Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соединения с натягом
В последнее время для передачи вращающего момента с колеса на вал все чаще применяют посадки с гарантированным натягом. Нагрузка передается за счет сил трения между сопряженными поверхностями, где необходимое для Таблица 3.2 – Соединения шлицевые прямобочные (из ГОСТ 1139–80)
Таблица 3.3 – Соединения шлицевые эвольвентные (из ГОСТ 6033–80)
Таблица 3.4 – Допускаемые напряжения [sСМ], МПа, [2, c.136]
этого нормальное давление создается силами упругих деформаций вала и ступицы. Большое рассеяние сил сцепления вследствии рассеяния действительных посадочных размеров и коэффициентов трения, циклическое изменение напряжений и усталость материалов поверхностных слоев приводят к ослаблению натяга, микроскольжению поверхностей и их изнашиванию, к, так называемой, контактной коррозии. Натяг в соединении прогрессивно уменьшается и наступает момент, когда колесо провернется на валу. Для предотвращения этого в соединениях с натягом следует преду-сматривать запас сцепления К [1, c.81]: а) для колес промежуточных валов редукторов........................ К = 4, 5; б) для концов выходных валов редукторов, на которых установлены: 1) соединительные муфты.................................................. К = 3; 2) звездочки цепных передач............................................. К = 3, 5; 3) шкивы ременных передач............................................... К = 4; 4) колеса открытых зубчатых передач................................ К = 3, 5. 3.4.1 Цилиндрические соединения с натягом Расчет соединения включает: а) определение потребного давления р на сопряженных поверхно-стях в зависимости от нагрузки; б) расчет необходимого натяга по величине р и выбор посадки; в) проверку прочности соединяемых деталей. 3.4.1.1 Среднее контактное давление для передачи момента Т [1, c.81], МПа: p = 2000 TK / p fd 2 l. (3.8) Влиянием осевой силы Fa в зацеплении ввиду его малости пренебрегают (например, с учетом Fa давление для цилиндрических и червячных колес увеличивается всего в 1, 005 раза, а для конических колес с круговым зубом в 1, 02 раза).
Коэффициенты трения f:
Формула (3.8) справедлива в предположении равномерного распределения давления по длине соединения. Это допустимо для короткой ступицы при l / d £ 1, 0. 3.4.1.2 Потребный минимальный натяг для передачи нагрузки [1, c.82], [2, c.84], мкм: [ N min] ³ d + u + d t, (3.9) В формуле (3.9): 1) d = 103 pd (C 1 / E 1 + C 2 / E 2) – (3.10) деформация деталей по формуле Ляме для толстостенных цилиндров из теории упругости, мкм, где С 1, С 2 – коэффициенты жесткости: С 1 = [1 + (d 1 / d)2] / [1 – (d 1 / d)2] - m1; С 2 = [1 + (d / d 2)2] / [1 – (d / d 2)2] + m2_, (3.11) где d – диаметр соединения, мм; d 1 – диаметр отверстия пустотелого вала (для сплошного вала d 1 = 0); d 2 – наружный диаметр ступицы, мм; m – коэффициент Пуассона: для стали – 0, 3; для чугуна – 0, 25; для бронзы (латуни) – 0, 35; Е – модуль упругости, МПа; для стали – 2, 1× 105, чугуна – 0, 9× 105; оловянной бронзы – 0, 8× 105; безоловянной бронзы и латуни – 105. 2) u = 5, 5 (Ra 1 + Ra 2) – (3.12) поправка на обмятие микронеровностей, где Ra 1 и Ra 2 – средние арифмети-ческие отклонения профиля поверхностей (из чертежа или [1, c.349]). 3) d t = 103 d [(t 2 – 200) a2 – (t 1 – 200) a1 ] – (3.13) поправка на температурную деформацию, мкм, где a1 , a2 – коэффициенты линейного температурного расширения, 1/0 C: для стали – 12× 10–6; чугуна – 10× 10–6 ; бронзы, латуни – 19× 10–6; t 1, t 2 – соответственно объемная температура охватываемой и охватываю-щей деталей, 0 С. Особенно следует учитывать d t при подборе посадки зубчатых венцов червячных колес, которые значительно нагреваются при работе передачи. 3.4.1.3 Максимальный натяг, допускаемый прочностью охватывающей детали (ступицы, червячного венца и т.д.), мкм: [ N max] £ d[ p max] / p + u, (3.14) где [ p max] = 0, 5 sТ2[1 – (d / d 2)2] – (3.15) максимальное давление, допускаемое прочностью охватывающей детали по пределу текучести sТ2 , МПа. 3.4.1.4 Выбор стандартной посадки по соотношениям [ N min] £ N minП и [ N max] ³ N maxП, где N minП и N maxП – соответственно минимальный и максимальный вероятностные натяги посадки по таблице 3.5. Таблица 3.5 – Значения вероятностных натягов N minП / N maxП, мкм, для посадок [1, c.83]
3.4.1.5 Для выбранной посадки определяют силу запрессовки или температуру нагрева охватывающей детали.: 1. Сила прессования [1, c.83], Н F П = p dlp max f П, (3.16) где p max= (N maxП – u) p /d – давление от натяга N maxП выбранной посадки, МПа; f П – коэффициент сцепления при прессовании:
2. Температура нагрева охватывающей детали, 0 С, [1, c.83]: t 0 = 200 + (N maxП + Z СБ) / (103 d a2) £ [ t 0], (3.17) где Z СБ – зазор для удобства сборки, мкм, принимаемый в зависимости от диаметра вала d: d, мм.............. св. 30 до 80 св. 80 до 180 св.180 до 400 Z СБ, мкм.................. 10 15 20 Температура t 0 не должна вызывать структурных изменений в материале при нагреве: для стали [ t 0] = 230...240 0 С для бронзы [ t 0] = 150...200 0 С. 3.4.2 Конические соединения с натягом Различают прессовые (рисунок 3.4а) и затяжные (гайкой) (рисунок 3.4б) конические соединения с натягом.
возможности неограниченного числа разборок и сборок. Конусность К = (d – d 1) / l = 2 tga, где l = (1...1, 2) d – длина конуса, a – угол наклона образующей. Для прессовых бесшпоночных соединений рекомендуется К = 1: 100... 1: 50, для затяжных соединений – К = 1: 20... 1: 5. Для конических концов валов по ГОСТ 12081–72 К = 1: 10. При передаче момента Т необходимое давление р на поверхности деталей определяется по формуле (3.8), как для цилиндрических соединений: p = 2000 ST / (p fdm 2 l 1), (3.18) где S = 1, 3...1, 5 – [3, c.117] коэффициент запаса сцепления; f – коэффициент трения пары вал–ступица (см. с.9); dm – средний диаметр соединения; на практике принимают dm = (d + d 1)/2; l 1 – длина соединения. Потребная сила затяжки (запрессовки) соединения для передачи момента F З = 103 ST (2 + K / f П) / dm, (3.19) где f П – коэффициент сцепления при прессовании (см. с.11). Максимально допустимая сила затяжки по условию прочности [3, c.117]; F Зmax = 0, 5 sТ2p dml 1 (f П + 0, 5 K) [1 – (dm / d 2)2], (3.20) где d 2 – наружный диаметр ступицы, мм; sТ2 – предел текучести материала ступицы, МПа. Потребная сила распрессовки соединения F P = 103 ST (2 – K / f П) / dm (3.21)
3.5 Опоры вала – подшипники В соответствии с установившейся практикой проектирования и эксплуатации машин тип подшипников качения (в дальнейшем обозначено ПК) выбирают по следующим рекомендациям [1, c.47]. 3.5.1 Для цилиндрических прямозубых и косозубых колес редукторов чаще всего применяют шариковые радиальные и радиально–упорные ПК. При чрезмерно больших размерах шариковых ПК (при невыполнении условий компоновки ступеней редуктора) применяют роликовые конические ПК. 3.5.2 Для конических и червячных колес необходима точная и жесткая фиксация (регулирование) в осевом направлении. В качестве опор для них используют роликовые конические ПК. 3.5.3 Для опор валов конических шестерен по тем же соображениям применяют роликовые конические ПК. При частоте вращения n > 1500 мин-1 выбирают шариковые радиально–упорные ПК. 3.5.4 Для опор червяков, нагруженных большими осевыми силами, применяют роликовые конические ПК. При длительной непрерывной работе с целью снижения тепловыделения используют также шариковые радиально–упорные ПК. 3.5.5 Для опор " плавающих" валов применяют радиальные с короткими цилиндрическими роликами ПК. 3.5.6 Схемы установки ПК Валы (кроме " плавающих") должны быть зафиксированы в опорах от осевых перемещений. По способности фиксировать осевое положение вала опоры разделяют на фиксирующие (односторонние и двухсторонние) и " плавающие" (осевое перемещение вала в любом направлении не ограничено). Фиксирующая опора воспринимает радиальную и осевую силы, " плавающая" – только радиальную. На коротких валах (l / d £ 8...10, где l – расстояние между внутренними торцами ПК, d – диаметр вала под ПК) для односторонних фиксирующих радиально–упорных ПК применяют схемы установки " враспор " и " врастяжку ": " враспор " – при расположении элементов передач внутри опор; " врастяжку " – при консольном (снаружи) расположении передач. Для длинных валов (l / d > 10) одну опору выполняют двухсторонне–фиксирующей, другую " плавающей". В этом случае в качестве " плавающей" устанавливают опору, нагруженную наибольшей радиальной силой (для более равномерного износа ПК). Кроме того, фиксирующую опору рекомендуется выполнять вблизи выходного конца вала при соединении его муфтой с валом другой сборочной единицы. 3.5.7 При установке ПК на вал и в корпус необходимо выдерживать размеры заплечиков t (рисунок 3.5), позволяющих разместить захваты лап съемников за кольца ПК при их демонтаже. Высоту t заплечиков определяет размер r фаски подшипников. Наименьшую высоту t принимают равной [1, c.114]: r, мм 0, 5 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0 3, 5 4, 0 t, мм 1, 0 1, 8 2, 5 3, 0 4, 0 4, 8 5, 5 6, 5 Обычно t принимают равной половине толщины кольца ПК.
Таблица 3.6 – Размеры цилиндрических концов валов по ГОСТ 12080–66, мм, [1, c.432]
Таблица 3.7 – Размеры конических концов валов по ГОСТ 12081–72, мм, [1, c.432]
3.6.2 Для герметизации подшипниковых узлов на входных и выходных концах валов используют разнообразные уплотнительные устройства. Из них самыми распространенными являются манжетные уплотнения, применяемые при скоростях v до 20 м/с (тип 1 – манжеты однокромочные, тип 2 – однокро-мочные с пыльником) по ГОСТ 8752–79 (рисунок 3.7) из шести групп резины.
мазеудерживающее кольцо) смазок см. [1, c.181].
Таблица 3.8 – Размеры манжет по ГОСТ 8752–79, мм
|