![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словообразовательное значение
На основе семантического соотношения между мотивирующим словом и словом производным определяется словообразовательное значение деривата. Словообразовательное значение по-разному, толкуется в современной русистике. Некоторые ученые отождествляют его с семантикой словообразующего аффикса, см., например, следующее определение: «...Общее значение, придаваемое суффиксом целой группе слов, следует называть словообразовательным (или деривационным, классифицирующим)» (Кубрякова Е.С.). Другие лингвисты при определении словообразовательного значения подчеркивают иные его признаки, ср.: «Обобщенные категориальные значения, имеющие специальное выражение, но не являющиеся обязательными, мы и называем словообразовательными значениями» (Максимов В.И.). Однако при всем разнообразии подходов к описанию деривационного значения в основу его, как правило, кладется соотношение между семантикой производящего и производного слов; см., например: «Словообразовательное значение — это общая для ряда производных слов семантическая реляция их структурных компонентов, основанная на корреляции этих производных и соответствующих производящих» (Манучарян Р.С.). Словообразовательное значение производного устанавливается по «принципу разности»: это тот компонент значения, которым семантика деривата отличается от семантики мотивирующего его слова. Сравним, например, значения слов слон — слоненок. В производном слове имеется семантический компонент 'детскость' (слоненок — 'детеныш слона'), который отсутствует в мотивирующем слове. Он и принимается за словообразовательное (деривационное) значение производного слова. Словообразовательное значение, с точки зрения Н.А. Никитиной, имеет два аспекта его рассмотрения. Во-первых, это конкретное деривационное значение, которое возникает в процессе словообразовательного акта и характеризует отдельное производное слово. Рассмотрим, например, существительное вахтер, которое мотивируется словом вахта. Вахтер — 'тот, кто несет вахту, дежурит, охраняет учреждение, предприятие'. Словообразовательное значение данного производного слова — значение лица, имеющего отношение к особому виду дежурства (вахте). Это значение осложняется дополнительными приращениями смысла. Конкретное (или частное) словообразовательное значение входит в структуру лексического значения. Во-вторых, словообразовательное значение распространяется на ряд одноструктурных образований, является общим для всех них. В этом случае словообразовательное значение носит уже не индивидуальный, а типовой, обобщенный характер. Оно свойственно не одному производному слову, а ряду дериватов, для которых характерно одинаковое соотношение между семантикой мотивирующего и мотивированного слов. См., например, толстый ® толстяк, здоровый ® здоровяк, пошлый ® пошляк 'лицо, характеризующееся признаком, названным мотивирующим именем прилагательным'. Такое словообразовательное значение можно назвать общим. Именно оно прежде всего рассматривается в дериватологии. Как отмечает М. Докулил, именно типовой характер словообразовательного значения отличает его от значения лексического: если лексические значения присущи отдельным словам, а грамматические — самым крупным в языке объединениям слов (грамматическим классам — частям речи), то словообразовательные значения свойственны одинаково всем словам одного и того же деривационного ряда внутри грамматического класса слов. Так, например, значение 'делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением мотивирующего слова' объединяет ряд глаголов синеть, краснеть, седеть, добреть, глупеть и др. В отличие от лексического значения словообразовательное значение всегда формально выражено, в отличие от грамматического оно является необязательным, т. е. не охватывает всех слов одной части речи. Итак, в системе языковых значений общее словообразовательное значение занимает место, промежуточное между лексическим и грамматическим: оно более абстрактно, чем лексическое значение, но носит менее обобщенный характер, чем лексическое. Общее словообразовательное значение носит интерпретационный характер: оно отражает типовые предметные и признаковые отношения и формируется под влиянием словообразовательной системы языка, присущих ей закономерностей. Это словообразовательное значение формулируется при анализе производных слов обобщенно, например, 'совершать действие, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим словом'. Словообразовательное значение, как уже отмечалось, имеет формальное выражение. Традиционно считается, что оно выражается словообразовательным формантом: например, значение, противоположное тому, что названо мотивирующим словом, выражается префиксальными формантами де- / дез- (де маскировать, 'дезорганизовать), не- (не счастье, не удача). Однако, как справедливо замечает Н.А.Янко-Триницкая, «правильнее было бы говорить не о значении отдельного аффикса, а о значении, которое создается совокупностью всех структурных компонентов производного слова». Итак, словообразовательное значение как особый тип обобщенного языкового значения характеризуется следующими языковыми признаками: 1) оно реализуется только в пределах производного слова; 2) имеет формальную выраженность; 3) носит типовой, серийный характер; 4) «связано с направлением производности и моделированием однотипных отношений с мотивирующими однокорневыми единицами» (Алефиренко Н.Ф.); 5) является необязательным в системе языка (по сравнению с лексическим).
|