![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся
В этой части контрольной работы необходимо разработать с использованием различных приемов методической редукции два предметно-знаковых средства – метаплан и опорный конспект. Метаплан – средство представления информации с помощью инвариантных знаковых форм (полоса, облако, прямоугольник, круг), имеющих определенное значение. Лаконичная информация фиксируется на самих знаковых формах, при этом в каждой форме допустимо использовать не более трех строк и не более одного понятия. Обязательным является использование цвета, но не более четырех цветом в одном метаплане [5]. Метаплан позволяет структурировать и систематизировать информацию, выявить степень полноты учебного материала в литературе. Этапы составления метаплана: · По графу и тексту учебника выявить базисное понятие и связанные с ним простые единичные понятия. · По учебной литературе выявить элементы содержания, раскрывающие содержательные признаки этих понятий и причинно-следственные связи между ними. · Выбрать элементы (см. таблицу 3) для представления этой информации в метаплане, установить цвет. · Перевести информацию в лаконичную форму и применить условные обозначения, аббревиатуры и др. · Изобразить метаплан с использованием цвета.
Таблица 3 - Элементы метаплана [2, 5]
Пример метаплана приведен в приложении Б.
Опорный конспект (OK) – средство представления учебной информации в виде компактной, одномоментно обозримой, легко запоминаемой и быстро воспроизводимой схемы. На этой схеме представлена система смысловых блоков с закодированным содержанием в виде ключевых слов и фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и др. ОК позволяет представить основное содержание учебного материала большого объема в ходе его изучения и применения как целостный, логически завершенный образ. Этапы составления опорных конспектов [4, 5]: 1. Составление структурно-логической схемы темы (графа). 2. Отбор основного материала. Кодирование и " свертывание" отобранного материала по частям в конспект-схему с учетом логики его изучения. 3. Кодирование значимости учебной информации в цвете (Красный – для выделения ядра содержания; желтый или оранжевый – в качестве фона для усиления восприятия информации; синий – для не основного материала; зеленый – для выводов, формул, базовых понятий). Опорный конспект по своему внешнему виду должен удовлетворять следующим требованиям: • показывать логичность перехода из одной части к другой; • быть наглядным; • быть немногословным, предельно сжатым, простым для запоминания и воспроизведения; • иметь мгновенную обозримость, четкие размеры любой детали. Принципы составления опорных конспектов: – лаконичность – ОК должен содержать не более 400-500 знаков, в нем должно найти отражение только самое важное, самое главное в данной теме, изложенное с помощью символов, формул, ассоциаций. – структурность – используется прием укрупнения дидактических единиц усвоения знаний, позволяющий излагать материал целыми блоками. ОК должен содержать 4-5 логических блока. Структура их расположения должна быть удобна для запоминания, воспроизведения и проверки. – акцент на основных смысловых элементах – материал, содержащийся в ОК, можно сделать более " рельефным" для запоминания, воспроизведения и контроля с помощью рамок различной конфигурации, различных шрифтов, разных форм конспекта, цветовой окраски, различного расположения слов (по вертикали, наискосок и т.п.). – унификация – символика, применяемая в ОК, должна быть единой, стандартной. Удобно ввести определенные значки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов (либо целых словосочетаний). – автономность – в ОК имеется 4-5 логических блоков (" связок"), каждый из которых может быть воспроизведен в отдельности, мало затрагивая другие блоки (т.е. если один из блоков забыт, то остальные могут быть воспроизведены и без него). И в то же время все блоки между собой взаимосвязаны логически. – принцип привычных ассоциаций и стереотипов – при составлении ОК следует умело подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачная шутка, образ позволяют оживить в памяти рассказ по ассоциации. – непохожести – ОК следует разнообразить по форме, по структуре, графическому исполнению, ибо одинаковость очень затрудняет их запоминание (например, применить асимметрию в расположении блоков и нестандартность ограничивающих информацию контуров). – простота – следует избегать сложных чертежей и оборотов речи. Пример опорного конспекта приведен в приложении В.
|