенно характерно для американских авторов. Речь идет о том, что государство должно защитить высокий уровень жизни и высокую зарплату от коммерческой конкуренции со стороны стран, где уровень жизни значительно ниже. Иногда выдвигается и идея о необходимости сохранения за счет протекционизма некоторых социальных групп или видов деятельности. Это характерно, например, для длительного периода развития Франции, когда сельское хозяйство ограждалось от иностранной конкуренции. Делалось это во имя социальной стабильности, поддержания рождаемости на селе и сохранения широкого слоя ремесленников. Самым распространенным в экономической теории аргументом долговременного порядка является положение о необходимости защиты новых или нарождающихся отраслей национальной экономики. Этот аргумент считается наиболее важным из всех выдвигаемых сторонниками протекционизма во внешней торговле. Весьма активно использует это положение Япония, длительное время защищавшая от иностранной конкуренции автомобильную промышленность. Это происходило на этапе становления данной отрасли. В долгосрочном плане протекционизм, по мнению Дж.М. Кейнса, может решить проблему занятости. Так, в период депрессии между 1925 и 1930 гг. он рекомендовал Великобритании увеличить таможенные пошлины, которые могли бы усилить экономическую активность. С его точки зрения, таможенный протекционизм мог бы способствовать: сохранению равновесия платежного баланса в период реализации внутренней программы экономического развития; частичному финансированию этой программы за счет доходов от пошлин; повышению уровня занятости за счет замены импортных товаров товарами национального производства. Сторонники свободной торговли (либерализации) критически относятся ко всем рассмотренным положениям и считают, что протекционизм разрушает дух конкуренции, ведет к возникновению привилегированных условий для отдельных производителей, сдерживает экономическое развитие национальной экономики. Они полагают, что протекционизм не выгоден ни производителю, ни потребителю. Какие же аргументы приводятся в защиту подобной точки зрения? Защита отдельных отраслей от иностранной конкуренции зачастую диктуется не экономическими соображениями, а давлением мощных частных интересов, пользующихся поддержкой политических и парламентских кругов. Одновременно в условиях высоких таможенных пошлин цены на товары защищаемой отрасли растут. В результате страдает потребитель. Рассматривая преимущества свободной торговли, ее сторонники полагают, что либерализация позволяет осуществлять распределение продукции в соответствии с законом сравнительных издержек производства и ведет к взаимовыгодной специализации производства. Кроме того, свободная торговля способствует развитию конкуренции, быстрому внедрению новшеств, позволяет существенно расширить национальный рынок. Как результат — развитие массового производства, снижение издержек и соответственно цен, идущих на пользу потребителя. Итак, необходимый оптимум — это сочетание обоих инструментов, позволяющее защищать национальный рынок, но одновременно способствовать вовлечению страны в международное разделение труда.
|