Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника речи
Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи. Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью. Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять. Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение. Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности. Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи. 9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата. Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет. 10. Прочитайте текст и озаглавьте его. Что вы узнали из текста? Передайте кратко своими словами его основное содержание. Отношение к воздействию ионизирующего излучения на людей и медицинского облучения изменилось в мире после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Люди, попавшие в условия проживания на фоне хронического облучения небольшими дозами, заставили мировое сообщество гораздо внимательнее отнестись к радиационному фактору и его влиянию на здоровье человеческой популяции. Появились убедительные доказательства возникновения радиационно-индуцированного рака щитовидной железы у детей и взрослых от воздействия радиоактивного йода, выброшенного Чернобыльским реактором. И вот здесь выявилось, что медицинское облучение в своих масштабах, а именно по количеству облучаемых людей и по величине получаемой ими годовой коллективной эффективной дозы, в несколько раз превосходит облучение населения от Чернобыльских выпадений. Выяснилось также, что медицинское облучение вносит преобладающий вклад в общую дозу, создаваемую всем техногенным облучением. В разных странах этот вклад оценивается от 60 до 90% годовой эффективной дозы. В итоге в мире началось повсеместное принятие законов и других нормативных актов по радиационной безопасности населения, в которых впервые были включены разделы по ограничению медицинского облучения. Появились международные стандарты и рекомендации по различным аспектам обращения с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами. В них обобщен опыт передовых стран мира, ранее других занявшихся упорядочением законодательства, управления деятельностью организаций и фирм, занимающихся применением радиации во всех сферах человеческой деятельности, включая здравоохранение. Разработаны унифицированные международные требования к различным видам выпускаемой продукции, связанной с применением излучений, и обязательные для выполнения. Страны СНГ несколько позже других развитых стран мира вступили на этот путь, но уже во многих из них законы, нормы радиационной безопасности, различные санитарные правила приведены в соответствие с международными документами. 11. Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему? Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка? Врач: Да, правильно, эта. Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста. Врач: Можно и эту настойку. Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть? Врач: Конечно, срок годности не истек. Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять? Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт. Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника? Врач: Пожалуйста! 12. Прочитайте диалог-обмен сообщениями в лицах. Определите, кто участвует в данном диалоге. О чем идет речь? - Гомеопатия регулирует иммунитет. – Да, помню такой случай. Привела недавно ко мне женщина свою внучку десяти лет. Жалоб – множество. Я исписала с десяток страниц, однако мне так и не удалось понять, что с ребенком. Для начала назначила девочке гомеопатическое лекарство, которое могло сгладить недомогания. Через месяц они вновь пришли. " Мы уже здоровы", – радостно сообщила бабушка. Как оказалось, у ребенка была тяжелая глистная инвазия. Начав принимать лекарство, маленькая пациентка вскоре избавилась от паразитов – аскарид. Причем вышли они не мертвыми, как после глистогонных средств, а живыми. Что же произошло? Препарат так отрегулировал процессы в организме, что глисты не смогли находиться в нем. – Наверное. Мы вместе с сотрудниками лаборатории онкоцентра проводили иммунологическое обследование часто болеющих детей до и после лечения. У этих детей не иммунодефицит, как считают многие, а дисбаланс в показателях иммунитета. То есть, снижены одни показатели и компенсаторно повышены другие. Как порой действуют обычные врачи? Дают ребенку иммуностимуляторы. То, что снижено, повысим или нет – неизвестно, а что уже повышено, может повыситься еще. То есть, дисбаланс усилится. Да и родители, увидев в аптеке разрекламированный иммуностимулятор, самостоятельно " назначают" его своему ребенку. Я спрашиваю – зачем? Отвечают: но это же хорошее лекарство! Плохих лекарств в аптеках не продают. Но для всего должны быть показания. - Регулирует иммунную систему. Нормализуется выделение интерферона, иммуноглобулинов, что подтверждает иммунограмма. Это позволяет нам не гоняться за возбудителями. Гомеопатам абсолютно все равно, какой штамм гриппа вызвал эпидемию в этом году, потому что мы нейтрализуем вирус, укрепляя защиту организма. Где слаба гомеопатия – поможет аллопатия. – Но ведь есть возбудители смертельно опасных болезней, от которых можно быстро погибнуть? – Абсолютно смертельных болезней существует очень мало. Даже чума дает 5% шансов выжить без лечения. Поэтому если организм поддержать до или во время болезни, то можно надеяться, что человек будет спасен. Гомеопаты никогда не претендовали на самодостаточность. Антибиотики, сульфаниламиды и другие противовоспалительные препараты– это величайшее достижение науки, и гомеопатия их не отменяет. Мое видение медицины будущего– это разумное сочетание гомеопатии и аллопатии (обычного лечения). Где слаба гомеопатия, ее нужно дополнять традиционными методами, и наоборот.
– Часто гомеопатов упрекают в том, что они " лечат психотерапией", поскольку исходное вещество для лекарств разводят водой настолько, что химически его определить уже невозможно. – А излечение больных детей? Их психотерапией не вылечишь! Вода сохраняет информацию о разведенном в ней минерале или растении. Эта информация и становится лекарством, но при условии, что препарат назначен по принципу, сформулированному отцом гомеопатии Самуэлем Ганеманом, – подобное излечивается подобным. Например, белладонна в больших дозах у здорового человека вызывает расширение зрачков, прилив крови к голове, высокую температуру. Но та же белладонна в малой дозе при заболевании с такими же симптомами исцеляет.
А. – Вчера на занятии по русскому языку наша группа смотрела документальный научно-популярный фильм «Вода». - А мы не смотрели. Б. - Сегодня я была в нашей новой клинике. - А я посетила выставку. В. –Нахожу оптимальным при лечении гомеопатию. -Считаю ее неэффективным средством. Г. –Настоящий профессионал сразу по признакам определит болезнь. - Да. Установит причину заболевания и назначит правильное лечение. 14. Ознакомьтесь с аннотацией. Представьте себе, что данной книгой заинтересовались твои сокурсники. Составьте вопросы по тексту аннотации и ответьте на них. Томилов А. Ф. Атлас клинической медицины: внешние признаки болезней: атл. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 172 с. В атласе подробно рассмотрен и наглядно проиллюстрирован один из важнейших и трудных методов исследования пациентов - осмотр. Внешние признаки и симптомы во многих случаях могут сразу указать на диагноз, что позволяет быстро распознать определенную болезнь и своевременно начать лечение. Автор также описывает часто используемые сопровождающие осмотр методы: антропометрию, диаскопию, дерматоглифику, простейшие методы пальпации, позволяющие уточнить видимые изменения. Каждый метод представлен на схемах и фотографиях. Отдельная глава посвящена методам исследования опорно-двигательного аппарата и симптомам суставных заболеваний. Книга ценна тем, что внимание уделено не только часто встречающимся заболеваниям, но и симптомам патологии, аномалиям развития. Среди них: опухоли лимфатической ткани с поражением лимфатических узлов, кожи, глаз, миндалин, опухоли системы крови, мастоцитоз с его кожными проявлениями; системная склеродермия, васкулиты, некоторые эндокринные заболевания. Приведены фотографии часто встречающихся и редких сосудистых аномалий, пятнистых и узелковых гамартий. Показаны различные клинические проявления нейрофиброматоза Реклингхаузена, несовершенного остеогенеза, парадоксальной липодистрофии, перекрестного гигантизма. В атласе 713 иллюстраций: цветные и черно-белые фотографии пациентов, рентгенограммы, микрофотографии клеток опухолей системы крови, рисунки. Издание может быть использовано врачами всех специальностей и студентами-медиками.
15. Подготовьтесь к диспуту на одну из тем: «Образованность человека определяется культурой речи», «Врач – эталон образованности и культуры». Лингвистическая игра «Скажите одним словом» - совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии - способ передачи мыслей посредством языка - система знаков, обозначающих действительность - аспект культуры речи, который отражает особенность функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме - качества речи, которые включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя (правильность, точность, богатство, чистота речи) - отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний - ритмико-мелодическое и логическое членение речи ☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО! Как кислород поступает в кровь? С каждым вдохом кислород попадает через рот, нос и трахею в легкие. Там находится множество маленьких полостей – легочных пузырьков, окруженных сетью мельчайших артерий. Здесь происходит газообмен. Кровь с низким содержанием кислорода поступает через круг кровообращения в эти маленькие артерии и выделяют в легочные пузырьки выработанный углекислый газ. Таким образом, его можно выдохнуть. Одновременно с этим кровь берет свежий вдыхаемый кислород. Окулист обследует радужную оболочку глаза пациента, чтобы поставить по ней диагноз. - Да, - говорит он – Вы серьезно больны. Сразу могу сказать, что у Вас диабет, цирроз печени, жировая дегенерация миокарда, нарушения в составе крови… - Подождите, доктор, - Вы же смотрите не в тот глаз, этот у меня стеклянный. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. СРСП 1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-10.
Повышению частоты осложнений способствуют количество одновременно назначаемых препаратов, сопутствующие болезни (в том числе печени и почек), индивидуальные особенности биотрансформации лекарств в организме и ряд других причин. При снижении активности ферментов микросомальной системы печени, метаболизирующей многие лекарства, возрастает количество побочных эффектов. У «слабых окислителей» за счет снижения скорости биотрансформации и выведения препарата происходит кумуляция лекарства, что ведет к усилению его действия в связи с передозировкой. Вторая группа побочных эффектов обусловлена необычными ответными реакциями организма на введение лекарства. Причиной таких реакций могут быть как врожденные, так и приобретенные особенности организма. Наиболее частые случаи — реакции, основанные на взаимодействии лекарственного препарата с антителами или сенсибилизированными лимфоцитами. (Д.Р. Лоуренс, П.Н. Бенитт). 2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка. 4. Выпишите из текста термины-слова. Объясните их значение. При затруднении используйте терминологический словарь по специальности. 5. Выпишите из текста терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания. 6. Правильным ли будет перевод слова введение в словосочетании введение фармацевтического препарата на родной язык как «кіріспе»? Если нет, то дайте правильный вариант. 7. Найдите в тексте предложения с причастным оборотом и прочитайте их с соответствующей интонацией. 8. Прочитайте 1-е предложение, соблюдая интонацию перечисления однородных членов. 9. Выпишите из последнего предложения сложные термины-слова и поставьте в них ударение. Как они образованы? Сделайте морфемный разбор. 10. Составьте вопросы по содержанию текста и ответьте на них. Какой тип диалога у вас получился? СРС: Подготовьте презентацию на тему «Устная речь как показатель образованности и культуры человека». АРМ 1. Какие действия называют глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться? Чем они отличаются по значению? Когда пароход, катер причаливают к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход(задняя дверь) и выход(передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходиться сходить по ступенькам. Как правильно спросить: (На катере) Вы на следующей пристани …? (На электричке) вы на следующей станции …? (В автобусе, троллейбусе, трамвае) вы на следующей остановке …?
2. Сопоставьте значение лексических пар. Объясните разницу в их значении. Как называется данное лексическое явление? Составьте с любой парой распространенные предложения. Абонент // абонемент Адресат // адресант Авторитетный // авторитарный Диктант // диктат Дипломант // дипломат Гуманный // гуманитарный 3. Воспроизведите: ситуацию и соответствующий ей диалог на медицинском научном семинаре вы встречаете человека, который кажется вам знакомым. Вы собираетесь обратиться к нему и узнать, действительно ли вы знакомы. Место общения – семинар - диктует некоторые социальные характеристики участников диалога: это люди с высшим медицинским образованием, опытные врачи. Например: - Извините, пожалуйста, за беспокойство. Но мне кажется, мы с вами знакомы. -Действительно, Ваше лицо мне знакомо, но где мы встречались, не могу вспомнить. Может, вы были в прошлом году на конференции в Астане? - Конечно, мы с вами представляли общую проблему медицины. -Вот встреча! - Да, мир тесен. 4. Разыграйте ситуацию, но с изменением обстоятельств знакомства (командировка, совместный отдых в санатории, совместная практика в медицинском учреждении) и изменением возраста участников ситуации (молодые специалисты, солидные люди, студенты одного возраста). 5. Прочитайте текст на русском и английском языках. Переведите текст на казахский язык. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ. Что вы узнали из текста?
6. Ознакомьтесь с микротекстом. Опираясь на текст, скажите, какими правами обладают граждане РК? С выходом Казахстана на траекторию устойчивого экономического роста и макростабилизации сформировались потенциальные возможности реализовать статью 29 Конституции Республики Казахстан, которая гласит: 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья. 2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. 3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом. 7. Учебно-речевая ситуация: через несколько лет после окончания вуза вы встречаете бывшего сокурсника(цу) в поликлинике. Какой диалог-разговор может состояться между вами? 8. Работа в мини-группах. Разбейтесь по 3-4 человека и подготовьте презентацию (видеопрезентацию) будущей профессии, специальности. 9. Приведите примеры пословиц и поговорок о красноречии на родном и русском языках. Запишите их. 10. Постарайтесь убедить окружающих, что культура устной речи – способ достижения успеха в любой сфере деятельности.
|