Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оформление структурно-логического анализа содержания учебного материала темыСтр 1 из 4Следующая ⇒
В этой части контрольной работы необходимо выполнить анализ учебного материала темы дисциплины, определенной заданием. Для выполнения структурно-логического анализа учебного материала можно воспользоваться рекомендациями следующих источников [1, 3]. Структурно-логический анализ учебного материала - это деятельность по выявлению элементов (единиц) содержания и установление между ними связей и иерархии. Для представления результатов структурно-логического анализа используют плоский граф – «дерево» (рисунок 1). Граф – совокупность точек (элементов), соединенных между собой ребрами. Граф имеет следующие составляющие: элемент, ребра, порядок, основание.
Рисунок 1 – Оформление структурного графа содержания темы
Элемент (или вершина) — символическое представление информации, соответствующей одному учебному элементу (подлежащему изучению предмету, процессу, явлению, свойству, связи между ними, методу действия и способу применения). При этом следует помнить: а) каждый элемент независимо от его расположения на графе имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию, т.е. не является частью информации другого элемента или суммой информации нескольких элементов; б) учебным элементом не может быть способ выражения содержащейся в учебном элементе информации (формула или график какой-либо зависимости не является учебным элементом). Ребро - линия, показывающая на графе связи между элементами. Порядок – горизонталь на графе, на которой располагаются элементы, имеющие определенную общность. Порядки обозначают на графе римскими цифрами. Основание – краткое определение общности или понятие, объединяющее несколько элементов на одном порядке. Основания записывают на графе рядом с обозначением порядка. Порядок показывает степень обобщенности основания. Рекомендации по выполнению и оформлению графа: Учебные элементы показывайте на графе кружками с номерами: начальному элементу присваивают номер I (его название может совпасть с наименованием темы), а остальным – в любом порядке. Название учебных элементов фиксируйте в спецификации, упрощенная форма которой приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Спецификация графа
Номера учебных элементов переносятся в спецификацию по порядку. Для компактности номера и соответствующие им наименования учебных элементов указывайте в два столбца. Количество учебных элементов и порядков графа не ограничено и определяется только полнотой охвата темы. Граф может иметь дедуктивную (ребра расходятся от вышестоящих элементов), индуктивную (от нескольких вышестоящих элементов ребра идут к одному нижестоящему) или смешанную (сочетание дедуктивных и индуктивных связей) структуру. На рисунке 2 показан фрагмент смешанного графа.
Рисунок 2 – Фрагмент смешанного графа
Наименования учебных элементов и оснований делайте лаконичными. Во избежание загромождения графа показывайте ребрами не все, а основные связи. Ребра должны быть прямыми линиями, а не ломаными. Они могут пересекать горизонтали порядков, но не должны иметь взаимных пересечений. Для устранения подобных недостатков бывает достаточно подвинуть, переставить учебные элементы. Не выделяйте отдельный порядок и основание для одного учебного элемента. Старайтесь не выделять элемент в графе, если только он один имеет связь с элементом более высокого порядка. На рисунке 3 обведены все нежелательные варианты и конструкции графа. Этапы разработки графа: · Выписать текст содержания темы из учебной программы дисциплины. · Выполнить анализ содержания темы и составить краткий конспект темы с целью детализации не раскрытых в программе учебных элементов (Например, в программе может быть указано «Классификация токарных резцов», но не указаны основания для классификации, виды резцов).
Рисунок 3 – Нежелательные элементы графа
· Подчеркнуть в конспекте учебные элементы. Определить основания для выявленных элементов. Определить количество порядков и их последовательность. · Подготовить бланк для графа: на листе формата А4 (расположить его горизонтально) в верхней части отметить вершину для первого учебного элемента, ниже на равных интервалах нанести горизонтали по числу порядков. Справа от каждой линии указать порядок (римской цифрой) и основание. · Подготовить форму спецификации. · Разместить учебные элементы на графе на соответствующих порядках, одновременно записывая их номера и наименования в спецификацию, а также оформляя связи (вычерчивая ребра). · Проверить граф (по отношению учебных элементов к определенному основанию; по полноте охвата графом и спецификацией содержания темы; по соответствию его оформления рекомендациям, приведенным выше). При необходимости необходимо внести исправления, дополнения и составить окончательный вариант графа и спецификации. Структурно-логический анализ, выполненный с помощью графа, используется для выявления содержания и структуры учебной информации (как в данной контрольной работе), определения основной и второстепенной информации, конкретизации целей обучения с учетом уровней усвоения и междисциплинарных связей и др. Пример графа приведен в приложении Г.
|