Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Богатство речи.
Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций. Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты.
Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения. Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экпрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами). Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. (дочурка, сыночек, глупышка, балбес, трепач). Заимствованные слова – слова, заимствованные из других языков. Канцеляризм — слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов. Штамп – избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Риторическое обращение – высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.
1. Прочитайте лингвистический текст. Определите ключевое словосочетание. Выделите основную информацию.
Богатство речи отдельного человека определяется прежде всего богатством его словарного запаса. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля - более 200000 слов. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И.Молоткова, в котором содержится 4000 словарных статей. Разнообразие словообразовательной системы представлено в двухтомном «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова, включающем около 300000 слов. Богатство речи определяется и смысловой насыщенностью слова. В русском языке немало многозначных слов. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова глагол идти имеет 26 значений. Очень богат русский язык синонимами и антонимами, которые делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые обладают экспрессией, т.е. передают чувства человека, положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать с положительной экспрессией, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня с отрицательной экспрессией. Богатством отличается и грамматический строй русского языка: морфология и синтаксис (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, сравнение). Риторический вопрос, риторическое обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? ( М.Светлов ). Богатство русского языка позволяет каждому сделать свою речь выразительной и оригинальной. ? Чем определяется богатство речи отдельного человека? В каких лингвистических словарях отражается лексическое, фразеологическое, словообразовательное богатство русской речи? Каким богатством отличается лексический строй языка? В чем состоит богатство синтаксиса? 2. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Муканова. Для чего автор использует обратный порядок слов? На юге встал стеною Алатау, Солнцу равен он высотой. Начало с этих гор берут семь рек, Напор воды в них стремителен и крут 3. Прочитайте лингвистический текст. Составьте сиквейн к ключевому словосочетанию чистота речи. Какие слова засоряют речь? Сформулируйте и запишите определение качества нормативной речи – чистота речи. Чистота речи - это ее незасоренность внелитературными элементами (диалектными словами, просторечной лексикой), отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, например: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаешь, понимаете, однозначно, по большому счету, буквально, скажем так, будем так говорить и др. Такие слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают от содержания высказывания. Не способствуют восприятию речи и так называемые «меканья-беканья», а также слова, содержащие отрицательную оценку: урод, зануда, выскочка, недотёпа, осёл, болван, кретин и др. Среди таких слов выделяются бранные слова, особенно нецензурные, непечатные слова. Культурный человек должен искоренять дурную привычку говорить такие слова, освобождаться от неё и помогать другим поступать так же. Чистота речи связана также с употреблением заимствованных слов. Неправильное использование иноязычных слов связано с незнанием точного их смысла. В речи также надо избегать канцеляризмов, речевых штампов, шаблонных фраз, например: белое золото, чёрное золото, жидкое золото и др. Не следует переносить официальные формулы и необходимые штампы деловой речи в разговорный и литературный язык. Канцеляризм — слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов. Документы, акты, заявления, справки, доверенности пишутся согласно принятой форме, вследствие чего официальные формулы и необходимые штампы деловой речи иногда переходят в разговорный и литературный язык, например, «лесной массив» вместо «лес», «производить поливку» вместо «поливать» и др. Канцеляризмы могут отличаться от соответствующих элементов разговорного и литературного языка грамматически (ср. «имеет быть» вместо «будет»), но особенно характерны отличия в области лексики и синтаксиса. Например, слово «сей» (вместо «этот»), «каковой» (вместо «который»). Речевые штампы - это лексически неполноценные слова и выражения, которые иногда справедливо называют " затасканные, избитые выражения". Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа «развернули работу широким фронтом», «новая методика взята на вооружение», «мероприятием было охвачено», «на данном этапе». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «реальные», «вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь» и др. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. ? Как вы понимаете выражения «незасоренность внелитературными элементами », «слова-сорняки», «слова-паразиты»? С чем связано неправильное использование заимствованных слов? Для какого стиля характерны канцеляризмы? Почему не следует употреблять речевые штампы? 4. Найдите в диалогах ошибки в употребление паронимов. Замените их правильным вариантом словоупотребления. А. - Моя знакомая очень экономична. Из ничего что-то сделает. - У меня сестра такая же экономическая. Никогда ничего не выкидывает, говорит, что может пригодиться. Б. – Ты не очень дипломатический человек, я к тебе по-интеллигентскому. - Зачем снова начинаешь прецедент! В. – Мне нравится этот доктор. Она очень привлекательная. - У нее хорошая фикция и голос приятный. -Что-то я тебя не поняла… Д л я с п р а в о к: экономичный, дипломатичный, интеллигентный, инцидент, дикция. 5. Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях. Низкое (кровяное) давление, низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон; общий наркоз, общее мнение, общая кухня, общее благо, общее представление; прямая линия, прямое сообщение, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол. 6. Замените перечисленные слова иноязычными синонимами. Запишите их в синонимической паре. Азбука, иносказание, словарь, доказательство, спор, согласие, представление, образ, чудовище. Д л я с п р а в о к: алфавит, аллегория, лексикон, аргумент, диспут, консенсус, шоу, имидж, монстр. 7. Объясните значения заимствованных слов, используя Словарь иностранных слов. Распределите слова по тематическим группам. Составьте предложения со словами, которые относятся к профессиональной лексике. 8. Укажите в предложениях слова-паразиты, при удалении которых предложения не теряет смысла. Приведите устно подобные примеры. 1)Каждая поликлиника получила возможность, скажем так, использовать современные инновации. 2)Я посетил, будем так говорить, библиотеку КазНМУ. 3)Обсуждение вопроса с операцией, так сказать, затягивается. 4)Буквально через несколько дней я пошёл к врачу.5) Значит, я пойду. 6) Понимаешь, мне очень нужен этот словарь медицинских терминов. 7) Понимаете, это лекарство очень дорогое.
9. Прочитайте про себя предложения. Подумайте, уместно ли употребление в них выделенных слов? Объясните нарушение лексических норм. 1) Нового главврача представили этаким полиглотом: он и врач, и физиолог, и поэт. 2)Этот врач пользовался в коллективе особым приоритетом. 3)Медицинские работники призваны двигать вперёд научно-технический прогресс. 4)Всё это затрудняет предсказание точного прогноза операции. 5)У нас появилась свободная вакансия. 10. Объясните, почему неправильными считаются следующие выражения. Первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни. 11. Сравните данные пары. Укажите, какие слова и словосочетания являются канцеляризмами, неуместными в речи. Лесной массив – лес, производить поливку – поливать, имеет быть – есть, ведет контроль – контролирует, будет происходить подъем и опускание занавеса – поднимется и опустится занавес, осуществлять вывозку – вывозить. 12. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. С любыми двумя подобранными глаголами составьте распространенные предложения. Организовать проведение практики, произвести улучшение, осуществлять заботу, осуществлять выдачу, произвести посев, осуществить руководство, допустить отставание, подвергнуть сокращению, подвергнуть исследованию. 13. Подберите к данным прилагательным синонимы. Составьте словосочетания. Охарактеризуйте сокурсника (цу), используя подходящие по смыслу прилагательные. Общительный - ….., дипломатичный- …., взрывоопасный -……, эгоистичный - ………, толерантный - ………, деликатный - ………. Д л я с п р а в о к: терпимый, себялюбивый, эмоциональный, учтивый, уклончивый, коммуникабельный. 14. Спишите, вставляя вместо точек один из синонимов. Мотивируйте свой выбор. 1) Волнуясь за здоровье дочери, он советовался с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами. 2)Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) На совещании они заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4) Все свое внимание ученый …(сконцентрировать, сосредоточить) на исследовании лекарственных растений. 15. Подберите к словосочетанию «профессия врача» определения, используя толковый словарь С.И.Ожегова. Продолжите список, который может стать вашим личным активным лексическим запасом. Профессия врача – престижная, значимая, бескорыстная, … 16. Подготовьте описание внешности или характера друга(подруги), сокурсника (сокурсницы). Дайте оценку своему словарному запасу. 17. Прочитайте текст аннотации книги Тарутина И.Г. «Радиационная защита при медицинском облучении». Определите подстиль научного текста. Обоснуйте ответ. Проблема радиационной защиты пациентов при медицинском облучении возникла только в самые последние годы двадцатого столетия. До этого всегда считалось, что медицинское облучение, к которому относятся рентгеновская диагностика, радионуклидная диагностика и лучевая терапия, являются абсолютно необходимыми в таких объемах и количествах, которые нужны для сохранения здоровья пациентов. При этом совершенно не обращалось внимания на дозы, которые пациенты получали при обследованиях. Предлагаемая книга ставит своей целью ознакомить специалистов, занимающихся медицинским облучением: врачей, физиков, инженеров, занимающихся облучением людей в медицинских целях, со сложившейся в последние годы международной системой взглядов на проблему радиационной защиты пациентов, принципами принятия решений и их осуществления на национальных и международном уровнях, с подготовленными стандартами и рекомендациями в области диагностической радиологии, ядерной медицины и радиационной онкологии (лучевой терапии). В книге изложены материалы многих международных совещаний и конференций, посвященных проблемам радиационной защиты людей при медицинском облучении. Читатель ознакомится с международными стандартами и рекомендациями в данной области, которые издаются на русском языке весьма ограниченным тиражом или не издаются вообще. Изложены в книге результаты собственных исследований автора и его учеников по вопросам радиационной защиты пациентов. Книга окажет помощь студентам и аспирантам медицинских и технических университетов, собирающихся посвятить свою будущую деятельность лучевой диагностике или лучевой терапии.
18. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту аннотации, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений. 19. Подготовьте описание вуза, в котором вы учитесь, используя богатство русского языка.
Лингвистическая игра «Скажите одним словом» - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. - слова, заимствованные из других языков - слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов - избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи
☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО! Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения стали около двухсот государств мира. Ежегодно проводить День здоровья вошло в традицию с 1950 года. Он проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни, и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата».
Пациент, лежа на операционном столе, спрашивает: - Скажите, доктор, а операция будет проводиться с анестезией? - Конечно! Анестезия Петровна, подержите больного! ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
СРСП 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-10. В юности, так сказать, я хотела стать медицинским работником. Помню вот, что очень интересовалась медициной, буквально, даже поступила на медицинские курсы, получив минимум медицинских знаний. Помню, нас на какую-то сложную операцию водили. Собственно говоря, столько лет прошло! А в память отчетливо врезалось лицо пациентки, умоляющее спасти ее. Ее везли на операцию. Операция прошла успешно. Но, понимаете, при виде крови мне стало плохо. В общем, так сказать, не стала я мед работником. Но пишу об этих людях, потому что сама пережила тяжелейшую операцию, чудом осталась жива. Благодаря докторам. Видите ли, работа медработника трудоемкая, беспокойная и очень ответственная. И каждому, кто идет в медицинский вуз или колледж нужно помнить, что идти нужно только по признанию. Студенту, будем так говорить, нужно освоить теоретический и практичный курс медицины. Но, собственно говоря, этого я считаю далеко не достаточно для подготовки хороших врачей. Безусловно, комплект самых различных профессиональных знаний, которые получает студент – основа основ. Без этого вообще нельзя работать ни в одной области. Но, понимаете, врач – профессия особая. Если молодой медик не умеет или не хочет отдать своему делу не только знания, но и все силы, сердце, хорошего специалиста из него не получится. А ремесленников, жестких, бездушных людей в медицине не должно быть! Не такая это профессия, медицина.
Встречаясь со многими молодыми людьми, замечу для начала, что многие люди молодые, выбирали профессию, исходя из самых различных мотивов и соображений. Об этих людях я читала. Джозеф Листер, основоположник антисептики, выбрал профессию врача, чтобы, значит, «трудиться на благо ближних». С.П.Боткин, скажем так, вначале поступил на математический факультет университета, а уже потом изменил свои намерения и стал медиком. Да каким! Основателем знаменитой русской терапевтической школы. Вот известный французский хирург-экспериментатор Р.Лериш в своих воспоминаниях пишет о том, что был поглощен идеей пойти «на службу человеку, думая только о его боли, страданиях, его незащищенности в схватке со страшным чудовищем, каким является болезнь». Выдающийся русский хирург А.А.Бобров избрал профессию врача, буквально пережив в детстве тяжелое потрясение. Его мать стояла в легком платье у топившейся печки. Понимаете, платье неожиданно вспыхнуло факелом, и мать получила тяжелый, смертельный ожог. Многие ученики решили: будем врачами. Как они объяснили свой выбор? Одна моя, так сказать, знакомая девушка-выпускница сказала в ответ на мой вопрос: «Мне всегда нравятся люди в белых шапочках и белых халатах». Вторая моя знакомая, собственно говоря, объявила: «Мне с детства запомнился врач, который меня лечил»… Не знаю, может быть, и та и другая станут отличными врачами. Но, понимаете ли, бывает и такое уже во время учебы, в течение первого же семестра показывают неспособность или нежелание серьезно учиться и остывают к врачебной профессии. Ошибка в выборе любой профессии всегда опасна. Но она трагична, когда молодой человек решил, будем так говорить, без призвания и способностей к тому, стать врачом. Ведь именно от него зависит судьба сотен и тысяч больных, которые надеются, значит, на врача и ждут от него помощи. Вот, что сказал замечательный педагог и терапевт М.П.Кончаловский: «Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом. Он может стать невольно убийцей». Понимаете, какие мудрые слова! 2. Как бы вы озаглавили текст? Сформулируйте основную мысль. 3. Найдите слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, засоряют речь говорящего. Прочитайте еще раз текст без них. 4. Найдите в 2-м абзаце выделенные слова. Это нарушение лексической нормы, связанное с неверным использованием паронимов. Запишите правильный вариант словосочетаний. Объясните лексическое значение паронимов. Переведите их на родной язык. 5. Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ. 6. Найдите в тексте сложные слова, укажите их род, расшифруйте их и запишите, поставив ударение. 7. Выпишите цитату М.П.Кончаловского. Объясните ее смысл путем перевода на родной язык.. 8. Найдите и объясните устно постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. С какой интонацией нужно читать эти предложения? 9. Подумайте и определите, кто автор прочитанного текста. 10. Передайте содержание текста от 3-го лица, устраняя лишние слова. СРС. Подготовьте доклад «Этимология медицинских терминов». АРМ 1. Прочитайте аннотацию. Скажите, какие акцентологические нормы нужно соблюдать при чтении вслух? Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М., 2004. - 96 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»). Учебное пособие содержит обширные и оригинально систематизированные материалы по разделу курса общей психологии, посвященного психологии памяти. Освещаются фундаментальные закономерности, обнаруженные в психологических исследованиях человеческой памяти. Особое внимание уделяется мнемическим эффектам, впервые открытым в классических исследованиях П.И. Зинченко. Результаты исследований излагаются с объяснением логики самих экспериментов, что способствует более глубокому освоению теоретических идей в области психологии памяти, в частности деятельностного подхода, разработанного отечественными психологами. В приложение включены два новых опросника для диагностики памяти. Книга может представлять интерес для широкого круга психологов, педагогов, философов, специалистов в области когнитивной науки и нейронауки, теоретиков и практиков в различных сферах информационного дизайна. 2. Произнесите заимствованные слова, укажите, в каких словах сохраняется безударный звук О. Адажио, боксер, оазис, рококо, бомонд, отель, фонема, радио, рояль, шоссе, прогресс, бокал, какао, конспект, аккордеон, боа, Шопен, Роден, Флобер, Вольтер, Шота Руставели, Пуэрто-Касадо, Монтевидео. Деформировать, интенсивный, синтез, биосфера, фотосинтез, лазер, метод, модель, потенциал, прогресс, проект, термометр, энергия, эффект. 4. Сравните примеры того, как можно с помощью многозначных слов создать образное представление о большом количестве чего-либо. С любыми из них составьте распространенные предложения. Приведите примеры их употребления в прямом значении. Тьма (книг), пропасть (работы), куча (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (рук). 5. Сравните примеры, в которых фразеологизмы синонимичны словам и словосочетаниям, и составьте с любой парой различные по цели высказывания предложения. На каждом шагу – повсюду, прикусить язык – замолчать, точка зрения – мнение, носить на руках – баловать, правая рука – помощница, книга за семью печатями – тайна, бесструнная балалайка – болтун, куры не клюют – очень много, кот наплакал – очень мало, в пух и прах – сильно, как с гуся вода – безразлично. 6. Сравните примеры с синонимичными фразеологическими оборотами. Опишите устно речевые ситуации, в которых можно использовать данные фразеологизмы. Чуть свет – ни свет ни заря; со всех ног – во весь дух – сломя голову; бок о бок – рука об руку – плечом к плечу – рука в руку; рукой подать – в двух шагах; ни то ни сё – ни два ни полтора – ни рыба ни мясо; хоть глаз выколи – ни зги не видно.
|