Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест 13.
1. Можно ли отождествить понятия «творчество» и «созидание»? в известном смысле можно нельзя не следует запутывать проблему 2. Что такое имитация? подражание профанация регистрация экспликация 3. Когда переписывание документа оказывается творчеством? никогда когда это не просто копия во всех случаях это творчество во всех случаях это деятельность 4. Изобретатель колеса – творец. А работник на конвейере, насаживающий колесо на ось? творец просто работник когда как – творец или работник пример неудачен 5. Можно ли считать творчество всеобщим свойством материи? Можно Как посмотреть Материя тут вообще не при чем Нет 6. Можно ли провести различие между творческой и нетворческой деятельностью? можно невозможно кому это надо это одно и то же 7. Что означает аксиологически возвысить все виды труда? это означает превратить преступное в легальное это означает принизить все виды труда то означает признать творческими все виды труда это означает обложить налогами все виды труда
14. КАТЕГОРИИ «НОВОГО» И ЦЕННОГО В ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА. Мы рассмотрим категории «нового» и «ценного» применительно к творчеству и деятельности. Уже на уровне субъектной ориентации в мире, предшествующей целеполаганию, т.е. на уровне выделения Я в качестве субъекта из окружающей среды, деятельность не только обязательно полагает активное отношение к среде, но и потенциально допускает как нечто возможное и нечто не нежелательное определенный творческий элемент, творческий подход, то есть подход инновационный, нестандартный, отличный по методам, приемам и интенсивности своего приложения к объекту от уже известных, рутинных, от процедурно, структурно и содержательно тривиальных, от обыденных, привычных, опробованных и апробированных имеющимся опытом (даже собственным опытом, а не непременно чужим опытом) способов взаимоотношений человека и мира (в том числе и внутреннего мира самого субъекта) и многообразных конкретных явлений объективного мира. Закономерность такого подхода связана с объективной и осознанной субъектом необходимостью ориентации в ситуации; а далее или параллельно - с необходимостью осознания реальной ситуации как проблемной, с выделением из окружающей среды (из действительности) определенного конкретного объекта (будь то вещь или процесс, материальное образование или духовное, «концепт» или «конструкт», явление внешней по отношению к субъекту жизни или его собственной внутренней реальности - в том числе «внешней» или внутренней речи, текста, «письма», «симулякра», и проч., и проч.) не только как объекта, специфической «наличной данности» со своими специфическими свойствами и особенностями, но и - непременно - в качестве проблемы: некоего Нечто, чье существование в том виде, как оно есть в данный момент, и в особенности как оно есть-для-меня, в силу каких бы то ни было причин не устраивает субъекта полностью либо не удовлетворяет частично - не только субъекта потребляющего, но и субъекта мыслящего (не устраивает, а потому и «тревожит» - кажущейся «загадочностью» своей: «озадачивающей» непонятностью, произвольностью, несправедливостью даже в его субъективной картине мира). Там, где субъект не усматривает (с самой разной степенью осознания, вплоть до «чувства») той или иной проблемы, у него нет и не может быть никаких оснований, причины и повода для деятельности, а тем паче для творчества. Однако и наличие проблемы, подразумевающее возможность и желательность творчества, отнюдь не означают на этом этапе, что творчество будет иметь место с необходимостью: субъект может усмотреть в ситуации проблему, которая является поводом и даже диктует объективную необходимость действия, но по своему содержанию и характеру тождественна или аналогична уже известным ему по собственному или «чужому» опыту. В этом случае проблема, которую «ставит» действительность перед субъектом, может побудить или даже принудить к деятельности, но сама эта деятельность, как правило, не будет творческой (подчеркнем: как правило, ибо в области художественного творчества однотипность решаемых художником задач и характерный авторский «почерк» не обязательно устраняют творческий подход, - но может быть и иначе: в случае тиражирования автором творческой находки, однако это предмет отдельного разговора). Деятельность так или иначе, но всегда связана с «новым». В общем-то, любая деятельность, будучи соразмеренной с моделью желаемого будущего, непременно выводит субъекта в сферу непознанного, в некий еще не освоенный, грядущий мир, а мир «данный» делает миром, преображаемым деятелем: «Посредством психического в форме знания о бытии, о мире поведение людей детерминируется не только наличным, но и сейчас отсутствующим - не только ближайшим окружением, но и событиями, совершающимися в самых удаленных от нас уголках мира, не только настоящим и прошлым, но и будущим. Когда, познавая закономерности развития природы и общественной жизни, мы получаем возможность предвидеть дальнейший ход событий, мы вводим будущее в детерминацию нашего поведения» [Рубинштейн, 1957, с.243-244]. Наличие на поведенческом уровне будущего в настоящем - реальная, а часто и вполне материальная, в виде наглядного примера как цели, предпосылка творчества, но сам этот пример может быть банальным, отнюдь не требующим никакого творчества для следования ему; при отсутствии же прямого примера, выход в непознанное, сама по себе трансценденция субъекта в будущее может быть произведен «освоенным» способом с помощью «испытанных» средств; так или иначе, при наличии ли примера или же его отсутствии, освоение будущего как создание «нового» может оказаться вполне успешным, но не обязательно творческим, - а в повседневном «течении жизни» чаще и вовсе не творческим. Заметим, и определенно творческий характер устремления в будущее (в проективной деятельности, например, это устремление совершенно очевидно) не столь уж всенепременно связан с собственно метафизическими процедурами трансценденции в будущее, тем паче с трансценденцией в Ничто, с «духом», даже со способностью человеческого разума к психологически объяснимому и познаваемому, но всякий раз загадочному (особенно субъективно загадочному) метафизическому, подчас представляющемуся иррациональным постижению бытия; устремление это преимущественно происходит в границах рационального поведения, рационального мышления и до банальности материального сегодняшнего мира. В принципе, то же, что характеризует «творческое» (точнее говоря, потенциально творческое) на первичных этапах субъектной ориентации в мире, относится и к этапу целеполагания, с тем только, что потенциально творческое здесь уже может приобрести и реальную актуальность, — к этапу актуального осознания проблемы как задачи и «приятия» ее в качестве своей задачи: к определению существа и характера задачи, к осознанию объекта действительности в качестве возможного предмета деятельности и к выбору цели деятельности (ее желаемого результата). «Неприятие» осознанной проблемы как личной задачи означает уклонение от деятельности, воздержание от нее. Но и в качестве задачи может быть принято непосредственно «заданное» ситуацией, то, чего «требуют» обстоятельства, - и не более. И в этом случае деятельность субъекта, как правило, не будет творческой. Наконец, хотя свобода (психологическая свобода) и имманентна деятельности, но даже свой свободный выбор человек осуществляет в силу субъективного ощущения и собственного разумения свободы как целокупности личностных императивов, далеко не всегда используя все объективные возможности свободного предпочтения, имеющиеся в объективной действительности, а выбор его оказывается еще реже творческим, чем объективно свободным. В силу перечисленных обстоятельств нам представляется принципиально ошибочным довольно распространенное представление о том, что всякое целеполагание и всякая цель непременно содержат в себе элемент творчества. На деле же цель в обязательном порядке предполагает лишь активность и некую инициативу субъекта, а творческое отношение к предмету и плану деятельности здесь лишь возможно и лишь по преимуществу желательно - как в процессе целеполагания, так и в самой цели субъекта. Либо даже весьма желательно и вполне реально возможно, но - не обязательно; зачастую объективно необходимо, но - отнюдь не всегда реально осуществимо даже при объективной необходимости творчества.
|