Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Культура речевого поведения в профессиональной сфере.
Устная речь как показатель образованности и культуры речи человека. Речевые тренировки в виде высказываний, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.
Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.
Аспект (лат. взгляд, вид)- точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие. Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка в речевой деятельности. Этический аспект культуры речи - знание и применение правил языкового поведения в конкретных речевых ситуациях. Речевая деятельность – это говорение, слушание, чтение, письмо. Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии. 1. Прочитайте текст. Определите тему и сформулируйте основную мысль текста. Составьте сиквейн к ключевому словосочетанию текста коммуникативные качества речи. Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Коммуникативные качества речи включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя. К ним относятся: правильность, точность, богатство, чистота речи. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, выбирать нужные слова, знает ли законы русского языка, его правила. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики. Этический аспект культуры речи предусматривает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.) Речевая культура – показатель профессиональной пригодности для дипломатов, учителей, журналистов, врачей и др. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. 2. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания. В речевом общении объединяются в целостный акт речевая деятельность в двух ее видах (говорение-слушание и письмо-чтение), речь как способ передачи мыслей посредством языка, язык – система знаков, обозначающих действительность. Каждому акту речевой деятельности предшествует возникновение мотива речи – ради чего я говорю. Устная речь – это ситуативно мотивированный процесс. Ситуация создает мотив каждого разговора; потребность в чем-нибудь и просьба, вопрос и ответ, высказывание и возражение, непонимание и разъяснение и т.п. Диалогическая устная речь предполагает знание собеседниками реалий действительности, зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, восприятие интонационной стороны речи и характеризуется более свободным отношением к литературной норме. Письменная речь – это речь без собеседника, поэтому она развернута, ориентирована на максимальную понятность для читающего и характеризуется строгим соблюдением литературной нормы. ? Какие виды речевой деятельности участвуют в общении? Что такое речь? Что такое язык? Что предшествует каждому акту речевой деятельности? Чем характеризуется устная речь? 3. Прочитайте выразительно текст. О чем он?
|