Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие формы государственного единства






В первой половине XIX в. происходило дальнейшее расширение Российской Империи, включение в ее состав новых народов.

Определялось это не только природой существования империй, стремящихся расширить сферу своего влияния в том числе и за счет включения в свой состав новых территорий, что было характерно для политики многих стран в XIX веке.

Развитие Российской Империи определялось и политическими процессами, происходившими в мире в конце XVIII – начале XIX вв.

В начале XIX века серьезный политический кризис переживает традиционный соперник России на Балтике Шведское государство, что привело к потере части его территории.

Распад Наполеоновской Империи привел к перекройке карты Европы, в которой активно участвовала и Россия. Упадок Иранской (Персидской) и Османской (Турецкой) Империй, граничащих и воевавших с Россией, приводил к перераспределению сфер влияния и территорий на Кавказе и Закавказье, в пользу Российской Империи.

В 1801 году завершается процесс присоединения Восточной Грузии – Картлийско-Кахетинского царства, начатый еще в 1783 году, когда Россия взяла это царство под свое покровительство. (Характерно, что еще в 1645 году «большой титул» русского царя именовал его, в частности «и государь Иверские земли, Картлинских и Грузинских царей …», хотя в то время они не входили в состав России и были в зависимости от Персии).

При присоединении титул и все права Картлийско-Кахетинского царя упраздняются. В Манифесте к грузинскому народу от 12 сентября 1801 года Александр I писал, что его «бывшие правители не могли утвердить ни внешней, ни внутренней безопасности». Безопасность грузинского народа, предотвращение междоусобицы могут быть обеспечены, если российский император примет на себя «бремя управления царства Грузинского»[36]. Картлийско-Кахетинское царство стало Грузинской губернией, управляемой на общем основании «Учреждения для управления губерний 1775 года» с учетом местной специфики. Впоследствии в ее состав вошли присоединившиеся к России Имеритинское царство, Мингрелия, Гурийское княжество, Абхазия и часть Закавказья, отошедшая к России после окончания русско-турецкой войны 1805-1812 года.

Проникновение России в Закавказье вызвало войну с Персией. После победы над Персией в состав Российской Империи в 1813 году входят Бакинское, Дербентское и ряд других ханств, которые преобразуются в одноименные уезды Каспийской области. В 1846 году Каспийская область разделяется на Бакинскую и Дербентскую губернии. После победы в очередной войне с Персией в 1828 году к России присоединяются Эриванское и Нахичеванское ханство, преобразованные в Армянскую область, вошедшую в 1840 году в Грузинскую губернию.

Таким образом, в первой половине XIX века в ходе войн с Ираном и Турцией Россия присоединила к себе Закавказье. Существовавшие там государственные образования в виде царств, ханств, княжеств, были упразднены. Это не вызвало сопротивления местного населения, так как ханства, княжества не обладали полным суверенитетом, находились в зависимости от Персидского шаха, Турецкого султана. Тяжесть этой зависимости ощущало не только простое население, но знать этих государств. При образовании новых административно-территориальных единиц - губерний, областей в составе Российской империи, создания органов управления ими учитывались социальные, культурные, правовые традиции проживающего в них населения. Знать получила гарантии своих феодальных привилегий и по статусу приравнивалась к российскому дворянству. Она получили широкий доступ в органы управления, в российскую армию, причем часто в ее привилегированную часть – гвардию, в высшие учебные заведения. Большие возможности открылись перед закавказским купечеством получившим широкий доступ на российский рынок. А главное, на них распространялась Грамота на права и выгоды российским городам Екатерины II, дававшая им определенные правовые гарантии для ведения торгово-предпринимательской деятельности, которых они не имели ранее.

Это способствовало тому, что инкорпорация Закавказья в состав Российской Империи не только не встретила сопротивления, но и получила поддержку большинства местного населения.

Вхождение Закавказья в состав Российской Империи привело к возрастанию стратегического значения Кавказа, ставшего для России «воротами» в Закавказье. Это вызвало необходимость создания системы административного управления, обеспечивавшего бы стабильность и порядок на Кавказе, как части Российской Империи. Меры, принимаемые для достижения этого российской администрацией, часто не учитывали традиции, обычаи, в том числе правовые, местного населения и вызвали недовольство значительной его части. Это стало одной из причин т.н. «Кавказской войны». Опыт, приобретенный российской администрацией, понимание горских традиций были использованы при создании в 1844 году Кавказского наместничества. Оно должно было добиться признания и закрепления власти Российского императора на всем Кавказе не только вооруженным путем.

Обладая особыми полномочиями, полученными непосредственно от императора, наместник формировал органы управления на Кавказе, привлекал к их деятельности местное население, издавал распоряжения с учетом кавказских традиций и обычаев.

Важнейшей задачей Кавказского наместничества было обеспечение мира между народами Кавказа и осознание ими себя как народов, живущих в Российской империи.

После очередной войны с Турцией в 1812 году к России от Османской Империи отошла территория между Днестром и Прутом, бывшая до XVI века частью Молдавского государства. Еще в 1711 году Молдавский государь заключил тайный договор с Петром I о вхождении Молдавии в состав России с особым статусом и сохранением правящей династии. С 1711 по 1812 год территории между Днестром и Прутом несколько раз занимались русскими войсками, но только в 1812 году окончательно вошли в состав Российской Империи, где получили название Бессарабии. (Молдавия не могла быть восстановлена, так как часть ее территории оставались в составе Османской Империи). В 1818 году была образована Бессарабская область с центром в Кишиневе. Ею управлял царский наместник, бывший Председателем Верховного Совета области, в состав которого входили представители местного населения. Сохранялись многие законы, административно-судебные учреждения, действовавшие на этой территории до вхождения в состав России. С 1822 года Председателем Верховного Совета Бессарабской области стал генерал-губернатор Новороссийской губернии. Целью этого объединения было преобразование Бессарабской области в губернию, управляемую «на общих основаниях», т.е. создания в ней таких же административных, судебных органов как и в других губерниях европейской России, распространение на нее всех законов Российской империи. В 1828 году Бессарабская область разделяется на уезды, в которых действует административно-полицейский аппарат, согласно «Учреждения для управления губерний Российской Империи». В 1854 году создаются областные органы управления, аналогичные губернским. Таким образом завершается процесс своеобразной «административной ассимиляции» новой территории в составе Российской империи. В 1873 году Бессарабская область была переименована в губернию.

В первой половине XIX века территория Российской Империи расширяется и на юго-восточных границах. Еще в середине XVIII века после распада Казахского ханства, не имевшего определенных границ, административно-территориального деления, политического центра и писанного права, население части его земель добровольно переходит в подданство России. Часть территории бывшего Казахского ханства оказалось в составе Кокандского и Хивинского ханств. Борьба между Российской и Британской империями за влияние в Средней Азии привела к захвату российскими войсками и присоединению к России части территории Кокандского и Хивинского ханств, на которой жили казахи. Присоединенные земли были объявлены государственной собственностью, с сохранением права казахов вести на ней традиционный кочевой образ жизни на основе своих обычаев, в том числе и правовых. Российская администрация сохранила права местной родовой знати, привлекала ее к управлению, предотвращению межродовых столкновений. В 1867 году бывшая территория Казахского ханства входит в состав образованного Туркестанского генерал-губернаторства.

После поражений в войнах 1805-1807 гг. с наполеоновской Францией, Россия была вынуждена подписать договор с ней о совместных действиях против Англии. Секретная часть договора предоставляла России возможность захвата Финляндии, входившей в состав шведского королевства имея статус Великого Княжества. В Финляндии был парламент (сейм), избиравшийся по сословному принципу, действовали местные законы. Шведская королевская власть стремилась ограничить права Великого княжества, препятствовала созыву сейма, назначала генерал-губернатора для управления Финляндией.

Швеция являлась традиционным соперником России на Балтике. В 1788 году она начала войну с Россией требуя отказа от всех территорий, присоединенных к России со времени Петра I. Присоединение Финляндии к России наносило удар по Швеции, терявшей треть территории и населения, решало проблему переноса государственной границы от Санкт-Петербурга как столицы и крупнейшего промышленного и портового города Империи. В 1808 году с началом войны России со Швецией Манифестом Александра I было объявлено, что Финляндия является «областью, российским оружием покоренной, и навсегда присоединяется к Российской Империи».

До окончания войны российский император возложил на себя титул Великого князя Финляндского. Все вопросы управления Финляндией решались формально только им, минуя государственные учреждения Российской Империи. Вводилась должность статс-секретаря императора по делам Великого княжества Финляндского. Согласно мирному договору с Швецией 1809 года Финляндия переходила «в собственность и державное обладание Империи Российской».

Российский император как Великий князь Финляндский обязался «нерушимо хранить и оберегать» финляндские законы.

Статус Великого Княжества Финляндского в составе Российской Империи, организация власти и управления в нем определялись сеймом, созванным в 1809 году.

Великий князь имел неограниченное по времени право созыва Сейма, без согласия которого нельзя было принимать новые, изменять старые законы, вводить налоги, ограничивать или расширять права сословий. В составе Российской империи Финляндия впервые в своей истории стала иметь свое правительство – Правительственный Совет, переименованный в 1816 году в Финляндский Сенат. Он назначался Великим князем только из коренных жителей Финляндии. Это не распространялось на председателя Сената, которым был генерал-губернатор, назначаемый российским императором и являвшийся его представителем в Финляндии. Сенат имел большие полномочия для организации и регулирования хозяйственной жизни Финляндии. Все налоги, доходы от таможенных сборов оставались в Финляндии. Главная таможенная дирекция Сената в значительной степени определяла таможенную политику Финляндского княжества внутри Российской империи и с другими странами. Налоговая, таможенная система Великого княжества Финляндского способствовала его экономическому развитию. В Великом княжестве наряду с российскими имели хождение и финские деньги.

В 1811 году территория Финляндского княжества была разделена на губернии, что привело к его расширению. Выборгская губерния, образованная еще в 1744 г. как губерния Российской Империи, передавалась в состав Великого княжества Финляндского.

Таким образом, особый статус Великого княжества Финляндского в составе Российской Империи определялся тем, что главой его исполнительной власти являлся российский император, обязавшийся сохранять законодательные учреждения, гарантировать соблюдение прав и интересов местного населения.

Современные финские историки считают, что вхождение и развитие Финляндии в Российской империи было определяющим в образовании суверенного финляндского государства[37].

Завоевание Финляндии Россией произошло во многом благодаря временному союзу России с наполеоновской Францией. Но включение Великого княжества Финляндского в Российскую империю было признано на международном Венском конгрессе 1815 года, где участники антинаполеоновской коалиции перекраивали карту Европы, не только восстанавливая то, что изменилось в ходе наполеоновских войн, но и преследуя свои геополитические интересы. В результате произошел очередной передел территории Польши.

Польское государство перестало существовать в 1795 году, когда оно было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 году после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеоном было образовано новое государство – Княжество Варшавское, к которому в 1809 году присоединена часть польских земель входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 года Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской Империи. Австрия, Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии. Согласно Конституции Царства Польского Российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом Царства Польского был Сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего Польской армии назначал Российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской Империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка»[38].

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости, восстановлению Польского суверенного государства в границах существовавших до его первого раздела в 1772 году. В 1830 году началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский Сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской Империей.

После подавления восстания российскими войсками, в 1832 году император Николай I издал «Органический статус» отменявший Конституцию царства Польского 1815 года, ликвидировавший Сейм, польскую армию. Царство Польское эта «внутренняя заграница» как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 года продолжал действовать только польский Государственный Совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской Империи. Но в 1841 году при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 года Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского инкорпорированного в состав Российской Империи.

В первой половине XIX века территория Российской Империи увеличилась почти на 20 процентов. Расширение Российской Империи обусловливалось не столько экономическими целями, как например Британской Империи, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально-экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России[39].

В условиях разрушения Османской, Персидской империи, некоторые народы завоеванные ими добровольно входили в состав Российской Империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в Империи строилось с учетом их социально-экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской Империи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал