![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феноменология творчества.«Отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творческий» становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий», - это замечание Д. Богоявленской [2000, с. 187] следует отнести не только к психологический науке как таковой, которая, в общем-то, осознает недостаточность определения творчества только через новизну результата, но в не меньшей мере к социологии и аксиологии творчества - так, утверждения о «новизне», «уникальности» становятся действенным средством формирования общественного мнения в его сугубо некритичном, «стадном» проявлении: псевдонаука и массовая культура в целом, с их пропагандистским аппаратом, сегодня весьма результативно используют такую возможность. Наконец, о наиболее «философически» очевидном творческом аспекте деятельности. Речь пойдет о самоизменении человека. Этот аспект теории творчества весьма интересно и глубоко рассматривался Г. Батищевым. Мы не станем здесь пересказывать его концепцию и специально отмечать как «точки соприкосновения», так и серьезные и весьма существенные несовпадения с нею (в определенной мере, впрочем без конкретных отсылок, это сделано в предыдущей главе, когда речь шла об имманентном творческом акте). Остановимся лишь на следующем. Безусловно, всякая деятельность имеет своим эффектом в большей или меньшей степени изменение и «самоизменение» человека, объективно требуя (также в разной степени, но всегда, и всегда объективно требуя) активности в приложении сущностных сил и способностей субъекта, и, таким образом, объективно представляет собой процесс самореализации человека как субъекта и в целом как личности. Представляет, разумеется, в разной мере и с разной полнотою, но иначе как некая самореализация человека-субъекта, как реализация его сущностных «возможностей и готовностей» никакая деятельность вообще не возможна. В этом смысле деятельность всегда в той или иной мере и форме объективно «творит» человека-субъекта, всегда потенциально создает объективную возможность и ему самому «творить» самого себя. Но объективное «творение» человека его деятельностью не является творчеством в человеческом смысле: оно может быть процессом и итогом как творческой, так и нетворческой деятельности самого человека (заметим при этом, что эффективность «творения человека», как эффективность деятельности вообще, в огромной степени зависит от наличия и уровня творчества в деятельности человека-субъекта, однако, как уже говорилось в предыдущей главе, «творение человека» его деятельностью, и в том числе его творчеством, не бывает однозначно позитивным в индивидуально-моральном и общественном смысле). Сам факт изменения человека в процессе его деятельности еще не означает ни процесса «самоизменения» субъекта (а тем более субъективной воли к «самоизменению»), ни хотя бы наличия творческих элементов в собственной деятельности его. Собственная осознанная направленность человека-субъекта на «раскрытие глубин» своего существа, на самоутверждение в деятельности, на максимальную самореализацию в ней никак не повсеместна. Что же касается самосовершенствования как субъективной цели деятельности, как осознанной личностной задачи, то даже в среде людей, целенаправленно стремящихся к творчеству и действительно проявляющих творчество в своей деятельности, подобная установка и вовсе редкость: распространенное, например, в художественных кругах представление о творчестве как самовыражении предполагает обычно манифестацию «готовой», а не стремящейся к изменению самоё себя личности, а «самоутверждение» понимается как максимально широкое общественное (или групповое, что подчас даже предпочтительнее) признание, как уровень известности, как коммерческий успех и т.д. Правда, на уровне «жизни в целом» - определения смысла жизни, выбора соответствующей программы и системы приоритетов и задач, выбора жизненного пути, стремления к саморазвитию и самореализации на протяжении всего этого пути - большинство людей проявляют осознанную инициативу и самодеятельность. Но и в этом случае очень многие, в том числе и в ситуации «наибольшего благоприятствования», не проявляют именно творчества, а следуют (можно утверждать, что преимущественно следуют) стереотипным эталонам референтной для них социокультурной микрогруппы, служащей образцом для подражания и непогрешимым арбитром. Тех же, кто последовательно и «самодеятельно» стремится реализовать свою жизненную программу, вовсе немного. «Испуг жизни» (И.Анненский) часто превозмогает в человеке его жизненные устремления, реализация которых связана с преодолением объективных трудностей экзистенции: в этом отношении эскапизм, уход от действительности в иллюзорные миры, социопатии суть проявления не только недовольства окружающим миром как таковым, но и ощущения собственной творческой несостоятельности перед задачей самооосуществления и нежелания нетворческого, конформистского активизма, обеспечивающего «социальную норму»; для большинства таких «испуганных» людей прибежищем становится массовая культура в ее социально приемлемых или подчас крайних формах, для некоторых контркультура, для некоторых (в особенности когда «экзистенциальная тревога» становится препсихотической или психотической тревожностью) выходом становится распад личности и физическая гибель. Что же до осознанного, «смысложизненного» стремления максимально реализовать и развить себя в конкретном акте деятельности и в системе собственной деятельности, то такая установка свойственна редким недюжинным личностям, да и проявляется, как правило, не во всяком конкретном акте, не в любом виде и не во всем процессе деятельности. В предыдущей главе мы назвали самосозидание человека в процессе деятельности «зародышем» творчества, отнеся такое самосозидание в область имманентно творческого в любой деятельности. Актуализация имманентного оказывается в этом случае не просто сопряженной с целым рядом условий, но осуществляется в сколько-нибудь существенной, заметной, субъективно и объективно значимой степени преимущественно «за пределами» осознанных намерений субъекта. Так что и в этом - самом, вероятно, важном - аспекте творчество всегда потенциально присуще субъекту и потенциально для его возможно, - однако реально, даже и в самом аспекте самосозидания субъекта, деятельность человека может быть как творческой, так и отнюдь не творческой - и более того: именно в смысле сознательного самосозидания деятельность человека-субъекта реально носит творческий характер значительно реже, чем во всех других отношениях. Данная страница нарушает авторские права? |