![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гениальность как феномен.
Есть одна фраза, в которой математически четко дана формулировка понятия " гений", правда, в отрицательной связи с другим смысловым понятием окружающего нас мира. Есть одна книга, где вынесенное в заглавие понятие " гениальность", данное уже в положительной связи с иным понятием, доказуемо исследовано (в основном статистически). Первое — фраза: ...Гений и злодейство Две вещи несовместные... Второе — книга: Ц. Ломброзо " Гениальность и помешательство". Эти отправные моменты взяты для обсуждения природы и, если можно так выразиться, этиологии гениальности. Первая отправная точка задает аксиоматику всей проблемы: гениальность не совместима со злом, а так как третьего не дано, она порождена и совместима только с добром. Но добро — божественная прерогатива, т.е. имеет смысл считать гениальность делом рук Божьих. Здесь, конечно, можно было бы провести полное, исчерпывающее доказательство по всем правилам аристотелевской силлогистики, столь любимой средневековыми схоластами и старыми теологами, и, наверное, это будет сделано, но для постановки проблемы достаточно концептуальной пунктирности. Итак, принимаем, что гениальность—дело рук Божьих и вслед за К.Г. Юнгом даем этому феномену название " Искра Божья". Необходимо разъяснение. Слово " гений" (лат. Genius) у римлян первоначально означало сверхъестественное существо, олицетворяющее мужскую силу, жизненную силу, затем покровителя мужчины, семьи, дома, общины, города, даже государства (Genius populi Romani). 'Большую роль играл в императорском Риме Гений императора. День рождения римлянина считался праздником его Гения (аналог в христианстве: ангел-хранитель, " день ангела i его связь с календарным днем рождения). Очевидно, что современные дефиниции понятия " гений" и " гениальность" как " знак качества" человека восходят к старой латинской символике. Но мы в дальнейшем будем употреблять именно современные понятия, а из античного определения запомним только выделенные курсивом слова: олицетворяющее жизненную силу, подразумевая ее существование априори, т.е. постулируя ее. 2. Естественно и постановку проблемы и исследование феномена гениальности нельзя вести в чисто метафизическом духе, скорее наоборот, необходимо как можно более тесно привязать это к реальному проявлению этого феномена - к искусству и науке. В работе «Феномен духа в искусстве и науке» К.Г. Юнга сделана попытка подойти к проблеме " изнутри", т.е. с позиции психологии. Юнг отвергает фрейдовский подход к проблеме автор-произведение искусства, согласно которому можно анализировать художественное произведение, исходя из сферы личных переживаний автора, он считает, что чисто личное — это для искусства ограниченность, даже порок. Творец произведения — по Юнгу — в высшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой труд, а не человек. Сущность художественного произведения состоит в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Юнг поразительно точно объясняет проблему генезиса гениальности как проблему " автор и его творение", т.е. рассматривает ее как бы " изнутри". Для него каждый творчески одаренный человек — это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. Как человек он может быть здоровым или болезненным, даже ненормальным (и в этом Ломброзо прав, насыщая книгу именами гениев), но в качестве творца он может быть понят только из своих творческих наклонностей. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника, ученого, творца он есть коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества.. В этом — его обязанность, бремя которой нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и все, что придает цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву. Далее Юнг приводит мнение К. Г. Каруса (со ссылкой на его исследование " О Душе"): "...то, что мы назвали гением, это в высшей степени одаренный дух, который выделяется тем, что при всей свободе и ясности саморазвертывания своей жизни он повсюду отступает, теснимый бессознательным, этим таинственным богом в нем, и оказывается, что ему даются какие-то восприятия — а он не знает откуда; что его несет к действию и творчеству - а он не знает куда; и что им владеет порыв становления и развития — а он еще не знает, для какой цели". Это, конечно, полностью опровергает способ доказательства Ломброзо, который любое проявление бессознательного относит к таким особенностям гениальных людей, которые позволяют ему причислять их к помешанным (он ввел для них даже термин: " поврежденные гении"). Так, в главе XI своей книги «Гениальность и помешательство» Ломброзо пишет о Сократе: " Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханием? " Еще более сурово оценивает он психическое состояние Кардано: " А что сказать о Кардано, который объяснял участием какого-то Духа не только свои научные открытия, но даже треск доски у письменного стола и дрожание пера в своих руках! Далее, чему, кроме помешательства, можно приписать его собственное признание, что он несколько раз бывал одержим бесом, и написанную им книгу " О сновидениях", несомненно свидетельствующую о ненормальном состоянии умственных способностей ее автора? " Нужно, правда, отдать должное: Ломброзо понимал, что не всегда гениальность связана с сумасшествием. Он признал, что " если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур — люди несомненно гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков сумасшествия? " Все вышесказанное приводит к выводу, что при большой статистической ценности исследования Ломброзо методология его работы требует пересмотра. Проблема " гениальность и помешательство" решается совсем не с тех позиций, на которых стоял Ломброзо. Вернемся к рассуждениям К. Юнга. Жизнь творческого человека, по логике его рассуждений, " по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нем борются две силы: обычный человек с его законными потребностями в счастье, удовлетворенности и жизненной обеспеченности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания, — с другой. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житейская судьба столь многих художников до такой степени неудовлетворительна, даже трагична, и притом не от мрачного стечения обстоятельств, но по причине неполноценности или недостаточной приспособляемости человечески личного в них. Очень редко встречается творчески одаренный индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру Божью — свои необычные возможности. Как будто каждый рождается с неким капиталом жизненной энергии, заранее ограниченным. Самое сильное в нем, его собственное творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остается слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу еще какая-нибудь ценность. Напротив, человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумность или как бесцеремонный, наивный эгоизм (так называемый " автоэротизм"), как тщеславие и прочие пороки. Подобные несовершенства оправданы только постольку, поскольку лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жизненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах существования, ибо в противном случае погибло бы от полного истощения. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия своего безлюбого окружения. Именно такие дети легко становятся безоглядно эгоистическими натурами, либо пассивно, оставаясь всю свою жизнь инфантильными и беспомощными, либо активно, прегрешая против морали и закона. Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должен быть объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своей натуры и не из личных конфликтов, которые представляют собой лишь прискорбные последствия того факта, что он — художник, т.е. такой человек, который несет более тяжелое бремя, чем простой смертный. Повышенные способности требуют также и повышенной растраты энергии, так что плюс на одной стороне должен неизбежно сопровождаться минусом на другой" (К.Г. Юнг Феномен духа в искусстве и науке. // Собр. соч. Т. 15. М., 1992, с. 147-148). В этом рассуждении Юнга даны ответы на многие вопросы в проблеме " творец и человек", а еще больше вопросов поставлено. И в этой связи обратим внимание на юнговский подход к " безоглядно эгоистической" натуре творческого человека, что делает его либо беспомощным и инфантильным, либо активно прегрешающим против морали и закона. Юнг не оправдывает, он объясняет. Вспомним: Вчера прочел я в " Капитале", Что для поэтов — Свой закон. Любой " обычный человек" справедливо воскликнет: — Да что же это такое! Если у него есть эта пресловутая искра Божья, то ему " все дозволено", любое беззаконие, а мне, обыкновенному, лишенному искры этой, обделенному — ничего нельзя?! (Обратите внимание на знакомые интонации беса-Коровьева, булгаковского Фагота: " А нашему-то, нашему! "). Где же справедливость?! И обычный человек будет прав, прав, если признать, что он действительно обделен, обнесен на пиру жизни искрой Божьей. Однако что из себя представляет искра Божья, и как ею наделяются люди. Первый мы отложим, что называется, " до лучших времен", так как он связан с самыми глубинными основами мировоззрения, как бы их не называть: Бог, Мировая Душа, Природа, пантеизм, ноосфера. Общая формулировка подобных вопросов такова: появляется ли человек на свет с прирожденными духовными качествами и свойствами, или он приходит в мир как " чистая доска" (точнее, " чистая душа"), на которой жизнь, воспитание, учение, опыт и другие внешние силы и обстоятельства пишут свои " письмена", создавая неповторимую индивидуальность той или иной личности? С этой точки зрения решение рассматриваемого вопроса о " функции распределения искры Божьей" выглядит как основанный на вере (научно он неразрешим, пока!) выбор одной из двух функций распределения: " равномерное распределение" и " распределение типа функции Дирихле". Идея равномерного распределения, альтруистичная по своей сути, подразумевает наличие таланта у любого человека, появляющегося на свет. При этом искра Божья приобретает довольно широкий спектр воплощений: от общего свойства " гореть" до конкретных способностей в какой-либо области знаний или умений. Согласование этой идеи с реальной жизнью, где какие бы то ни было таланты все-таки довольно редки, требует введения понятий " реализованные" и " нереализованные" способности, а это — проблема. Идея распределения типа функции Дирихле требует, прежде всего, определения этой функции. Известно, что функция Дирихле f(x) описывается следующим образом: F(x) = (1, если х — рациональное число, 0, если х — иррациональное число). Брать для описания распределения искры Божьей функцию Дирихле нельзя: если наличие таланта естественно принять как f(x)=l, а отсутствие как f(x)=0, то у нас получится парадокс, так как множество рациональных чисел есть бесконечное, а людей, даже с учетом всей истер человечества, конечное число. Поэтому можно ввести другую функцию того же типа, определяемую так: F (x)1, если х — натуральное число, 0, если х — иррациональное число. Теперь аналогия полная и можем в дальнейшем пользоваться термином " распределение тик функции Дирихле". Идея распределения типа функции Дирихле в сущности своей теологична и предполагает наличие механизма (Бог, Судьба Провидение — нечто надчеловеческое), позволяющее относить каждого индивида еще до или при его рождении к " натуральным" или " иррациональным" точкам (индивидам). Из первых получаются тогда наделенные искрой Божьей, их меньшинство, из вторых — простые смертные, их подавляющее большинство. Кстати, вера требуя наличия такого же механизма, чтобы осуществлялось равномерное распределение искры Божьей но тогда его вмешательство одноразовое и на век дальнейшую историю человечества. К. Юнг не вдавался в вопрос (да еще с точки зрения веры) распределения искры Божьей. Будучи человеком реалистичным, он принял мир таким, каков он есть: отдельные одаренные личности, таланты, гении среди океана простых смертных. Отметим, что он при этом прошел мимо точки, в которой можно было бы остановиться и задуматься о возможном существовании альтернативного варианта — равномерное распределение, о вытекающих из него понятиях " реализованные' и " нереализованные" способности, о механизмах, приводящих к реализации или нереализации тех или иных способностей и т.д.; Юнг прошел мимо этой точки, потому что чувствовал, что такие рассуждения заведут его в сторону социальную, а это привело бы к воплю: " А нашему-то! ", т.е. к идее справедливости. Но правильно сказал когда-то давно, еще до революции 1901 года, М. А. Волошин: " Идея справедливости - самая цепкая и самая жестокая из всех идей, овладевавших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга. Самые мягкие сердца она обращает в стальной клинок и самых чувствительных людей заставляет совершать зверства" (Волошин М. Лики творчества. Л., 1988, с. 193). Действительно, в социальной практике человечества одержание идеей обездоленности искрой Божьей, преднамеренно неправильно сформулированной идеей неравенства и вытекающей из них столь же преднамеренно искаженной идеей справедливости — часто приводило людей на кровавые пиры массовых убийств, вершиной которых стал гитлеризм, это " движение обездоленных мещан". Чем же все-таки связаны две стороны личности — автор-творец и автор-человек? " Художник и человек наивно, чаще всего механически, соединены в одной личности; в творчестве человек уходит на время из " житейского волнения" как бы в другой мир, в мир " вдохновенья, звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко - самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким 1 искусством не угонится. " Да и где нам, — говорит жизнь, - то — искусство, а у нас житейская проза". Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и наоборот. Нет между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности. Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. Зато, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана ивина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов и запросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но и проникать друг в друга в единстве вины и ответственности". Это рассуждение взято из первой опубликованной работы М. М. Бахтина (см.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 5-6). Для него в принципе не существовало этого пресловутого метания философии искусства между двумя противоположными тенденциями — объективной и субъективной. Он не только решил проблему единства автора-личности и автора-творца, но и вскрыл энергетику этого единства (равно как и его нарушения). Судите сами: " И нечего для оправдания безответственности ссылаться на " вдохновение". Вдохновение, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновение, а одержание. Правильный, не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должно стать во мне единым, в единстве моей ответственности". Вдохновение возносит человека на уровень гения, творца, одержание вполне может принизить человека до уровня обделенного якобы искрой Божьей борца за справедливость. Теперь самое время вернуться к вопросу: что из себя представляет искра Божья? Жизненная сила, жизненная энергия. Эти понятия за предшествующую историю человечества без преувеличения можно считать чрезвычайно значимыми. И философия, и религия, и эзотерические учения, по-своему, со своей аксиоматикой, своими методами анализа, своей терминологией скрупулезно разрабатывали концепцию, описываемую этими понятиями. В настоящее время и фундаментальная наука начала подходить к осмыслению этого феномена. Он, безусловно, должен быть описан, проанализирован и исследован отдельно, вне настоящей темы, но здесь мы можем ограничиться констатацией наличия некоторой субстанции, явно энергетической, которая есть начало сознания и самосознания в человеке (микрокосм) и во Вселенной (макрокосм), которая осуществляет, феноменизирует принцип интуитивного знания — от нуса древних греков до ноосферы Вернадского. Оккультное представление о человеке как мире в миниатюре, о человеке-микрокосме основано на учении о Божественном Макрокосмическом Сознании и Божественной Душе. Согласно этому учению, степень совершенства осознания человеком своей индивидуальности есть истинное и абсолютное мерило его собственного совершенства. " Гениальным следует назвать того человека, который живет в сознательной связи с миром, как целым. Гениальное есть вместе с тем и истинно Божественное в человеке. Человек, который чувствует свою индивидуальность, чувствует себя в других. Для него " Ты — это Я" (известная индусская формула абсолютного единства) не гипотеза, а действительность. Высший индивидуализм есть высочайший универсализм". Отношение к гениальности у оккультистов основано на объединении древнего и обиходного понимания слова " гений". Отсюда и своеобразие таких сентенций: " Ив среднем человеке живет мировое Целое, но оно никогда не доходит у него до творческого осознания. Один живет в активно-сознательной связи с Мировым Бытием, другой — в бессознательной пассивной. Гениальный человек — актуальный микрокосм, не гениальный — потенциальный. Только гениальный человек совершенен". Над подобными текстами стоит поразмышлять и с точки зрения аристотелевской силлогистики, и с точки зрения гегелевской диалектики. А вот высказывание, которое следует запомнить как аксиоматическое: " По мере эволюции человека идет одновременное развитие как осознания своей индивидуальности, так и осознания своей общности с Мирозданием.... Это чувство целостности и единства сего носит в традиции имя КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ". Из-за размытости исходного определения понятия " гений" у оккультистов можно встретить и такое определение гениальности: " Гениальность — это предвосхищение величия человека, это прообраз его космического господства и творческой мощи. Если талант есть порождение народа, ближайшей среды, окружающей человека, и представляет собой высшую степень развития некоторых ее свойств, то явление гения, наоборот, есть следствие высших причин, и его образ на фоне истории всегда был подобен внезапно возжегшемуся солнцу". Отсюда следуют и такие парадоксы, как известный афоризм О. Вейнингера: " Универсальность является характерным признаком гения. Гений — это тот человек, который знает все, не изучив ничего", взятый на вооружение оккультистами, отсюда понимание гениальности как аристократизма духа, избранности, высшим проявлением которой является посвящение в тайны " истинного знания", т.е. всей системы эзотерических знаний. Можно исписывать сотни страниц оккультными текстами, они интересны, есть среди них высокохудожественные, яркие по форме, но они не доказательны в научном смысле и даже с точки зрения здравого смысла. Возьмем для примера одну из оккультных сентенций и комментарий к ней Ф. Якоби. " Каждое истинное знание сказывается прел де всего в ясном и отчетливом самосознании своей ценности. Вот почему всякий боль человек ясно сознавал ценность даваемого учения не только с относительной точки зрения, но и в значительной степени абсолютной. Вот почему одним из главных признаков гения является непреклонная убежденность в истинности в правоте своего учения. Имея критерий в ceбе самом и притом более строгий и возвышенный, чем предлагаемые людьми, такой гений вовсе в считался с встречавшей его критикой и излагал свое учение как истинный посол Нерушимой Правды, который исполняет свое дело, не заботясь о результатах и последствиях, ибо они всецело в руках Всемирного Разума. Таким гением, например, являлся Спиноза, вся жизнь которого была страдной и тернистой стезей между люта ненавистью и безумием человеческих стад". А теперь комментарий Ф. Якоби: " Они всегда так будут говорить о нем. Чтобы понять Спинозу, для этого необходимо слишком долгое и упорное умственное напряжение. И его не понять ни тому, кому в его " Этике" осталась неясной хотя бы одна строка, ни тому, кто не постиг, каким образом этот человек мог быть так глубоко внутренне убежден в своей философии, как это он часто и решительно высказывал. В конце жизни он писал: " Я не предполагаю, что нашел лучшую философию, но я знаю, что я познал истинную философию. И если ты меня спросишь, как я могу быть в этом уверен, то я отвечаю: в силу той убежденности, уверенности, с которой ты познаешь, что три угла треугольника равны двум прямым, ибо истина уясняет одновременно и себя самое, и заблуждение". Все здесь зыбко, особенно пример Спинозы Историческая правда гласит, что великий мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) был гоним, даже проклят еврейской общиной за отход от иудаизма, была попытка его убить, был донос от раввинов с обвинением его в атеизме (в ту пору это было больше, чем обвинение в безбожьи, на человека ставилось клеймо разбойника, развратника, асоциального человека). Но, наряду с этим, он всю жизнь был окружен друзьями, среди которых были такие люди, как Христиан Гюйгенс, физик, математик и астроном, Ян де Витт, великий пансионарий, двадцать лет возглавлявший Нидерландские штаты; переписывался с немецкими учеными и философами Лейбницем и Чирнхаузом; и хотя давление и со стороны теологов, и со стороны правительства было велико, он никогда не отказывался от основной своей идеи: " Каждому дозволяется думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает". Использованная в комментарии Якоби аналогия уверенности с теоремой о сумме углов в треугольнике, кстати, часто используемая Спинозой, к сожалению, истинна только относительно, что сегодня известно каждому школьнику: сумма углов треугольника равна 180 градусам (два прямых) только в эвклидовой геометрии, а она не универсальна в нашей Вселенной. Вот эта зыбкость рассуждений оккультистов и не позволяет принять их сентенции за Абсолютную Истину. А вот высказывание, которые не поддаются пониманию: «Два вида гениальности — это все тот же вечный вопрос о Великом Бинере души человеческой. Сын Солнца и Земли есть чистейший вид первого вида гения, сын Воды и Воздуха — второго. Объединяясь в синтезе, общем и абсолютном для них, эти два типа человека объединяются в цели и влекут к единению на пути все многочисленные аспекты дуализма человеческой души". Для тех, кто захочет понять, приведем определение понятия Бинер: эта основная форма разума носит в традиции название " бинер". По Канту - антиномия. В " Критике чистого разума" Кант показывает трансцендентальность природы антиномии. Для того чтобы закончить рассмотрение проблемы автор-творец - автор-личность, нам надо прояснить генезис творчества в авторе-творце. Юнг отмечает, что " искусство прирождено художнику (автору-творцу) как инстинкт, который им овладевает и делает его своим рабом". Но ясно, что это должен быть один из самых мощных, если не самый могучий инстинкт — инстинкт самосохранения. И теперь, разобравшись немного в энергетике творческого процесса, в энергетике понятия гениальности, мы можем с благодарностью вспомнить М.А. Волошина, который написал давным-давно: " Те гении, в организме которых заложена чересчур сложная и буйная судьба, неизбежным инстинктом самосохранения торопятся воплотить ее в произведения искусства. Самоотверженные иногда успевают перелить всю свою судьбу, все свое будущее в свое творение. Поэтому истинная жизнь художника всегда полнее и вернее воплощена в его творении, чем в его биографии" (Волошин М.А. Магия творчества. О реализме русской литературы // Весы, № 11, с. 1-5). Психологически все равно, осознает ли автор-творец это или нет, на этот счет есть компетентное суждение Юнга: " Знает ли сам художник-автор, что его творение в нем зачато и затем растет и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление, это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него, как ребенок из матери. Психология творческого индивида — это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из Царства Матерей. Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего". Воспользуемся случаем и вставим слово: не всегда, не всегда, нередко оказывается автор-творец и восхищенным зрителем, вспомните реакцию творца " Бориса Годунова": Ай да Пушкин, молодец!.. И, наконец, финал, где соприкасаются все идеи, рассмотренные нами: " Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и потому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, — безразлично, знает ли он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему". Это очень существенный момент в наших рассуждениях. Право, есть что-то недостойное поэта пли художника-творца в самообъяснении, в самоистолковании. Гениальные творцы всегда это понимали. Вот как это выражено в известном стихотворении Б. Л. Пастернака: Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. В приведенном выше рассуждении не раскрывается как именно происходит удовлетворение душевной потребности того или иного народа в творении поэта, но теперь нам это ясно: если творение органически вырастает из автора, то удовлетворить душевную потребность народа автор может только оставаясь неотъемлемой частицей народа. Вот она, разгадка парадоксального лозунга: " Искусство принадлежит народу! " Нельзя сказать, что мы полностью осветили проблему гениальности, но кое-какие выводы можно сделать. Главное — аксиоматический момент: гениальность, как Дар, идет от Бога и несовместима со злом. Далее становится ясно, что огромный материал, собранный и рассмотренный под углом психиатрии Ц. Ломброзо, должен быть пересмотрен под иным углом: психологическим. Новая методология должна дать и иные результаты: те гении и таланты, которых Ломброзо объявил помешанными, таковыми не были, а находились в особых взаимоотношениях с так называемым " информационным полем" или " ноосферой", и их поведение и жизнь следует истолковывать с совсем иных позиций. Проблема эта еще ждет своих исследователей. Далее. Следует признать, что автор-творец и автор-человек могут гармонично сосуществовать только в осознании меры ответственности и своей вины друг перед другом. Поэт и художник ответственен за " прозу" жизни, а человек жизни ответственен за пустоту и бесплодность искусства. Полная разгадка внутренней жизни гения заключается в признании права Поэта жить по своему закону. А это значит, что надо признать любого человека талантом априори, надо ясно понимать, что вместе с талантом, г искрой Божьей, каждому человеку дается при рождении определенная, к сожалению, не очень большая по величине, доза жизненной силы или энергии, что он ее начинает тратить с момента рождения, что под влиянием окружающих людей (сначала родных, близких, а потом дальних, которые нередко становятся ближе родных), под влиянием среды, обстоятельств, при отсутствии знаний, опыта, высоких идеалов и целей он может полностью растратить ее (и чаще всего тратит!) на пустяки (ну, например, на максимальное удовлетворение своих непрерывно растущих потребностей), а не на поддержание своего таланта, своей искры, которую он и окружающие его люди могут так и не осознать — в этом и заключена разгадка столь глубокой трагичности этого закона. Свой закон для Поэта — это и есть подсознательное знание о несовместимости таланта и благ обычной жизни. Это знание дается ему вместе с осознанием себя как творца: источник жизненной силы один и брать из него можно только или для обычной жизни, или для творчества. Ее очень мало, жизненной силы... И поэтому, не переводя это знание в сознание, а повинуясь исключительно инстинкту самосохранения, Поэт делает выбор, не сознательный выбор, как бы повинуясь власти Творчества, как повинуются древние герои Судьбе, Року: беспощадная, всепожирающая творческая страсть поневоле втаптывает в грязь все его личные пожелания! Да, природный инстинкт, особенно такой как инстинкт самосохранения, действует безошибочно: не дачи же, не автомобиль или наследственные болезни оставлять потомству! От творца остается Творение. Оно и есть субъект бессмертия гения. Этого достаточно. В этом же энергетизме заключена разгадка того, как создается та враждебная творчеству масса, обуянная бесами, кричащая о " справедливости", масса, которая в ослеплении вела гения на костер, а через сотни лет плакала при открытии памятника, где в мраморе запечатлен облик гения и надпись, справедливая для любого гения: " От столетия, - которое он провидел, на том месте, где был зажжен костер". (Надпись на памятнике Джордано Бруно, установленном в Риме в 1889 году.) В этом же энергетизме заключена разгадка того, почему законы движения планет открыл сын хулиганки-трактирщицы и солдата-наемника, самой судьбой вроде бы предназначенный умереть в младенчестве или, став помощником трактирщика, погибнуть в одной из пьяных драк. Да, для поэтов свой закон, но я не хотел бы, чтобы у читателя возникло ощущение обоснованности " элитарности", избранности творческих людей, к чему тяготеют оккультисты: мол, творцы, наделенные искрой Божьей, живут по своим законам, а серая масса пусть пребывает в духов ном ничтожестве, да еще и должна быть презираема за то, что гонит гениев при их жизни. Нет, народ по определению талантлив, искра Божья распределяется равномерно, все остальное — вопросы социологии, выходящие за рамки нашего исследования. Но общий результат малоутешительный: отдельные гении и таланты где-то н захватывающей дух высоте идут, как по канат балансируя двумя Дарами - искрой Божьей и жизненной силой — и всегда (исключения толы подтверждают правило) безошибочно выбирав оптимальное решение — творчество, закономерно принося в жертву свое обычное человеческое счастье и все, что придает цену обычной человеческой жизни. А мы — поклонники — растрачиваем свою жизненную силу в погоне за раритетами жизни, кто — обычной, кто — шикарной, а некоторые — даже умопомрачающей... Проблема поставлена, но далеко не исчерпана. Как говорил Вольтер, " тут есть о чем поговорить..."
|