Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет вала на сопротивление усталости (долговечность) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для этого вида расчета должен быть полностью разработан рабочий чертеж вала. Цель расчета: предотвращение усталостного разрушения вала в опасных сечениях в течение заданного срока службы. 6.3.1 Количественно цель расчета выражается формулой общего коэффи-циента запаса S = S s S t / (S s2 + S s2)1/ 2 ³ [ S ] (6.12)_ где [ S ] = 1, 5...2, 5 в зависимости от ответственности конструкции, последствий разрушения, точности расчета нагрузок и напряжений, уровня технологии изготовления и контроля. Коэффициенты запаса по нормальным S s и касательным S t напряжениям [1, c.169]: S s = s–1D / (s a + ysDs m), S t = t–1D / (t a + yt D t m) (6.13) Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу (R = – 1, s a = sИ, s m = 0), а касательные – по отнулевому (R = 0, t a = t m = tК / 2). Тогда формулы (6.13) преобразуются к виду: S s = s–1D / sИ, S t = 2t–1D / [tК (1 + ytD)] (6.14) где напряжения в опасных сечениях равны s a = sИ = 103 М / W; tК = 103 T / WP (6.15) (здесь расчет ведется на длительное число циклов нагружения, перегрузка на усталость не влияет; М – по формуле (6.6)); s–1 D, t–1 D – пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении: s–1 D = s–1 / K s D, t–1 D = t–1 / K t D (6.16) где s–1, t–1 – пределы выносливости образцов материала вала при симметри-чном цикле нагружения (таблица 1.1); K s D, K t D – коэффициенты снижения пределов выносливости при переходе от образца материала к сечению реальной детали: K s D = (K s / Kd s + 1/ KF s – 1) / KV; K t D = (K t / Kd t + 1/ KF t – 1) / KV; (6.17)
ytD = yt/ K t D – коэффициент влияния асимметрии цикла в рассматривае-мом сечении (yt - по таблице 1.1)_ В формулах (6.17) K s и K t - эффективные коэффициенты концентрации напряжений; Kd s и Kd t - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения (таблица 6.1); KF s и KF t - коэффициенты влияния качества (шероховатости) поверхности (таблица 6.2); KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения (таблица 6.3) Таблица 6.1 – Коэффициенты Kd s и Kd t [1, c.170]
Таблица 6.2 – Коэффициенты KF s и KF t [1, c.170]
Таблица 6.3 – Коэффициент KV
Значения эффективных коэффициентов концентрации напряжений следует принимать: – для ступенчатого перехода участков вала с галтелью в соответствии с рисунком 6.3 – по таблице 6.4;
Таблица 6.4 – Коэффициенты K s, K t в галтелях вала [1, c.171]
Таблица 6.5 – Коэффициенты K s, K t для шпоночного паза, шлицев, резьбы [1, c.171]
Таблица 6.6 – Отношения K s / Kd s и K t / Kd t для посадок с натягом [1, c.171]
При действии в одном сечении нескольких источников концентрации напряжений (например, посадка с натягом колеса и шпоночный паз) учитывают только наиболее опасный из них (с наибольшим значением K s D или K t D по формулам (6.17)). 6.3.2 Пример расчета вала на сопротивление усталости На рисунке 6.4 представлен рабочий чертеж вала, взятого в качестве примера в данной работе. В соответствии с рисунком 6.1 и проверочным расчетом (п.6.2.2) наиболее опасными сечениями вала являются сечение 2 – посадка Æ 40 Н 8 / x 8 колеса z 2Б и сечение по галтели (обозначим его сечение 3) перехода вала в шестерню z 1Т (проточка на рисунке 6.4). Нагрузка вала: Т = 209 Н× м; изгибающие моменты: в сечении 2 М 2 = 111 Н× м, в сечении 3 М 3 = 200 Н× м (принято приближенно с запасом – по моменту на шестерне z 1Т). Механические характеристики стали 40Х (таблица 1.1) при диаметре заготовки < 120 мм: sВ = 900 МПа, sТ = 750 МПа, tТ = 450 МПа, s–1 = 410 МПа, t–1 = 240 МПа, yt = 0, 1. Напряжения по формулам (6.15), где цифра у s и t обозначает номер сечения: sИ2 = = 103× 111/ (6, 28× 103) = 17, 7 МПа, tК2 =103× 209/(12, 56× 103) = 16, 6 МПа; sИ3 = 103× 200 / / (6, 28× 103) = 31, 8 МПа, tК3 = tК2 =16, 6 МПа. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений: – сечение 2 – по таблице 6.6 для посадки с натягом при d = 40 мм и sВ = 900 МПа K s / Kd s= 4, 3, K t / Kd t = 2, 6; – сечение 3 – в соответствии с рисунком 6.2 t = (d 1 – d) / 2 = (80 - 40) / 2 = 20 мм, галтель проточки для выхода шлифовального круга r = 1 мм, t / r = 20. Таблица 6.4 ограничена значениями t / r = 5, поэтому воспользуемся графиками [9, c.555], где при d 1 / d = 80 / 40 = 2 и r / d = 0, 025 K s = 3, 8, K t = 2, 5. По таблице 6.1 для легированной стали Kd s = = Kd t = 0, 73. Тогда K s / Kd s = 3, 8/ 0, 73 = 5, 21, K t / Kd t = 2, 5 / 0, 73 = 3, 42. Коэффициенты KF s = 0, 91 и KF t = 0, 95 (таблица 6.2) для чистового шлифования при Ra = 0, 8 мкм. По таблице 6.3 КV = 1 (без упрочнения поверхностей в рассматриваемых сечениях). Коэффициенты снижения пределов выносливости по формулам (6.17):
Пределы выносливости по формулам (6.16)
Коэффициенты запаса прочности по формулам (6.14):
Общий коэффициент запаса по формуле (6.12):
Следовательно, сопротивление усталости в опасных сечениях вала при циклических напряжениях обеспечивается. 6.4 Прогиб вала–червяка 6.4.1 Червяк (рисунок 6.5) располагается симметрично относительно
– консольных FX, FY: y (FX, FY) = (FX, FY) сl 2 / (16 EI). Суммарные прогибы по плоскостям X и Y; yX = y (Ft) + y (FX) = (3 FXc + Ft l) l 2 / (48 EI); yY = y (Fr) + y (FY) = (3 FYc + Fr l) l 2 / (48 EI). Общий прогиб в точке В червяка: y S = (yX 2 + yY 2)1/2 £ [ y ], где ] y ] = 0, 005 m – допускаемый прогиб червяка, мм (m – модуль, мм). В приведенных здесь формулах EI – изгибная жесткость вала, Н× мм2; для стали Е = 2, 1× 105 МПа; для сплошного вала I = p d 4 / 64, мм4. В приближенных расчетах условно принимают d вала равным df 1 – диаметру впадин червяка (в запас прочности). 6.4.2 Пример расчета прогиба вала–червяка Исходные данные в соответствии с рнсунком 6.5: d = df 1= 35 мм, l = 170 мм, с = 70 мм; Ft = 615 Н, Fr = 1336 Н, Fа = 3670 Н, сила муфты F М = = FХ = 125 Н. FY = 0; модуль червяка m = 6, 3 мм. Изгибная жесткость в сечении В: EI = 2, 1× 105× p× 354/ 64 = 154, 7× 108 мм4 Прогибы в сечении В: yX = (3× 125× 70 + 615× 170)× 1702 / (48× 154, 7× 108) = 0, 0051 мм; yY = (1336× 1703 / (48× 154, 7× 108) = 0, 009 мм; y S = (0, 00512 + 0, 0092)1/2 = 0, 0103 мм < [ y ] = 0, 005× 6, 3 = 0, 0315 мм. Жесткость червяка при заданных силах обеспечивается.
В " ПРИЛОЖЕНИИ " приведены примеры рабочих чертежей некоторых валов. Кроме этого, рабочие чертежи валов можно найти в [1, c.357, 358, 369].
7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2001 или 2000, 1998, 1985.. 2. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник.- 4-е изд. – М.: Машиностроение, 1989. 3. Иосилевич Г.Б. Детали машин: Учебник.- М.: Машиностроение, 1988. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин.- М.: Высш. шк., 1991. 5. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин: Курсовое проектирование.- М.: Высш.шк., 1990. 6. Зубчатые и червячные передачи. Ч.II: Проверочный расчет. Силы в зацеплениях: Метод. указания к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец.– 2-е изд., перераб. и доп. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков. – Н.Новгород, 2001. 7. Подшипники качения: Справочник-каталог / Под ред. В.Н.Нарышкина, В.Коросташевс- кого.– М.: Машиностроение, 1984. 8. Энергетический и кинематический расчеты приводов: Метод. указания по дисциплине " Детали машин" для студентов машиностроительных спец./ НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов.– Н.Новгород, 2000 или 1999. 9. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин: Справочник.– М.: Машинострое- ние, 1979.- 702 с.
|