Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Культура речи и речевая норма
Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения. Языкознание (лингвистика) – наука о языке. Культура речи — это раздел языкознания, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей. Литературный язык – нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, телевидения, театра, науки, государственных учреждений и др. Языковая норма (норма литературная) –– это правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в языковой практике. Правильность речи – это соблюдение норм, свойственных литературному языку.
1. Прочитайте выразительно высказывания о культуре речи, соблюдая правильную интонацию.Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
1.Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора. (По В. Виноградову) 2.По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (По К.Паустовскому) 3.Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. (По К. Ушинскому)
2. Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Выпишите ключевые слова и словосочетания, относящиеся к понятию «культура речи». Поставьте в них ударение. Культура речи (от лат. cultura – «возделывать») – неотъемлемая часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Под культурой речи понимается умение правильно, точно, выразительно говорить и писать. Чем правильнее речь, тем убедительнее и доступнее она для слушателей. Культура речи как раздел языкознания изучает языковую норму и речевые ошибки. В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи, речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Речевое мастерство – это умение, соблюдая языковые нормы, выбрать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения своей мысли. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры. Языковая норма- это образец, то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения, запрещает другие. Для того чтобы речь была правильной, важно знать языковую норму.
3. Ознакомьтесь с текстом. Составьте сиквейн к ключевому слову нормы. Приведите примеры речевых ошибок. Норма охватывает все уровни языка и обязательна как для устной, так и для письменной речи. Различают нормы орфоэпические (произносительные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные. Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения (орфоэпия). Они определяют, как произнести тот или иной звук, поставить ударение в словах. Например, сдал (здал), красивее, звонят, позвонят, позвонишь. Лексические нормы предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения. Так, неправильно выражение желаю хороших успехов, так как успехи не могут быть плохими. Нормативны словосочетания пожилой человек, карие глаза, ненормативны - «пожилая лошадь», «карие волосы». Грамматические нормы подразделяются на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы устанавливают правильность образования и употребления форм слова. Например, нельзя говорить «носков, местов, делов» (правильно: носок, мест, дел); не следует изменять несклоняемые существительные: «в новом пальте» ( правильно: в новом пальто). При ненормативном словоизменении возникают морфологические ошибки, например: «нет время», «красившее», «ляжь» и т. п. Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений. Наиболее часто встречаются ошибки в составлении словосочетаний, тип связи в которых – управление (главное здесь - выбор предлога и падежа зависимого слова): с огласно (чему?) приказ у, заведующая (чем?) кафедрой. Орфографические нормы – это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях. Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную. ? Что такое языковая норма? Какие нормы обязательны для устной и письменной речи? Для чего необходимы языковые нормы? Какова основная функция литературного языка? 4. Прочитайте по ролям два диалога. В какомиз них речь врача не соответствует языковой норме, т.е. построена не по общепринятым правилам русского языка? Обоснуйте свой ответ, указав ошибки. Какие нормы нарушены? Скажите, для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи? А. Врач: На что жалуетесь? Что вас беспокоит? Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете? Врач: Давайте измерим давление. Да, у вас поднялось давление. Сейчас возьмите андипал или раунатин и выпейте одну таблетку. Не волнуйтесь! Все будет хорошо. Нужно только сдать анализ. Б. Врач: Ну, что у вас? С утра уже столько народу! Достали! Идут и идут, будто мне, дохтору, делать нечего. Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете? Врач: Здрасьте, я что вам икстрасенс? Сдайте анализ. А сейчас идите! 5. Прочитайте текст. Прокомментируйте устно окончания имен прилагательных. Найдите и запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста. Помните слова А.Н. Толстого: “Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чист …, хорош… богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плох… и бедном языке”.
Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения норм речев… этикета нет культурн… человека. Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылат … выражениями. Этому поможет чтение произведений лучш … писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений. Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. ? Для чего нужно глубокое знание родного языка? Как вы понимаете выражение «слово – одежда мысли»? Чем должен отличаться культурный человек? Что нужно делать для того, чтобы речь становилась богаче и выразительнее?
6. Прочитайте выразительно стихотворение.О чем пишет автор? Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов и постановку знаков препинания, вспомнив правила. Объясните значение выделенных существительных с помощью перевода на родной язык.
Кто дал однажды клятву Гиппократа, Ты на оши … ку (не) имеешь права, Избрал на век профессию врача – Хоть ты не бог, а человек пр … стой, Перед людьми свой долг исполнил свято, И не корысть, награда или слава – Как бой, твоя работа горяча. Приказ души руководит тобой.
К сражению с недугом все готово, Обо всех, о нас, тревожась, беспокоясь, Но нет порой целебней ничего, Лишь сам себе пощады не даешь: Чем теплое и ласковое слово, Сне … или дождь, экватор или полюс – Идущее от сер…ца твоего. Ты вышел в путь, - ты вовремя придеш...! (Михай Вадим)
7. Ознакомьтесь с информацией. Объясните название текста.Какие виды словарей вам известны и каковы их функции? Почему необходимо обращаться к словарям? Составьте сиквейн к ключевому слову словарь. Почему мы произносим «славарь», а пишем «словарь»?
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себе все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё… Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного … Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал … воздухом, которым мы дышим теперь в свою очередь; подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества!» Основным способом регистрации слов является составление словарей различных типов. Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов, словосочетаний, морфем и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т.п. Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, дается их характеристика, тогда как в лингвистических указываются нормы правописания и произношения слов, объясняются их лексические значения, стилистические и грамматические особенности. Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации. 8. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род, число и падеж именных частей речи. Составьте с любыми двумя словосочетаниями распространенные предложения. Казахск… национальн… медицинск… университет, факультет фармац…, степень бакалавр…, степень магистр…, зав.кафедр… русск… языка, декан факультет…, учиться в университет…, заниматься в библиотек…, учебник по терап…. 9. Прочитайте данную аннотацию, соблюдая интонацию перечисления однородных членов предложения. Выпишите термины- слова и терминосочетания по специальности «Общая медицина» в начальной форме и поставьте ударение. Лапп С.К. Гипертония. Нетрадиционные методы лечения. –М.: Издательство «Феникс», 2007. – 160 с. Популярные книги по медицине, нетрадиционные методики лечения, профилактики, оздоровления в наши дни пишут все. Тем интереснее книга, написанная врачом. Очередная книга С.К.Лаппа написана профессионально, со знанием предмета и в то же время доступным языком, поскольку рассчитана на непрофессиональную аудиторию. Однако она будет интересна и врачам, особенно занимающимися немедикаментозными методами лечения и профилактики. Артериальная гипертония - одно из самых распространенных заболеваний, до 20% населения страдает от повышенного давления. Следует отметить, что особых успехов в борьбе с этим недугом не отмечается. Скипидарные ванны, капилляротерапия по методу А.Залманова - эффективный метод лечения и профилактики гипертонии. С.К.Лапп выпустил несколько книг, посвященных залмановской методике. Настоящей книгой автор открывает серию, в которой будет рассмотрено применение капилляро-терапии в лечении и профилактике отдельных заболеваний. Рассчитана на широкий круг читателей. 10. Прочитайте текст и докажите, что он относится к учебно-научному подстилю научного стиля. Подберите из текста термины-слова и терминосочетания и запишите их в начальной форме, проставляя ударение в словах. К моменту получения пенициллина в очищенном виде (1940) уже было известно 5 антибиотических веществ. После этого число антибиотиков росло очень быстрыми темпами. Из около 3 000 антибиотиков, известных к настоящему времени, лишь примерно 100 находят применение в медицинской практике: при лечении воспалительных процессов (пневмония, перитонит, фурункулез), различных форм туберкулеза, при борьбе со многими инфекционными заболеваниями, считавшимися ранее неизлечимыми или трудноизлечимыми и т. д. Применение этих соединений привело к резкому снижению смертности при таких заболеваниях, как крупозное воспаление легких, сепсис, различные формы менингита и др. Работы по изысканию антибиотических веществ нового поколения, эффективных при лечении вирусных и раковых заболеваний, борьба с которыми является одной из важнейших проблем современности, продолжаются с неослабленной энергией. Последние 15 – 20 лет ежегодно различным вопросам, связанным с изучением антибиотиков, посвящается более пяти тысяч работ. Открытие и изучение свойств нового антибиотика, применяемого в медицинской практике, — это огромный труд ученых различных направлений (микробиологов, биохимиков, генетиков, химиков, технологов, фармакологов, врачей и др.). По подсчетам некоторых американских ученых над открытием лишь одного такого антибиотика широкого спектра 55 ученых непрерывно работали 2, 5 года. Они обследовали более 100 тысяч образцов почвы, израсходовали на это более 4 млн. долларов. Каковы же основные причины столь быстрого роста числа антибиотиков, происходящего за последние 20 – 25 лет, несмотря на огромные финансовые затраты и необходимость привлечения большого числа исследователей? Среди них можно назвать следующие: 1. Многие антибиотические вещества — незаменимые лечебные препараты. Они широко применяются при лечении большого числа инфекционных заболеваний, которые ранее, до открытия антибиотиков, считались неизлечимыми или сопровождались высоким летальным исходом. К их числу следует отнести некоторые формы туберкулеза, чуму, азиатскую холеру, брюшной тиф, бруцеллез, пневмонию, различные септические процессы. 2. Антибиотики — очень полезные вещества в сельском хозяйстве, прежде всего как лечебные препараты в животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве и растениеводстве, а отдельные антибиотические вещества — и как стимуляторы роста животных. 3. Некоторые из антибиотиков с успехом применяются в пищевой и консервной промышленности в качестве консервантов скоропортящихся продуктов (свежей рыбы, мяса, сыра, различных овощей).
11. Прочитайте текст. С какой информацией ознакомились? Выпишите словосочетания с именами числительными, записав их словами. Укажите разряд и падеж. В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом. Наиболее частая легочная форма этой болезни развивается у людей с ослабленным иммунитетом – их организм неспособен противостоять инфекции. Заразиться же можно при контакте с больным человеком: микробактерии туберкулеза попадают в воздух с кашлем, чиханием больного. Особенно обостряется туберкулез весной и осенью, в эти периоды заражение наиболее вероятно. Симптомами туберкулеза являются: постоянно повышенная температура (не выше 38С), головная боль, потеря веса, отсутствие аппетита, кашель (как сухой, так и с мокротой с кровью в мокроте), одышка, потение по ночам. Появляются перепады настроения, раздражительность, снижение работоспособности. Проявиться могут лишь 1 – 2 симптома, причем необязательно это будет кашель. Поэтому при появлении одного из перечисленных симптомов рекомендуется не лечиться самостоятельно, а обратиться к врачу, чтобы вовремя диагностировать возможный туберкулез и начать его своевременное лечение. Самая простая проверка на туберкулез – реакция Манту. Через 72 часа после пробы Манту можно определить, есть ли в организме туберкулезная инфекция. Наиболее эффективным методом борьбы против распространения туберкулеза – это своевременное выявление и контролируемое лечение, ведение здорового образа жизни. А также каждый человек должен проходить один раз в год рентгенологическое обследование легких.
12. Составьте микродиалог по теме «Беседа с пациентом». 13. Подготовьте вопросы для интервью по теме «24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом». Лингвистическая игра «Скажите одним словом» - наука о языке - нормы, которые предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения - нормы произношения и ударения - нормы, которые устанавливают правильность образования и употребления форм слова - нормы, которые регулируют образование словосочетаний и предложений - правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях - правила постановки знаков препинания ☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО! Почему людям так важно пить? Человек в большой степени состоит из воды (80%): она присутствует в крови и во всех клетках, из которых состоит наше тело. Из-за того что мы ежедневно с потом, мочой и дыханием теряем много жидкости, нам постоянно требуется пополнение запаса. Если мы употребляем слишком мало жидкости, то наносим ущерб своему организму. Клетки тела усыхают, кожа становится дряблой. Кровь становится густой, и сердцу тяжело ее прокачивать по телу. Кровь отвечает за снабжение тела кислородом, поэтому органы начинают получать его в недостаточном количестве. Уже само сердце и мозг остро реагируют на кислородное голодание – они могут пострадать всего лишь за нескольких минут.
После медицинского обследования врач выписал пациентке лекарства и объяснил, как их принимать. «Утром принимаете зеленую таблетку и запиваете стаканом воды. После обеда – синюю таблетку со стаканом воды. Перед сном запиваете красную таблетку еще с одним стаканом воды». - Доктор, скажите, что со мной? - Вы пьете слишком мало воды.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. СРСП 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-12.
Огромная биологическая ценность кумыса (қ ымыз) определяется содержанием в нем почти всех полноценных белков, легкоусвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов «В», молочной и угольной кислоты, витамина «С», а если быть точнее, то кумыс, выдержанный двое и более суток, содержит 1, 8 – 2, 2% белка, 1, 3 – 2, 0% жира, около 200-250 мг витамина «С» (в литре), 200 мкг витамин В1, 350-400мкг рибофлавина, 2000 мг пантотеновой кислоты, 265 мг – фолиевой кислоты, до 0, 7 мг витамина А и каротина, очень богат минеральными веществами, ферментами. Кумыс исключительно питателен, хорошо утоляет жажду, кроме того, является сильным мочегонным, потогонным средством и в большинстве случаев закрепляет стул. Кумыс укрепляет организм, способствует обмену веществ и именно поэтому из поколения в поколение он применяется казахами как одно из эффективных средств народной медицины. Кумыс рекомендовался как лечебное средство при лихорадочных легочных заболеваниях, как общеукрепляющее при истощающих хронических заболеваниях, как успокаивающее средство при некоторых нервно-психических заболеваниях. «Жақ сы тамақ жаман ауруғ а ем» (Хорошая пища – лекарство от плохой болезни), – говорят казахи. В этом смысле кумыс действительно является панацеей от многих болезней. В условиях жайлау кумыс использовался с лечебной целью в сочетании с усиленным питанием, со свежими мясными продуктами, конским внутренним жиром. О кумысе, как драгоценном лечебном средстве, хорошо отзывались врачи В.Даль, Н.Зеланд и др. Штаб-лекарь А.Ягмин писал в 1845 году, что среди казахского населения кумыс широко распространен в качестве питательного и лечебного средства. «Кумыс, как известно, в высокой степени благоприятствует питанию в весеннее время, за зиму отощавшие, быстро поправляются», - писал доктор Н.Зеланд, служивший в Семиреченской области в 1880-1890 гг. (Т.Ш.Шарманов, Б.А.Атчабаров «Очерки по истории народной медицины Казахстана») 2. Скажите, сколько абзацев в тексте? Сколько микротем? Какой одной темой они объединены? Запишите ключевые слова каждого абзаца. 3. Найдите в 1-м предложении имена существительные с лексическим значением «сложное органическое вещество, важнейшая составная часть животных и растительных организмов», «нерастворяющееся в воде маслянистое вещество, содержащееся в животных и растительных тканях», «необходимое для жизнедеятельности органическое вещество, содержащее углерод, кислород и водород». 4. Выпишите из 1-го абзаца сложные прилагательные. Обозначьте их морфемный состав. Объясните их написание. 5. Выпишите из 1-го абзаца термины-слова и терминосочетания. Объясните их лексическое значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания. 6. Подберите антонимы к выделенным в тексте словам и запишите их в начальной форме. Поставьте ударение. 7. Выпишите из текста словосочетания с количественными числительными, записав их словами. Укажите падеж числительных. 8. Выпишите из текста словосочетания с порядковыми числительными, записав их словами. Укажите падеж числительных. 9. Найдите предложения с прямой речью и объясните расстановку знаков препинания. 10. Докажите, что последнее предложение 1-го абзаца содержит вводное слово, указывающее на связь мыслей, последовательность изложения. Прочитайте данное предложение с соответствующей интонацией. 11. Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите. 12. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану. СРС -Подготовьте доклад «Культура речи - часть общей культуры человека».
АРМ 1. Передайте кратко основной смысл приведенных афоризмов и пословиц. Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой) Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно. (Леонардо да Винчи) Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе. (Леонардо да Винчи) Не та речь хороша, что убеждает, а та, что убеждая, объединяет. (Л.Н.Толстой) Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам. (Вл.Даль) Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (посл.). Не ножа бойся, а языка. (посл.) Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает. (посл.) 2. Сравнитеданные пары.Объясните смысловую разницу в словах. Составьте с любой парой словосочетания или предложения. Аптека, оптика; свет, цвет; сытый, сытный; гуманный, гуманитарный; человечный, человеческий; цветной, цветовой. 3. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия. 1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный. 2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный. 3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться. 4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, застыть, замереть.
4. Замените выделенные слова близкими по смыслу. Главная задача, видный деятель, огромные успехи. Д л я с п р а в о к: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный. 5. Выберите нужный вариант из слов, заключенных в скобках. 1. Врач дает (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву. 2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. 3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, робеть, трепетать) всего на свете. Надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
6. Выберите из правого столбика существительные, сочетающиеся с данными прилагательными. Используя, полученные словосочетания составьте связный текст: 1.Полезный 1. университет 2.Медицинский 2. медицина 3. Молодой 3 совет 4. Общая 4 врач 5. Известный 5 специалист 7. В предложениях вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова. К какой тематической группе они относятся? 1)Современная …….. избавила пациентов от боли во время операций. 2) ………. была сложной и длилась около трех часов. 3) Все это время …….. приходил дежурить около своего больного. 4) Молодой ученый, будущий ………медицины, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами. 5)В санаторий она попала в тяжелом состоянии, …….. была сильно запущена. С л о в а д л я с п р а в о к: профессор, болезнь, хирургия, врач, операция. 8. Составьте микродиалоги на тему «Почему кумыс является ценным лечебным средством?». 9. Проведите ролевую игру «У постели больного».
|