Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника речи






Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи.

Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью.

Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.

Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение.

Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности.

Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи.

9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.

Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.

10. Прочитайте текст и озаглавьте его. Что вы узнали из текста? Передайте кратко своими словами его основное содержание.

Отношение к воздействию ионизирующего излучения на людей и медицинского облучения изменилось в мире после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Люди, попавшие в условия проживания на фоне хронического облучения небольшими дозами, заставили мировое сообщество гораздо внимательнее отнестись к радиационному фактору и его влиянию на здоровье человеческой популяции. Появились убедительные доказательства возникновения радиационно-индуцированного рака щитовидной железы у детей и взрослых от воздействия радиоактивного йода, выброшенного Чернобыльским реактором. И вот здесь выявилось, что медицинское облучение в своих масштабах, а именно по количеству облучаемых людей и по величине получаемой ими годовой коллективной эффективной дозы, в несколько раз превосходит облучение населения от Чернобыльских выпадений. Выяснилось также, что медицинское облучение вносит преобладающий вклад в общую дозу, создаваемую всем техногенным облучением. В разных странах этот вклад оценивается от 60 до 90% годовой эффективной дозы.

В итоге в мире началось повсеместное принятие законов и других нормативных актов по радиационной безопасности населения, в которых впервые были включены разделы по ограничению медицинского облучения. Появились международные стандарты и рекомендации по различным аспектам обращения с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами. В них обобщен опыт передовых стран мира, ранее других занявшихся упорядочением законодательства, управления деятельностью организаций и фирм, занимающихся применением радиации во всех сферах человеческой деятельности, включая здравоохранение. Разработаны унифицированные международные требования к различным видам выпускаемой продукции, связанной с применением излучений, и обязательные для выполнения.

Страны СНГ несколько позже других развитых стран мира вступили на этот путь, но уже во многих из них законы, нормы радиационной безопасности, различные санитарные правила приведены в соответствие с международными документами.

11. Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?

Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?

Врач: Да, правильно, эта.

Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.

Врач: Можно и эту настойку.

Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?

Врач: Конечно, срок годности не истек.

Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?

Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.

Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?

Врач: Пожалуйста!

12. Прочитайте диалог-обмен сообщениями в лицах. Определите, кто участвует в данном диалоге. О чем идет речь?

- Гомеопатия регулирует иммунитет.

– Да, помню такой случай. Привела недавно ко мне женщина свою внучку десяти лет. Жалоб – множество. Я исписала с десяток страниц, однако мне так и не удалось понять, что с ребенком. Для начала назначила девочке гомеопатическое лекарство, которое могло сгладить недомогания. Через месяц они вновь пришли. " Мы уже здоровы", – радостно сообщила бабушка. Как оказалось, у ребенка была тяжелая глистная инвазия. Начав принимать лекарство, маленькая пациентка вскоре избавилась от паразитов – аскарид. Причем вышли они не мертвыми, как после глистогонных средств, а живыми. Что же произошло? Препарат так отрегулировал процессы в организме, что глисты не смогли находиться в нем.
– Значит, гомеопатия регулирует определенные структуры организма. Одна из них – иммунитет?

– Наверное. Мы вместе с сотрудниками лаборатории онкоцентра проводили иммунологическое обследование часто болеющих детей до и после лечения. У этих детей не иммунодефицит, как считают многие, а дисбаланс в показателях иммунитета. То есть, снижены одни показатели и компенсаторно повышены другие. Как порой действуют обычные врачи? Дают ребенку иммуностимуляторы. То, что снижено, повысим или нет – неизвестно, а что уже повышено, может повыситься еще. То есть, дисбаланс усилится. Да и родители, увидев в аптеке разрекламированный иммуностимулятор, самостоятельно " назначают" его своему ребенку. Я спрашиваю – зачем? Отвечают: но это же хорошее лекарство! Плохих лекарств в аптеках не продают. Но для всего должны быть показания.
- А что в таких случаях дает лечение гомеопатией?

- Регулирует иммунную систему. Нормализуется выделение интерферона, иммуноглобулинов, что подтверждает иммунограмма. Это позволяет нам не гоняться за возбудителями. Гомеопатам абсолютно все равно, какой штамм гриппа вызвал эпидемию в этом году, потому что мы нейтрализуем вирус, укрепляя защиту организма. Где слаба гомеопатия – поможет аллопатия.

– Но ведь есть возбудители смертельно опасных болезней, от которых можно быстро погибнуть?

– Абсолютно смертельных болезней существует очень мало. Даже чума дает 5% шансов выжить без лечения. Поэтому если организм поддержать до или во время болезни, то можно надеяться, что человек будет спасен. Гомеопаты никогда не претендовали на самодостаточность. Антибиотики, сульфаниламиды и другие противовоспалительные препараты– это величайшее достижение науки, и гомеопатия их не отменяет. Мое видение медицины будущего– это разумное сочетание гомеопатии и аллопатии (обычного лечения). Где слаба гомеопатия, ее нужно дополнять традиционными методами, и наоборот.


– Однако лечиться у гомеопатов нужно намного дольше, чем у аллопатов.


– Действительно, гомеопатия – лечение для терпеливых. Чтобы справиться с хроническим заболеванием, нужны месяцы, а то и годы аккуратного, скрупулезного лечения. Сперва нужно достичь результата, затем его закрепить. Еще лучше использовать гомеопатию для профилактики. Будь моя воля, я детям назначала бы гомеопатию еще до рождения. Зачем дожидаться, когда ребенок начнет болеть? Это позволило бы предупредить заболевания, связанные с перинатальными энцефалопатиями – поражениями нервной системы во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти нарушения могут проявляться, например, так: ребенок кричит по ночам, хотя вроде и не болен. Подрастает – какие-то страхи, расторможенный, непослушный. Гомеопатия может улучшить состояние нервной системы. Вот и выходит, что принимать наши лекарства нужно годами. И это – большое преимущество гомеопатии перед аллопатией, в которой для всех лекарств курс лечения органичен. Когда мы пользуемся аллопатией и лечим суставы – страдает печень. Принимаем антибиотики –страдают почки, возникает дисбактериоз. Гомеопатические лекарства нетоксичны, не имеют побочных действий, поэтому не требуют перерывов. Меньше доза – лучше эффект.

 

– Часто гомеопатов упрекают в том, что они " лечат психотерапией", поскольку исходное вещество для лекарств разводят водой настолько, что химически его определить уже невозможно.

– А излечение больных детей? Их психотерапией не вылечишь! Вода сохраняет информацию о разведенном в ней минерале или растении. Эта информация и становится лекарством, но при условии, что препарат назначен по принципу, сформулированному отцом гомеопатии Самуэлем Ганеманом, – подобное излечивается подобным. Например, белладонна в больших дозах у здорового человека вызывает расширение зрачков, прилив крови к голове, высокую температуру. Но та же белладонна в малой дозе при заболевании с такими же симптомами исцеляет.


13. Определите вид диалогов по содержанию (обмен информацией, планирование совместных действий, обмен впечатлениями, мнениями, спор, полемика, унисон - умение поддержать и продолжить тему).

А. – Вчера на занятии по русскому языку наша группа смотрела документальный научно-популярный фильм «Вода».

- А мы не смотрели.

Б. - Сегодня я была в нашей новой клинике.

- А я посетила выставку.

В. –Нахожу оптимальным при лечении гомеопатию.

-Считаю ее неэффективным средством.

Г. –Настоящий профессионал сразу по признакам определит болезнь.

- Да. Установит причину заболевания и назначит правильное лечение.

14. Ознакомьтесь с аннотацией. Представьте себе, что данной книгой заинтересовались твои сокурсники. Составьте вопросы по тексту аннотации и ответьте на них.

Томилов А. Ф. Атлас клинической медицины: внешние признаки болезней: атл. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 172 с.

В атласе подробно рассмотрен и наглядно проиллюстрирован один из важнейших и трудных методов исследования пациентов - осмотр. Внешние признаки и симптомы во многих случаях могут сразу указать на диагноз, что позволяет быстро распознать определенную болезнь и своевременно начать лечение. Автор также описывает часто используемые сопровождающие осмотр методы: антропометрию, диаскопию, дерматоглифику, простейшие методы пальпации, позволяющие уточнить видимые изменения. Каждый метод представлен на схемах и фотографиях. Отдельная глава посвящена методам исследования опорно-двигательного аппарата и симптомам суставных заболеваний. Книга ценна тем, что внимание уделено не только часто встречающимся заболеваниям, но и симптомам патологии, аномалиям развития. Среди них: опухоли лимфатической ткани с поражением лимфатических узлов, кожи, глаз, миндалин, опухоли системы крови, мастоцитоз с его кожными проявлениями; системная склеродермия, васкулиты, некоторые эндокринные заболевания. Приведены фотографии часто встречающихся и редких сосудистых аномалий, пятнистых и узелковых гамартий. Показаны различные клинические проявления нейрофиброматоза Реклингхаузена, несовершенного остеогенеза, парадоксальной липодистрофии, перекрестного гигантизма. В атласе 713 иллюстраций: цветные и черно-белые фотографии пациентов, рентгенограммы, микрофотографии клеток опухолей системы крови, рисунки. Издание может быть использовано врачами всех специальностей и студентами-медиками.

 

15. Подготовьтесь к диспуту на одну из тем: «Образованность человека определяется культурой речи», «Врач – эталон образованности и культуры».

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии

- способ передачи мыслей посредством языка

- система знаков, обозначающих действительность

- аспект культуры речи, который отражает особенность функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме

- качества речи, которые включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя (правильность, точность, богатство, чистота речи)

- отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний

- ритмико-мелодическое и логическое членение речи

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Как кислород поступает в кровь?

С каждым вдохом кислород попадает через рот, нос и трахею в легкие. Там находится множество маленьких полостей – легочных пузырьков, окруженных сетью мельчайших артерий. Здесь происходит газообмен. Кровь с низким содержанием кислорода поступает через круг кровообращения в эти маленькие артерии и выделяют в легочные пузырьки выработанный углекислый газ. Таким образом, его можно выдохнуть. Одновременно с этим кровь берет свежий вдыхаемый кислород.

Окулист обследует радужную оболочку глаза пациента, чтобы поставить по ней диагноз.

- Да, - говорит он – Вы серьезно больны. Сразу могу сказать, что у Вас диабет, цирроз печени, жировая дегенерация миокарда, нарушения в составе крови…

- Подождите, доктор, - Вы же смотрите не в тот глаз, этот у меня стеклянный.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

СРСП

1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-10.

 

Повышению частоты осложнений способствуют количество одновременно назначаемых препаратов, сопутствующие болезни (в том числе печени и почек), индивидуальные особенности биотрансформации лекарств в организме и ряд других причин. При снижении активности ферментов микросомальной системы печени, метаболизирующей многие лекарства, возрастает количество побочных эффектов. У «слабых окислителей» за счет снижения скорости биотрансформации и выведения препарата происходит кумуляция лекарства, что ведет к усилению его действия в связи с передозировкой.
Побочные эффекты лекарственных средств обычно делят на 2 группы: первые закономерно возникают при увеличении дозы или сроков введения фармакологического препарата (изменение электролитного баланса и остеопороз у больных пузырчаткой в процессе лечения массивными дозами кортикостероидов; ретинопатия у больных красной волчанкой, длительно получающих противомалярийные препараты).

Вторая группа побочных эффектов обусловлена необычными ответными реакциями организма на введение лекарства. Причиной таких реакций могут быть как врожденные, так и приобретенные особенности организма. Наиболее частые случаи — реакции, основанные на взаимодействии лекарственного препарата с антителами или сенсибилизированными лимфоцитами.

(Д.Р. Лоуренс, П.Н. Бенитт).

2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка.

4. Выпишите из текста термины-слова. Объясните их значение. При затруднении используйте терминологический словарь по специальности.

5. Выпишите из текста терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

6. Правильным ли будет перевод слова введение в словосочетании введение фармацевтического препарата на родной язык как «кіріспе»? Если нет, то дайте правильный вариант.

7. Найдите в тексте предложения с причастным оборотом и прочитайте их с соответствующей интонацией.

8. Прочитайте 1-е предложение, соблюдая интонацию перечисления однородных членов.

9. Выпишите из последнего предложения сложные термины-слова и поставьте в них ударение. Как они образованы? Сделайте морфемный разбор.

10. Составьте вопросы по содержанию текста и ответьте на них. Какой тип диалога у вас получился?

СРС: Подготовьте презентацию на тему «Устная речь как показатель образованности и культуры человека».

АРМ

1. Какие действия называют глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться? Чем они отличаются по значению?

Когда пароход, катер причаливают к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход(задняя дверь) и выход(передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходиться сходить по ступенькам. Как правильно спросить: (На катере) Вы на следующей пристани …? (На электричке) вы на следующей станции …? (В автобусе, троллейбусе, трамвае) вы на следующей остановке …?

 

2. Сопоставьте значение лексических пар. Объясните разницу в их значении. Как называется данное лексическое явление? Составьте с любой парой распространенные предложения.

Абонент // абонемент

Адресат // адресант

Авторитетный // авторитарный

Диктант // диктат

Дипломант // дипломат

Гуманный // гуманитарный

3. Воспроизведите: ситуацию и соответствующий ей диалог на медицинском научном семинаре вы встречаете человека, который кажется вам знакомым. Вы собираетесь обратиться к нему и узнать, действительно ли вы знакомы. Место общения – семинар - диктует некоторые социальные характеристики участников диалога: это люди с высшим медицинским образованием, опытные врачи. Например:

- Извините, пожалуйста, за беспокойство. Но мне кажется, мы с вами знакомы.

-Действительно, Ваше лицо мне знакомо, но где мы встречались, не могу вспомнить. Может, вы были в прошлом году на конференции в Астане?

- Конечно, мы с вами представляли общую проблему медицины.

-Вот встреча!

- Да, мир тесен.

4. Разыграйте ситуацию, но с изменением обстоятельств знакомства (командировка, совместный отдых в санатории, совместная практика в медицинском учреждении) и изменением возраста участников ситуации (молодые специалисты, солидные люди, студенты одного возраста).

5. Прочитайте текст на русском и английском языках. Переведите текст на казахский язык. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ. Что вы узнали из текста?

Одним из главных приоритетов Республики Казахстан с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения является развитие отрасли здравоохранения, которая должна стать единой, развитой, социально ориентированной системой, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи. Реализация инновационной политики в системе здравоохранения должна определить и закрепить стратегические принципы совершенствования системы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг, а также разработку и внедрение новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли. One of the main priorities of Republic of Kazakhstan from the point of view of steady and stable growth of population well-being is development of public health services, which would become the uniform, developed, and socially focused system aimed at proving accessible, timely, qualified and continuous medical care. Realization of innovative policy in public health system should define and fix strategic principles for improving the public health system directed on population health promotion, formation and effective functioning of the system for providing accessible and qualitative medical care, and also development and introduction of new schemes for organization of medical care and public health management on the basis of further steady development of the branch.

 

6. Ознакомьтесь с микротекстом. Опираясь на текст, скажите, какими правами обладают граждане РК?

С выходом Казахстана на траекторию устойчивого экономического роста и макростабилизации сформировались потенциальные возможности реализовать статью 29 Конституции Республики Казахстан, которая гласит:

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

7. Учебно-речевая ситуация: через несколько лет после окончания вуза вы встречаете бывшего сокурсника(цу) в поликлинике. Какой диалог-разговор может состояться между вами?

8. Работа в мини-группах. Разбейтесь по 3-4 человека и подготовьте презентацию (видеопрезентацию) будущей профессии, специальности.

9. Приведите примеры пословиц и поговорок о красноречии на родном и русском языках. Запишите их.

10. Постарайтесь убедить окружающих, что культура устной речи – способ достижения успеха в любой сфере деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал