Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы, формы и органы социального партнерства в сфере труда в РФ.






 

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений определены исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно статье 24 Трудового кодекса РФ, основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон,

- уважение и учет интересов сторон,

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях,

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе.

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативно - правовых актов, содержащих нормы трудового права.

- полномочность представителей сторон.

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

- добровольность принятия на себя сторонами обязательств,

- реальность обязательств, принимаемых ан себя сторонами,

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений,

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.[9]

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах. Основные формы социального партнерства определены в статье 27 Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключений коллективных договоров, соглашений.

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

- участия работников, их представителей в управлении организацией.

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Основными формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договора и соглашения.

Органы социального партнерства определены в главе 5 Трудового кодекса РФ или признаны и являются, в первую очередь – комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, и контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

В соответствии с п 1. Ст. 35 Трудового кодекса РФ, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их исполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. На федеральном уровне действует российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой определена Федеральным законом от 1 мая 1991 г. [10]

Российская Трудовая Комиссия создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В Комиссию входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства Российской Федерации), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается указом Президента РФ. РТК рассматривает и другие вопрос среди которых важное место занимает направление социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, должны решаться Правительством с учетом мнения РТК прям указан в Трудовом кодексе РФ. Например, п 7. Ст. 139 Трудового кодекса РФ, что особенности порядка начисления заработной, платы определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, [11] также в статье 147 Трудового Кодекса РФ, минимальные размеры повышения оплаты труда работникам занятым на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными и иными условиями устанавливаются в порядке определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.11

Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видео съёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании или исполнении произведений с перечнем работ, утверждаемые Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора. [12]

В соответствии с ч.4 ст.35 Трудового кодекса РФ на территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях Российской Федерации. Какими актами должна регламентироваться деятельность комиссий Трудовой кодекс РФ не указывает. Положение об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.

На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. В случаях, когда в организации помимо коллективного договора, общего для всех работников и работодателя, заключаются еще коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В организациях коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. В задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных правовых актов. Положение о комиссии на локальном уровне утверждается по соглашению сторон.

Государство постоянно стремится повысить роль органов социального партнерства и для этого закрепляет за ними полномочия по участию в решении основополагающих задач социально-экономического развития, совершенствования регулирования трудовых отношений и непосредственно с ними связанных отношений. В связи с этим в Трудовой кодекс РФ включена ст.35.1. «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» Согласно этой статьи в целях согласования интересов работников (из представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия соответствующих комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы – соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке или обсуждении проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативно-правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. [13]

В соответствии с актами, регламентирующими создание и деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (законами, положениями) эти комиссии рассматривают проекты не только актов исполнительной власти, но и законодательных органов.

Решения комиссий или мнения их сторон подлежат обязательному рассмотрению.

На практике помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями. Отраслевые соглашения заключаются на разных уровнях - федеральном, региональном и территориальном. На локальном уровне – это выражается в форме коллективных договоров, содержащих взаимные обязательства сторон и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал