Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон стоимости и его функции






Закон стоимости – это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, общественно-необходимыми затратами труда. Он требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно-необходимому, индивидуальной стоимости – к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования.

Закон стоимости обусловливает соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости. Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другие условия: спрос и предложение, соотношение цен на одноименные товары.

На ценообразование влияет невозможность повторного производства продукта. Это касается произведений художников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов. Вот, например, цены, по которым продаются на современных аукционах признанные шедевры мирового искусства; Ренуар «Мост искусства в Париже» -1500 тыс. долл.; Рембрандт «Портрет сына Титуса» - 2234 тыс.долл., Рембрандт «Портрет девушки в платье с золотой отделкой» - 7260 фунтов стерлингов. Наиболее дорогими на аукционах являются автографы Шекспира. Найдено всего три его подписи, каждая из них оценивается в 1 млн. долларов.

Продукты труда, которые отражают талант создавших их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняя форма редкости (не эластичности производства) определяет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти товары (старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту общественного богатства и денежных сбережении населения.

Закон стоимости выполняет следующие функции.

Первая функция – осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

Вторая функция состоит в том, что закон стоимости обеспечивает распределение основных факторов производства между различными отраслями экономики. В тех отраслях, где наблюдаются повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труда, важнейшие факторы производства. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.

Третья функция – стимулирование развития производительных сил. На рынке товары продаются по ценам, соответствующим не индивидуальным, а общественно-необходимым затратам труда. Это означает, что если какой-то фирме или отдельному товаропроизводителю удастся понизить издержки производства в своем производстве, то это фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершенствовать технологию, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, закон стоимости заставляет производителя участвовать в процессе совершенствования и развития производительных сил.

Четвертая функция – распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении – получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются. Дифференциация товаропроизводителей – объективный результат действия закона стоимости, закона цен.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал