![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация. Типы мотивации
Мотивирующие и мотивированные слова связаны отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация — явление неоднородное. В современной дериватологии нет единой точки зрения на характер и типы словообразовательной мотивированности. Как пишет И. А. Ширшов, «за последние годы изучение проблемы мотивированности активизировалось. Перенос внимания с формантной части значения на лексическое значение производящего и характер его вхождения в производное оказался продуктивным и позволил выявить ряд типичных случаев, резко расширив наше представление о типологии мотивированности». Начало изучения проблем мотивации относится к 70-м гг. XX в. Первым предпринял попытку создать типологию словообразовательной мотивированности В.В. Лопатин. В статье «Метафорическая мотивация в русском словообразовании» он выделил три типа мотивации: 1) «нормальную»; 2) метафорическую; 3) переносную. «Нормальными» мотивированными основами автор называет производные, толкование которых не вызывает трудностей: домик — дом. Под метафорической мотивацией В.В. Лопатин понимает такой тип отношений между мотивированным и мотивирующим словами, при котором «переносный смысл возникает у определенных основ только на уровне мотивированного слова, только в его словообразовательной структуре»: небоскрёб – «очень высокий многоэтажный дом» + «скребущий небо». Переносный тип мотивации в отличие от метафорического обусловлен тем, что перенос значения происходит в самом мотивирующем, а не в мотивированном слове: пролаза – «тот, кто способен попасть куда-либо, проявив хитрость» (нет соотношения с прямым значением мотивирующего глагола пролезть). Много внимания проблеме словообразовательной мотивированности уделяет в своих работах Е. А. Земская. Она подробно описывает разные виды семантических отношений между мотивированным и мотивирующим словами. На основании признака, «какое место в значении мотивированного занимает мотивирующая часть семантики», Е.А. Земская противопоставляет «основную» (домик — 'маленький дом') и «периферийную» (госпитализировать — 'помещать в любую больницу, в том числе в госпиталь') мотивации. При периферийной мотивации «семантика производных не включает в себя семантику производящих целиком, как в парах типа дом — домик, но связана с семантикой производящего лишь " краешком своего значения"». По признаку, «какой тип лексического значения мотивирующего (прямое или переносное) наследуется мотивированным», противопоставляются прямая (лесник ® лес ) и переносная мотивации. Последняя в свою очередь подразделяется на реальную (образное значение мотивированного обусловлено переносным значением мотивирующего: петух — 'задиристый, запальчивый человек, забияка' — петушиться — 'вести себя задиристо, запальчиво, как петух') и ассоциативную (образное значение мотивированного обусловлено устойчивыми ассоциациями, которые свойственны значению мотивирующего: школьничать — 'вести себя шаловливо, как школьник'). Кроме того, Е.А. Земская выделила образную мотивацию, при которой образное значение мотивированного основывается на прямом значении мотивирующего: молокосос. И.С. Улуханов строит классификацию типов мотивированности на основе следующих признаков: 1) входит ли мотивирующее значение в мотивированное; 2) полностью или частично мотивирующая часть значения входит в мотивированное слово; 3) в денотативное или ассоциативное значение мотивированного слова входит мотивирующее; 4) какую роль (описательную, сопоставительную или экспрессивную) играет значение мотивирующего слова по отношению к мотивированному. На основании этих признаков И. С. Улуханов выделяет три степени мотивированности. 1. Все значения мотивирующего входят в значение мотивированного: а) значение мотивирующего совпадает с денотативным значением мотивированного: лесок лес; б) значение мотивирующего совпадает с ассоциативным значением мотивированного: — с ассоциативно-описательным значением: горбуша горб; — с ассоциативно-сравнительным значением: советь сова. 2.Часть значений мотивирующего слова входит в значение мотивированного: булавка булава, 3. Значения мотивирующего не входят в значение мотивированного, слова связаны экспрессивно: распатронить патрон. И. А. Ширшов разработал «шкалу мотивированности, где каждый тип занимает свое место в соответствии с убыванием мотивировочного признака: полная частичная 1) прямая 4) косвенная 2) переносная 5) метафорическая 3) периферийная 6) ассоциативная». Полная и частичная мотивированность различаются по признаку " способ вхождения производящего в значение производного — полностью или частично"». «Полная прямая мотивированность — это основной тип словообразовательной мотивированности, характеризующейся полным вхождением прямого значения производящего в значение производного, причем в производном оно формирует ядро лексического значения, ср.: каменный — 'относящийся к камню', каменистый — 'обильный камнями'». При полной переносной мотивированности переносное значение мотивирующего полностью входит в значение мотивированного слова. Так, значение производного обкусать — 'кусая, обгрызть со всех сторон' мотивируется переносным значением производящего кусать — 'захватывая зубами, отделять части чего-либо съестного'. По мнению И. А. Ширшова, «к прямой и переносной мотивации примыкает периферийная полнотой освоения значения производящего, но противопоставляется им по признаку " место значения производящего в семантической структуре производного"». При периферийной мотивации значение производящего формирует «окраину семантического поля» производного. «Косвенная мотивированность выявляется в тех случаях, когда прямая отсылка к производящему или прямое включение производящего в толкование производного невозможны, а семантические отношения проявляют себя косвенно, через лексическое значение производящего, точнее, через его часть». Ср.: интеллигентский — 'относящийся к интеллигенту' — полная прямая мотивация; интеллигентный — 'обладающий большой внутренней культурой' — частичная косвенная мотивированность. При метафорической мотивации семантические отношения между производящим и производным основаны на сравнении: каменеть — 'становиться твердым, как камень', змеиться — 'извиваться подобно змее'. Под ассоциативной мотивированностью понимается такой характер семантических связей между производящим и производным, который опирается на мотивировочный признак, не зафиксированный в толковых словарях, но потенциально сопутствующий мотивирующему («ассоциативный признак» находится «в семантической структуре производящего в латентном состоянии»): гусь — 'дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей' (ассоциативный признак 'способ передвижения' в латентном состоянии), гуськом — 'один за другим, как гуси...'. Рассмотренные классификации типов мотивации лишь частично соотносятся между собой и затрагивают семантический аспект взаимоотношений мотивирующего и мотивированного слов. Однако связи между ними более сложные и захватывают не только семантическую, но и структурную сторону взаимоотношений производящего и производного. При выделении типов мотивации необходимо учитывать следующие критерии: 1) на базе одного или нескольких слов создается производное; 2) производным или непроизводным является мотивирующее слово; 3) одно или несколько мотивирующих возможны при данном мотивированном; 4) как соотносятся между собой мотивирующее и мотивированное с точки зрения семантики; 5) регулярными или нерегулярными являются средства выражения деривационного значения. На основании первого критерия мотивация делится на однословную (на базе одного слова: гаражныйгараж ) и многословную (на базе двух и более слов: Заполярье за Полярным кругом; вездеход везде + ходить ). В зависимости от типа мотивирующего слова мотивация может быть исходной (производное мотивируется непроизводной основой; лесной лес ) и неисходной (производное мотивируется производной основой: пересказывать пересказать ). По количеству мотивирующих основ мотивация делится на единичную (одно мотивирующее) и множественную (несколько мотивирующих). На явление множественной мотивации впервые обратил внимание Г. О. Винокур в статье «Заметки по русскому словообразованию». Говоря об омонимии словообразовательной формы, он писал, что «тожественная в звуковом отношении производная основа выделяет в своем составе не те же самые морфемы, членится по-разному, в зависимости от того, с какой производящей основой она соотнесена. Когда мы наблюдаем изолированное слово учительство, то мы не можем сказать, какие морфемы выделяются в этом слове, пока не установим, какое из двух значений, присущих этому слову, имеется в виду. Если учительство означает занятие того, кто учит, то в данном слове выделяется суффикс - тельств-, так как в этом случае соотносительная производящая основа есть учи-. Если же учительство имеет собирательное значение, то в нем выделяется суффикс -ств-, так как ближайшая производящая к нему основа в этом случае есть учитель-». Подробную классификацию типов многоструктурных слов разработал А. Н. Тихонов в статье «Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке». Рассмотрим наиболее распространенные группы мотивированных слов, которым свойственна множественная мотивация.
1. Абстрактные существительные с отрицательным префиксом не-: чуткость + не- нечуткость нечуткий + -ость-
2.Существительные с суффиксами -ник- / -ик-: грех + -ник- грешник грешить + -ник- грешный + -ик-.
3. Отглагольные существительные со значением процесса: проверить + -к- проверка проверять + -к-.
4. Префиксально-постфиксальные глаголы: обрадовать + / -ся обрадоваться радоваться + об- 5. Глаголы с суффиксами -нича- / -ича-: каприз + -нича- капризничать капризный + -ича-
6. Глаголы типа потеть: пот + -е- потеть потный + -е-.
7. Качественные наречия с отрицательным префиксом не-: весело + не- невесело невеселый + -о.
С точки зрения семантики мы предлагаем разграничивать общую и периферийную (частичную) мотивации. При общей мотивации дериват включает в себя весь объем значения мотивирующего слова: лисенок лиса. При частичной мотивации значение мотивированного значительно шире мотивирующего: чернила чернить 'жидкость для письма не только черного, но и синего, красного, зеленого цвета' и т.п. Кроме того, в семантическом плане мотивация может быть прямая (мотивированное базируется на прямом значении мотивирующего: трава ® травка ), отраженная переносная (мотивированное базируется на переносном значении мотивирующего: черствый ® очерстветь 'о бездушном человеке'), метафорическая (переносное значение возникает в мотивированном в процессе словопроизводства и основано на сравнении: змеиться — 'извиваться как змея') и ассоциативно-образная (значение деривата опирается на ассоциации, связанные у носителей языка с производящим словом: миндальничать — 'проявлять излишнюю мягкость, слабость'). По признаку частотности выделяют регулярную и нерегулярную мотивации. При регулярной мотивации деривационное значение выражается при помощи регулярного словообразовательного средства: белый ® белеть. При нерегулярной мотивации деривационное значение обусловлено использованием уникального словообразовательного средства: почта ® почтамт. Кроме того, необходимо разграничивать последовательную и чересступенчатую мотивации. Последовательная мотивация связана с отсутствием пропуска структурно обязательного компонента между производящим и производным: зайчонок заяц. Чересступенчатая мотивация обусловлена пропуском звена в словообразовательной цепи, отсутствием слова, которое непосредственно должно было стать мотивирующим для данного деривата: машинистка машина (пропущено словообразовательное звено машинист, так как в современном русском языке данная лексема имеет другое значение — 'водитель локомотива'); снегование снег (пропущен глагольный дериват снеговать, который должен был стать мотивирующим для данного слова). Таким образом, при определении типов мотивации у мотивированного слова выделяют одновременно несколько разноуровневых характеристик. Например: медведица медведь — мотивация однословная, исходная, единичная, прямая, основная, регулярная, последовательная; петушиться петух — мотивация однословная, исходная, отраженная переносная, основная, регулярная, последовательная; рассиропиться сироп — мотивация однословная, исходная, ассоциативно-образная, периферийная, регулярная, последовательная.
|