Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подходы к описанию формирования равновесия и равновесной цены
Равновесие по Маршаллу Равновесная цена складывается по причинам: · влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения. · влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения. Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения. Равновесие по Вальрасу Равновесная цена складывается по причинам: · влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается. · влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается.
В экономической теории потребительское поведение рассматривается с позиций кардиналистской и ординалистской концепций. Кардиналистская концепция анализирует поведение потребителя на основе теории предельной полезности (Джевонс, Менгер, Вальрас). Ординалистский подход является более современным, он описывает поведение потребителя с помощью предпочтения, или ранжирования (Парето, Слуцкий, Эджуорт). Кардиналистская (количественная) теория опирается на следующие основные предположения: · В основе поведения потребителя лежит его субъективное представление о полезности блага; · Полезность блага поддается количественному измерению в условных единицах – ютилях; · Потребитель всегда ведет себя рационально, то есть, стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность; · Потребитель обладает необходимой информацией, точно знает об уровне цен всех товаров и располагаемого дохода; · Выбор потребителя ограничен его бюджетом. Эти предположения характеризуют в общих чертах поведение потребителя на рынке. В кардиналистской концепции полезность является главным фактором потребительского выбора. Термин «полезность» выражает степень удовлетворения, которое человек получает от потребления какого-либо блага, но то, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Полезность блага зависит от степени насыщения потребности в нем и от запаса этого блага. Общая полезность – совокупная полезность всех потребляемых благ. Например, полезность всей потребляемой воды или полезность всей потребительской корзины человека. TU=f(QA; QB; …; QZ), где QA; QB; …; QZ – объемы потребления благ в единицу времени. Предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу. MU=∆ TU/∆ Q. Закон убывающей предельной полезности: по мере того, как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Правило максимизации полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
|