Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отмена крепостного права






Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. С этой целью был создан Секретный комитет, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно создаются Редакционные комиссии и губерн­ские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуа­зии, не говоря уже о крестьянах.

Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакци­онных крепостнических кругов отпустить крестьян «на волю» без земли или хотя бы затормозить реформу. Однако ряд пред­ложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственное Совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что «все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано».

19 февраля 1861 г. Манифест, Общее положение о крестья­нах, вышедших из крепостной зависимости и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса: 1) о личном освобождении крестьян; 2) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; 3) о выкупе крестьяна­ми своих земельных наделов; 4) об организации крестьянского управления.

С момента опубли­кования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина, т.е. продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услу­жение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказы­вать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак, заключение договоров; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; по­ступление на службу, на учебу; приобретение движимой и не­движимой собственности; наследование имущества и т.д.

Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. Характерно, что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники, призванные улаживать конфликты между помещи­ками и крестьянами. Правда, они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков, так что объективность их была чисто условной.

В течение этих 2-х лет крестьяне обязаны были отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечи­тельства. С составлением уставной грамоты крестьяне получа­ли земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а за пользова­ние ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и то­гда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т. е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Как уже говорилось, крестьяне при освобождении наделя­лись землей - приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от этой земли отказаться или продать в течение 9 лет после издания закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопле­ния в городах лишенных земли, работы и средств к существо­ванию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.

Что же касается размеров полевых земельных наделов, пе­редаваемых крестьянам, и размеров и порядка их выкупа у по­мещиков, то все это в законе определялось с учетом исключи­тельно интересов помещиков.

Губернии великорусские, левобережной и южной Украины и восточной Белоруссии, в которых в первую очередь прово­дилась реформа, делились на 3 полосы в зависимости от каче­ства земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян зем­лей. Эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до рефор­мы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим ко­личеством земли, предоставлено было право выделять кресть­янам наделы меньше установленной нормы. Наконец, крестья­не по соглашению с помещиками могли получить так называе­мый «даровой» надел (без выкупа) размером 0, 25 низшей нор­мы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была от­резана. Всего было отрезано свыше 5 млн. га земли, что со­ставляло в среднем около 20% крестьянских земель, но в неко­торых губерниях потери крестьян доходили до 40% той земли, которой они пользовались до реформы.

Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Таким образом, размер выкупного пла­тежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактиче­ски и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся на­дельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. рублей, крестьяне же должны были за нее заплатать 867 млн. рублей.

20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80% помещики получали от государства, кото­рое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рас­срочку в течение 49 лет. Иными словами, правительство пре­доставляло крестьянам для расплаты с помещиками кредит на 49 лет под 6% в год. Всего за 40 с лишним лет крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. рублей, вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.

На основной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собст­венником земли, так как она (а не каждый отдельный крестья­нин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодиче­ски перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между свои­ми членами. Все члены общины в отношении выплаты нало­гов, повинностей и выкупных платежей были связаны круговой порукой, и за неплательщиков платили исправные плательщи­ки. Но община в свою очередь по решению сельского схода могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки или принудительно отдать на заработки.

Но вместе с тем община создавала для крестьянина опреде­ленную социальную защищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т. д. Этим и объясня­лась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика. Се­вер, Сибирь и т. д.), устанавливался подворно-участковый по­рядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчу­ждать ее можно было лишь с согласия сельского схода и лишь по истечении 9 лет с момента объявления реформы.

Таковы были условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которые составляли до 2/з общей массы крестьянства. Однако были и другие категории крестьянства: удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управляв­шиеся Департаментом уделов), государственные крестьяне, крепостные рабочие. Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи кресть­яне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских за­водах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Органами крестьянского самоуправления в сельских общест­вах, объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других долж­ностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания не­доимок. Сельские общества объединялись в более крупные единицы - волости с населением от 300 до 2000 человек. Вы­борные должностные лица общин и волостей - сельские ста­росты, волостные старшины, волостные судьи - обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посред­ники. Так на место сеньориальной власти отдельных помещи­ков была поставлена власть представителей дворянства - ми­ровых посредников. Общее руководство деятельностью мировых посредников осуществляли губернские по крестьянским делам присутствия под председательством губернаторов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал