Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1 Административно-процессуальная деятельность: понятие, виды
Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п. Исполнительная власть как государственно-управленческая деятельность осуществляется в различной процессуальной форме. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения. Административно-процессуальная деятельность имеет двоякий характер: /правоприменительный /и /правоохранительный./ В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность двух видов: а) /административно-процедурная/ - распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией (реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий); б) /административно-юрисдикционная/ - осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании. Действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание /ненормативных, /т.е. индивидуальных правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права. Поэтому основанием административно-процессуальной деятельности являются /индивидуальные дела. / Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, не относятся к административному процессу. На основе изложенного /административный процесс /может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти. В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части: 1) процесс административного правотворчества. Производство административного правотворчества – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разработке и принятию нормативно-правовых актов. 2) оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс. Административно-распорядительное производство- совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел. В административно-юрисдикционном процессе объединены производства: * по жалобам и заявлениям граждан; * по делам об административных правонарушениях; * по применению мер административного пресечения; * дисциплинарное производство. Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам: а) юрисдикционное производство; б) процедурное производство. Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты: - внесудебный порядок - юр.властное начало - урегулированнности адм.процес нормами - и т.д Административно-процессуальные нормы /регулируют правоприменительную деятельность, прежде всего, исполнительных органов (должностных лиц), т.е. практическую реализацию принадлежащих им юридически властных полномочий распорядительного характера. Одновременно этими нормами регламентируется такого же рода деятельность судебных органов. Виды участников административного процесса: 1) Физические лица: Граждане РФ, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, лица без гражданства. Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований 2) Юридические лица: - Государственные органы, предприятия и учреждения. - Государственные служащие. - Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.
|