Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соединения с натягом






В последнее время для передачи вращающего момента с колеса на вал все чаще применяют посадки с гарантированным натягом. Нагрузка передается за счет сил трения между сопряженными поверхностями, где необходимое для


Таблица 3.2 – Соединения шлицевые прямобочные (из ГОСТ 1139–80)

Основные параметры В н у т р е н н и й д и а м е т р, d, мм
                               
Л Е Г К А Я С Е Р И Я
D, мм                            
z      
b, мм                    
f, мм 0, 3 0, 4 0, 5
С Р Е Д Н Я Я С Е Р И Я
D, мм                                
z      
b, мм                      
f, мм 0, 3 0, 4 0, 5
Т Я Ж Е Л А Я С Е Р И Я
D, мм                                
z      
b, мм                      
f, мм 0, 3 0, 4 0, 5
Примечания. 1. Обозначено: D – наружный диаметр; d – внутренний диаметр; z – число шлицев; b – ширина шлица; f – фаска. 2. Наибольшее применение имеют шлицы легкой и средней серий.

 

 

Таблица 3.3 – Соединения шлицевые эвольвентные (из ГОСТ 6033–80)

Модуль, m, мм Н о м и н а л ь н ы й д и а м е т р, D, мм
                                 
Ч и с л о з у б ь е в z
1, 25                                  
2, 00                                  
3, 00                                  
5, 00                                  

Таблица 3.4 – Допускаемые напряжения [sСМ], МПа, [2, c.136]

Соотношение размеров Без обра ботки (200 НВ) Улучше- ние до 300 НВ З а к а л к а, HRC Э Цементация, азотирование до 60 HRC Э
dm / dW e / l      
0, 35              
0, 25            
0, 5            
0, 5              
0, 25            
0, 5            
Примечание – dW – диаметр начальной окружности зубчатого колеса, на котором приложена окружная сила; e – смещение середины (bW / 2) зубчатого венца относительно середины (l / 2) шлицевого соединения.

этого нормальное давление создается силами упругих деформаций вала и ступицы.

Большое рассеяние сил сцепления вследствии рассеяния действительных посадочных размеров и коэффициентов трения, циклическое изменение напряжений и усталость материалов поверхностных слоев приводят к ослаблению натяга, микроскольжению поверхностей и их изнашиванию, к, так называемой, контактной коррозии. Натяг в соединении прогрессивно уменьшается и наступает момент, когда колесо провернется на валу.

Для предотвращения этого в соединениях с натягом следует преду-сматривать запас сцепления К [1, c.81]:

а) для колес промежуточных валов редукторов........................ К = 4, 5;

б) для концов выходных валов редукторов, на которых установлены:

1) соединительные муфты.................................................. К = 3;

2) звездочки цепных передач............................................. К = 3, 5;

3) шкивы ременных передач............................................... К = 4;

4) колеса открытых зубчатых передач................................ К = 3, 5.

3.4.1 Цилиндрические соединения с натягом

Расчет соединения включает:

а) определение потребного давления р на сопряженных поверхно-стях в зависимости от нагрузки;

б) расчет необходимого натяга по величине р и выбор посадки;

в) проверку прочности соединяемых деталей.

3.4.1.1 Среднее контактное давление для передачи момента Т [1, c.81], МПа:

p = 2000 TK / p fd 2 l. (3.8)

Влиянием осевой силы Fa в зацеплении ввиду его малости пренебрегают

(например, с учетом Fa давление для цилиндрических и червячных колес увеличивается всего в 1, 005 раза, а для конических колес с круговым зубом в 1, 02 раза).

 

 

Коэффициенты трения f:

Материал пары Коэффициент f при сборке
прессованием нагревом
сталь – сталь; сталь – чугун 0, 08 0, 14
сталь – бронза (латунь) 0, 05 0, 07
чугун – бронза (латунь); сталь – алюминевый сплав 0, 02 0, 05
сталь – пластмасса 0, 4 ––

Формула (3.8) справедлива в предположении равномерного распределения давления по длине соединения. Это допустимо для короткой ступицы при l / d £ 1, 0.

3.4.1.2 Потребный минимальный натяг для передачи нагрузки [1, c.82], [2, c.84], мкм: [ N min] ³ d + u + d t, (3.9)

В формуле (3.9): 1) d = 103 pd (C 1 / E 1 + C 2 / E 2) – (3.10)

деформация деталей по формуле Ляме для толстостенных цилиндров из теории упругости, мкм, где С 1, С 2 – коэффициенты жесткости:

С 1 = [1 + (d 1 / d)2] / [1 – (d 1 / d)2] - m1;

С 2 = [1 + (d / d 2)2] / [1 – (d / d 2)2] + m2_, (3.11)

где d – диаметр соединения, мм;

d 1 – диаметр отверстия пустотелого вала (для сплошного вала d 1 = 0);

d 2 – наружный диаметр ступицы, мм;

m – коэффициент Пуассона: для стали – 0, 3; для чугуна – 0, 25; для бронзы (латуни) – 0, 35;

Е – модуль упругости, МПа; для стали – 2, 1× 105, чугуна – 0, 9× 105; оловянной бронзы – 0, 8× 105; безоловянной бронзы и латуни – 105.

2) u = 5, 5 (Ra 1 + Ra 2) – (3.12)

поправка на обмятие микронеровностей, где Ra 1 и Ra 2 – средние арифмети-ческие отклонения профиля поверхностей (из чертежа или [1, c.349]).

3) d t = 103 d [(t 2 – 200) a2 – (t 1 – 200) a1 ] – (3.13)

поправка на температурную деформацию, мкм,

где a1 , a2 – коэффициенты линейного температурного расширения, 1/0 C: для стали – 12× 10–6; чугуна – 10× 10–6 ; бронзы, латуни – 19× 10–6;

t 1, t 2 – соответственно объемная температура охватываемой и охватываю-щей деталей, 0 С.

Особенно следует учитывать d t при подборе посадки зубчатых венцов червячных колес, которые значительно нагреваются при работе передачи. 3.4.1.3 Максимальный натяг, допускаемый прочностью охватывающей детали (ступицы, червячного венца и т.д.), мкм:

[ N max] £ d[ p max] / p + u, (3.14)

где [ p max] = 0, 5 sТ2[1 – (d / d 2)2] – (3.15)

максимальное давление, допускаемое прочностью охватывающей детали по пределу текучести sТ2 , МПа.

3.4.1.4 Выбор стандартной посадки по соотношениям [ N min] £ N minП и

[ N max] ³ N maxП, где N minП и N maxП – соответственно минимальный и максимальный вероятностные натяги посадки по таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Значения вероятностных натягов N minП / N maxП, мкм, для посадок [1, c.83]

Интервалы диаметров d., мм Н а т я г и N minП / N maxП, м к м, д л я п о с а д о к
H 7 p6 H 7 r 6 H 8 s 7 H 7 s 6 H 7 s7 H 7 t 6 H 8 u 8 H 7 u 7 H 8 x 8 H 8 z 8 H 8 za 8
Св.30 до 40                      
Св.40 до 50            
Св.50 до 65                      
Св.65 до 80                    
Св.80 до 100                      
Св.100 до 120                    
Св.120 до 140                      
Св.140 до 160                    
Св.160 до 180                    
Св.180 до 200                      

3.4.1.5 Для выбранной посадки определяют силу запрессовки или температуру нагрева охватывающей детали.:

1. Сила прессования [1, c.83], Н

F П = p dlp max f П, (3.16)

где p max= (N maxПu) p /d – давление от натяга N maxП выбранной посадки, МПа;

f П – коэффициент сцепления при прессовании:

Материал пары Коэффициент f П
сталь – сталь..................................................... ................ 0, 20
сталь – чугун.................................................... ................ 0, 14
сталь – бронза, латунь.................................... ................ 0, 10
чугун – бронза, латунь................................... ................ 0, 08

2. Температура нагрева охватывающей детали, 0 С, [1, c.83]:

t 0 = 200 + (N maxП + Z СБ) / (103 d a2) £ [ t 0], (3.17)

где Z СБ – зазор для удобства сборки, мкм, принимаемый в зависимости от диаметра вала d:

d, мм.............. св. 30 до 80 св. 80 до 180 св.180 до 400

Z СБ, мкм.................. 10 15 20

Температура t 0 не должна вызывать структурных изменений в материале при нагреве: для стали [ t 0] = 230...240 0 С для бронзы [ t 0] = 150...200 0 С.

3.4.2 Конические соединения с натягом

Различают прессовые (рисунок 3.4а) и затяжные (гайкой) (рисунок 3.4б) конические соединения с натягом.

 

 


Рисунок 3.4 – Конические соединения с натягом

Эти соедине-ния считаются перспективными и их при-менение рас-ширяется за счет более то-чного установ ления и конт-роля натяга (по осевому смещению),

возможности неограниченного числа разборок и сборок.

Конусность К = (dd 1) / l = 2 tga, где l = (1...1, 2) d – длина конуса,

a – угол наклона образующей.

Для прессовых бесшпоночных соединений рекомендуется К = 1: 100...

1: 50, для затяжных соединений – К = 1: 20... 1: 5. Для конических концов валов по ГОСТ 12081–72 К = 1: 10.

При передаче момента Т необходимое давление р на поверхности деталей определяется по формуле (3.8), как для цилиндрических соединений:

p = 2000 ST / (p fdm 2 l 1), (3.18)

где S = 1, 3...1, 5 – [3, c.117] коэффициент запаса сцепления;

f – коэффициент трения пары вал–ступица (см. с.9);

dm – средний диаметр соединения; на практике принимают dm = (d + d 1)/2;

l 1 – длина соединения.

Потребная сила затяжки (запрессовки) соединения для передачи момента F З = 103 ST (2 + K / f П) / dm, (3.19)

где f П – коэффициент сцепления при прессовании (см. с.11).

Максимально допустимая сила затяжки по условию прочности [3, c.117];

F Зmax = 0, 5 sТ2p dml 1 (f П + 0, 5 K) [1 – (dm / d 2)2], (3.20)

где d 2 – наружный диаметр ступицы, мм;

sТ2 – предел текучести материала ступицы, МПа.

Потребная сила распрессовки соединения

F P = 103 ST (2 – K / f П) / dm (3.21)

 

3.5 Опоры вала – подшипники

В соответствии с установившейся практикой проектирования и эксплуатации машин тип подшипников качения (в дальнейшем обозначено ПК)

выбирают по следующим рекомендациям [1, c.47].

3.5.1 Для цилиндрических прямозубых и косозубых колес редукторов чаще всего применяют шариковые радиальные и радиально–упорные ПК. При чрезмерно больших размерах шариковых ПК (при невыполнении условий компоновки ступеней редуктора) применяют роликовые конические ПК.

3.5.2 Для конических и червячных колес необходима точная и жесткая фиксация (регулирование) в осевом направлении. В качестве опор для них используют роликовые конические ПК.

3.5.3 Для опор валов конических шестерен по тем же соображениям применяют роликовые конические ПК. При частоте вращения n > 1500 мин-1 выбирают шариковые радиально–упорные ПК.

3.5.4 Для опор червяков, нагруженных большими осевыми силами, применяют роликовые конические ПК. При длительной непрерывной работе с целью снижения тепловыделения используют также шариковые радиально–упорные ПК.

3.5.5 Для опор " плавающих" валов применяют радиальные с короткими цилиндрическими роликами ПК.

3.5.6 Схемы установки ПК

Валы (кроме " плавающих") должны быть зафиксированы в опорах от осевых перемещений. По способности фиксировать осевое положение вала опоры разделяют на фиксирующие (односторонние и двухсторонние) и " плавающие" (осевое перемещение вала в любом направлении не ограничено). Фиксирующая опора воспринимает радиальную и осевую силы, " плавающая" – только радиальную.

На коротких валах (l / d £ 8...10, где l – расстояние между внутренними торцами ПК, d – диаметр вала под ПК) для односторонних фиксирующих радиально–упорных ПК применяют схемы установки " враспор " и " врастяжку ": " враспор " – при расположении элементов передач внутри опор; " врастяжку " – при консольном (снаружи) расположении передач.

Для длинных валов (l / d > 10) одну опору выполняют двухсторонне–фиксирующей, другую " плавающей". В этом случае в качестве " плавающей" устанавливают опору, нагруженную наибольшей радиальной силой (для более равномерного износа ПК). Кроме того, фиксирующую опору рекомендуется выполнять вблизи выходного конца вала при соединении его муфтой с валом другой сборочной единицы.

3.5.7 При установке ПК на вал и в корпус необходимо выдерживать размеры заплечиков t (рисунок 3.5), позволяющих разместить захваты лап съемников за кольца ПК при их демонтаже.

Высоту t заплечиков определяет размер r фаски подшипников.

Наименьшую высоту t принимают равной [1, c.114]:

r, мм 0, 5 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0 3, 5 4, 0

t, мм 1, 0 1, 8 2, 5 3, 0 4, 0 4, 8 5, 5 6, 5

Обычно t принимают равной половине толщины кольца ПК.

 
 

 


Рисунок 3.5 – Заплечики t для подшипников качения

Следует иметь в виду, что у кониче-ских роликовых ПК сепаратор выступает за торец наружного кольца. Поэтому сме жные с ПК детали должны отстоять на 4...6 мм от торца подшипника.

 

 

Таблица 3.6 – Размеры цилиндрических концов валов по ГОСТ 12080–66, мм, [1, c.432]

d l r c d l r c
исполнение исполнение
       
20, 22     1, 6 1, 0 50, 55     2, 5 2, 0
25, 28     60, 70    
32, 36     2, 0 1, 6 80, 90     3, 0 2, 5
40, 45     100, 110    
  Окончание таблицы 3.6
Примечания: 1. Исполнения: 1 – длинные; 2 – короткие. 2. Поля допусков d: до 30 мм – j 6, св.30 до 50 мм – k 6, св.50 мм – m 6.

Таблица 3.7 – Размеры конических концов валов по ГОСТ 12081–72, мм, [1, c.432]

d l 1 l 2 d СР b h t 1 t 2 d 1 d 2 l 3 l 4
      18, 2     2, 5 1, 8 M12 x 1, 25 M6   11, 3
  20, 2
      22, 9     3, 0 2, 3 M16 x 1, 5 M8   15, 7
  25, 9
      29, 1     3, 5 2, 8 M20 x 1, 5 M10    
  33, 1 M12   22, 3
      35, 9       3, 3 M24 x 2
  40, 9   M30 x 2 M16   28, 5
  45, 9 M36 x 2
  51, 9     5, 5 3, 8 M36 x 3 M20   35, 0
      57, 75       4, 3 M42 x 3
  65, 75       4, 4 M48 x 3 M24   39, 3
      73, 5     7, 5 4, 9 M56 x 4 M30   47, 9
  83, 5       5, 4 M64 x 4

 

3.6.2 Для герметизации подшипниковых узлов на входных и выходных концах валов используют разнообразные уплотнительные устройства. Из них самыми распространенными являются манжетные уплотнения, применяемые при скоростях v до 20 м/с (тип 1 – манжеты однокромочные, тип 2 – однокро-мочные с пыльником) по ГОСТ 8752–79 (рисунок 3.7) из шести групп резины.

Размеры манжет даны в таблице 3.8 [1, c.432] Пример обозначения манжеты типа 1 для d = 50 мм с D 1 = 72 мм из резины группы 4: МАНЖЕТА 1 – 50 х 72 – 4 ГОСТ 8752–79. Схемы установки ман-жет для жидкой (рабо-чей кромкой внутрь) и пластичной (рабочей кромкой наружу плюс

 

Рисунок 3.7 – Манжеты

мазеудерживающее кольцо) смазок см. [1, c.181].

 

Таблица 3.8 – Размеры манжет по ГОСТ 8752–79, мм

d D 1 h 1 h 2 d D 1 h 1 h 2
1 ряд 2 ряд 1 и 2 ряды 1 ряд 2 ряд 1 и 2 ряды
                   
   
       

Окончание таблицы 3.8
d D 1 h 1 h 2 d D 1 h 1 h 2
1 ряд 2 ряд 1 и 2 ряды 1 ряд 2 ряд 1 и 2 ряды
                   
         
       
             
               
       
           
               
        ––    
             
           
  ––            
   
    ––  
    ––  
       
       
        ––    
       
    ––      
   
       
           
      ––
     
       
       
   
   

 

Рисунок 3.8 – Стальные уплотнительные шайбы

На рисунке3.8 и в таблице 3.9 приведены размеры уплотнитель-ных стальных шайб [1, c.429], находящих все большее примене-ние. Установку стальных шайб в подшипниковых узлах см. [1, c.183, 187], [4, c.201].    
                     

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал