![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Согласно статье 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство в сфере труда - это система правоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), о согласования органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[1] Социальное партнерство – это урегулирование нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства – работниками (их представителями) работодателями (их представителями), органами государственной власти и органами местного самоуправления. Становятся правоотношениями социального партнерства. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений. Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: - работники, - работодатели, - представители работников, - представители работодателей, - органы государственной (исполнительной) власти, - органы местного самоуправления. Согласно статье 25 Трудового Кодекса РФ, сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.2 Правовое положение каждого из них отличается принадлежащим им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. Они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно, связанных с ними отношений. Органы местного самоуправления, будучи участниками социального партнерства, выражают и отстаивают интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей. Государство в мире правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществление обязанностей. Оно регулирует нормами права эти отношения.2 Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей – это установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя большие возможности для регулирования трудовых отношений на основе социального партнерства. В связи с этим значительно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями и обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.[2] Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.[3] В Трудовой кодекс РФ включен раздел «2» «Социальное партнерство» в сфере труда. Этот раздел содержит наиболее важные положения о правовом регулировании отношений социального партнерства, которые входят в предмет трудового права согласно ст.1 Трудового Кодекса РФ. Социальное партнерство – это основа для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений. Усиление роли социального партнерства, коллективных договоров и соглашений в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете и методе трудового права, принципах регулирования этих отношений отражено не только в предмете и методе трудового права, принципах регулирования этих отношений, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Раздел 2 Трудового кодекс РФ сформирован на базе ранее принятых законов: Закона РФ от 11 марта 1992г. «О коллективных договорах и соглашениях».[4] Федерального закона от 12 января 1996 года. «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности.[5] В разделе 2 Трудового кодекса РФ приняты во внимание положения Конвенции МОТ №87 (1948г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию». №98 (1949г.) «О праве на организацию и введение коллективных переговоров» №135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в мире труда (1998г.) и другие международные акты. Между РФ и МОТ в рамках реализации Программы взаимного сотрудничества подписан Протокол о взаимопонимании. В Программе предусматриваются основные направления этого сотрудничества и среди них – это совершенствование институтов социального партнерства. В Протоколе отмечается, что для достижения сбалансированности общества, наемных работников и работодателей важным считается дальнейшее развитие коллективно-договорного регулирования с использованием механизмов и институтов социального партнерства, разработка и совершенствование нормативных актов в сфере социально - трудовых отношений в урегулировании коллективно-трудовых споров. В Протоколе отмечается, что развитие механизмов социального партнерства необходимо сфокусировать на совершенствовании института представительства работодателей на федеральном отраслевом и региональном уровнях укреплении влияния профсоюзов в трудовых коллективах и, особенно, в частном секторе экономики, на малых, средних предприятиях, а также на создании системы досудебного рассмотрения трудовых споров.[6] Трудовой кодекс РФ устанавливает и закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию РФ, на работодателей, являющихся юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Изменения, связанные с включением в отношения социального партнерства индивидуальных предпринимателей, существенно расширяет возможности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 28 Трудового кодекса РФ особенности применения норм Раздела 2 ТК РФ к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов Внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.[7] В соответствии со ст. 26 Трудового кодекса РФ социальное партнерство осуществляется на: - федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. - межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ. - региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ. - отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). - территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. - локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда[8].
|