1. Риторический идеал как отражение эстетических и этических идеалов, сформированных в определенной культуре. Риторический идеал как образец речевого общения и средство «оценки речевого произведения и речевого поведения в их единстве» (А.К. Михальская). Соотношение общериторического и педагогического речевого идеала. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала.
2. Категория гармонии и ее роль в педагогическом общении. Принципы гармонизирующего педагогического общения и средства их реализации в профессиональной деятельности учителя. Гармонизирующий педагогический диалог, его сущность, специфика.
3. Реализация этических норм речевого поведения в профессиональной деятельности учителя.
4. Национальные особенности речевого этикета
1. Этикетные особенности профессиональной речи.
Риторические идеи в работах А.С. Макаренко.
№ п/п
| Тема
| Наименование занятия
| Содержание домашней самостоятельной работы студентов
| Количество времени
|
Раздел 1
|
| Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.
| Практическое занятие № 1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.
| Подготовка одного из сообщений на темы: 1.История риторики: античная риторика, риторика эпохи Возрождения, риторика на Руси. 2.Расцвет судебного красноречия в 19 веке.
3.Возрождение риторики. Неориторика.
|
|
| Общение и коммуникация.
| Практическое занятие № 2 – 3. Общение и коммуникация.
| Индивидуальные задания (анализ речи учителя):
3. Творческая индивидуальность учителя и ее проявление в профессиональном общении.
4. Роль риторики в подготовке специалистов
5. Речь учителя русского языка в различных учебно-речевых ситуациях.
Индивидуальный стиль речи учителя в различных ситуациях урока.
|
|
| Невербальные средства общения
| Практическое занятие № 4. Невербальные средства общения.
| Роль «языка внешнего вида» в речи (Подготовка к деловой игре).
|
|
| Коммуникативная ситуация, ее составляющие.
| Практическое занятие № 5-6.
Коммуникативная ситуация, ее составляющие.
| Анализ текстов:
1. Басня И.Крылова «Ворона и лисица»
Встреча О.Бендера с Элочкой (И. Ильф и Петров «Двенадцать стульев»)
|
|
Подготовка к 1-ой контрольной работе
|
|
Итого СРС по 1-му разделу
|
|
Раздел 2
|
|
| Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
| Практическое занятие № 7-8. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
| Анализ видов речевой деятельности учителя и учеников на уроках русского языка (по материалам конспектов и видео записям).
|
|
| Текст как продукт речевой деятельности.
| Практическое занятие № 9 - 10. Текст как продукт речевой деятельности.
| 1. Подготовка сообщения (анализ пословиц и поговорок в сборниках) «Русские пословицы о языке и речи».
- Написание сочинения
|
|
| Речевые жанры. Устная речь ее основные жанры.
| Практическое занятие №11 - 12. Речевые жанры. Устная речь ее основные жанры.
| Подготовка сообщения на тему «М.М.Бахтин о речевом жанре».
|
|
| Коммуникативные качества речи.
| Практическое занятие № 13 - 14. Коммуникативные качества речи.
| Анализ дискурса:
2. Особенности культуры речи региональных СМИ
3. Средства выразительности педагогической речи учителя.
|
|
| Межличностное речевое взаимодействие.
| Практическое занятие № 15 - 16. Межличностное речевое взаимодействие.
| Сообщение: «Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике».
Групповой проект «Деловая беседа», «Светская беседа», разработка фрагментов дидактической беседы
|
|
| Устные высказывания профессионального характера.
| Практическое занятие № 17 - 18. Устные высказывания профессионального характера.
| Групповой проект «Игровые формы общения на уроке русского языка».
Анализ фрагмента урока (студенты самостоятельно разрабатывают этап объяснения нового материала) «Специфика объяснительной речи учителя русского языка».
|
|
Подготовка ко 2-ой контрольной работе
|
|
Итого СРС по 2-му разделу
|
|
Раздел 3
|
| Публичное выступление.
| Практическое занятие № 19- 20. Публичное выступление.
| Индивидуальные задания. Подготовка текстов эпидейктической речи, информирующий, аргументирующей и публичное их представление (проработка вербальных и невербальных планов)
|
|
| Основы полемического мастерства.
| Практическое занятие № 21. Основы полемического мастерства.
| Подготовка к дискуссии.
|
|
| Письменная речь.
| Практическое занятие № 22 - 24. Письменная речь.
| Подготовка текстов различных жанров профессионального общения (отзыв, рецензия, аннотация, характеристика и т.д.)
|
|
| Речевой этикет и культура общения.
| Практическое занятие № 25. Речевой этикет и культура общения.
| Подготовка проектов в малых группах:
2. Этикетные особенности профессиональной речи.
3. Риторические идеи в работах А.С. Макаренко.
|
|
Подготовка к контрольному тестированию
|
|
Итого СРС по 3-му разделу
|
|
Всего обязательная СРС по всем разделам
|
|
Подготовка к зачету
|
|
Итого СРС
|
|