Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основа слова. Типы основ
Основа – ядерная часть слова, с которой связано его вещественное, лексическое значение. Это структурный элемент слова, который характеризуется устойчивостью, стабильностью морфемного состава. Ср.: сильн ый – силен – сильн ее – силн ейший. Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми морфемами (дерев о, бел ый) или включать в свой состав корень и словообразовательные аффиксы (находк а, приказа ть, заговоро о). Основы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, вверх, из-за. Основа – операционная единица анализа слов, позволяющая разграничить грамматические формы и лексические единицы, выявить производящую базу для производных. Существует широкое и узкое понимание термина «основа слова». Узкое понимание встречается в школьной практике преподавания русского языка, где основой слова принято считать часть слова без окончания: умн ый, весель(ј) е, рассказывающ ий. В вузовской же практике под основой слова понимают часть слова без формообразующих аффиксов, т. е. из состава основы исключаются флексии и формообразующие суффиксы: чита(ј) ющий, дума(ј) я, писа ть, говори л и т. п. Основы слова неоднородны; они различаются: 1) по характеру структурной целостности; 2) по количеству корней, входящих в их состав; 3) по способности далее члениться. На основании различных дифференцирующих признаков выделяют следующие типы основ: 1) компактные — прерывистые; 2) простые — сложные; 3) членимые — нечленимые. Компактные основы характеризуются структурной целостностью: приговори ть, выдумк а, син ий. Прерывистые основы отличаются нарушением структурного единства. Это основы, «разорванные» формообразующими аффиксами: умыва ть ся, как ой- либо, колыш ущий ся. Основы, включающие в свой состав один корень, называются простыми; объединяющие несколько корней — сложными. Ср.: лесник — лесозаготовк а. Основы, содержащие один морф, т.е. далее неделимые на морфы, называются нечленимыми: дубо, беж, вдруг и т. п. Основы, состоящие из нескольких морфов, называются членимыми: покупк а — основа слова включает в свой состав три морфа (префикс по-, корень -куп- и суффикс -к-), она способна делиться на морфемы и поэтому признается членимой. Любая основа может быть охарактеризована по признакам всех трех дифференцирующих уровней. Например: основа слова кораблестроение — кораблестроениј — компактная, сложная, членимая; целоваться — целова...ся — прерывистая, простая, членимая; ложка — ложк — компактная, простая, нечленимая.
Производное слово. Признаки производного слова Словообразование, или дериватология (от лат. derivatum 'произведенное, производное'), — раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, способы их образования и их объединения (группировки). Основным объектом рассмотрения в словообразовании является производное слово (дериват). Производные слова — это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов; ср.: студенчество студент, перечитать читать. Производное слово семантически и формально выводится из другого родственного слова, которое мотивирует его. Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге: — Этот [гриб], — говорит мама, — называется подберезовик. Видите, он под березой растет. Потому он так и называется — подберезовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие. — Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны. (Л. Пантелеев) Мотивирующее слово и дериват связаны отношениями словообразовательной мотивации. Это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них: 1) либо определяется через значение другого: переводить ® переводчик ('тот, кто переводит'), слон ® слоненок ('детеныш слона'); 2) либо тождественно другому во всех семантических компонентах, кроме частеречного значения, ср.: нежный ® нежно, тихий ® тихо; 3) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афганистан ® Афган, преподаватель ® препод. Мотивирующее и мотивированное слова составляют словообразовательную пару. Мотивированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного: оленьо ® оленина, тракторо ® тракторист, пекарьо ® пекарня. Слово пекарня, например, формально «длиннее» (на суффиксальный отрезок -н-) и семантически сложнее слова пекарь: оно включает в себя семантический компонент 'место'. В том случае, если оба слова совпадают по количеству формальных компонентов, мотивированным признается слово, семантически более сложное; ср.: истор-иј(я) ® истор-ико ('специалист по истории'), меланхол-иј (я) ® меланхол-ико. Для того чтобы верно определить направление мотивации и выделить мотивирующее слово, необходимо использовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь — 'тот, кто пашет' (мотивирующее слово — пахать), сахарница — 'вместилище для сахара' (мотивирующее слово — сахар), парусить — 'надуваться подобно парусу' (мотивирующее слово — парус), неизбежный — 'такой, которого нельзя избежать' (мотивирующее слово — избежать). При толковании производных слов используются типовые определения, или «словообразовательные перифразы» (А. И. Моисеев), которые состоят из двух частей: обобщенной (родовой), представленной обычно местоименным блоком (тот, кто...; то, что...), и видовой, выделяющей отличительный признак: преподаватель — 'тот, кто преподает'. «Правильно составленная перифраза позволяет установить саму производность толкуемого слова, производящее слово и направленность производности»1. Возможны и другие типы толкований, выделяющих мотивирующее слово: морской — 'относящийся к морю', безбилетный — 'не имеющий билета', бодрость — 'свойство по значению прилагательного бодрый', обанкротиться — 'стать банкротом'. Итак, если в морфемике противопоставляются друг другу членимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничиваются слова производные и непроизводные. Производное слово характеризуется рядом признаков. 1. Дериват обладает свободной связанной членимостью: водяной ® водянистый, бочка ® бочар. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном языке являются непроизводными: буженина, смородина. 2.Важнейший признак производного слова — словообразовательная мотивированность. Как уже отмечалось, семантика и форма деривата базируются на другом слове. Как отмечал Г. О. Винокур, «значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы». Критерием производности слова (критерий Г.О. Винокура) признается обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы: «...О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная». 3. Производное слово имеет бинарную (двухкомпонентную) структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяется пять морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва -ть), и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ниј- ). Структура производного, таким образом, всегда бинарна. В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор. Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.: сеять ® сеятель, сеять ® засеять; терпеть ® терпение; радовать ® радоваться. Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: белоснежный бел ый как снег; снегопад снег о + пад ать; гололед гол ый и лед о. Словообразовательный формант (дериватор) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым производное слово отличается от производящего. Это важнейший элемент структуры производного слова. Словообразовательный формант — это, во-первых, средство выражения деривационного значения, во-вторых, конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить ® учитель; нос ® переносица; автор ® соавтор; колос ® колоситься. Мы видим, что во всех рассмотренных примерах формантами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг формантов в языке значительно шире. В качестве формантов (дериваторов) в современном русском языке выступают: 1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбинации — перечитать; читатель; учить/ся; разбежаться ); 2)сокращение (усечение) производящей основы (специалист ® спец; магнитофон ® маг); 3) устойчивый порядок компонентов при сложении и единое главное ударение (быстрорастворимый; вагон-ресторан); 4) изменение (обычно сужение) морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с переходом из одной части речи в другую (мороженое, ученый, кругом — существительное ® наречие ® предлог). Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные (операционные). К аффиксальным формантам относятся словообразовательные аффиксы и их сочетания, к безаффиксным — 1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав); 2)устойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, вагон-ресторан); 3) переоформление морфологической парадигмы (учительская, будущее). Возможно и сочетание формантов разных типов в одном деривате, см., например, слова видик, мультик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).
|