Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест 19.
1. Что такое критерий? знак качества отличительный признак образец критики зарвавшийся критикан 2. Что такое дивергенция? это учение Дарвина о схождении всех видов это расхождение это рассогласования это паника в связи с тревожным состоянием 3. Что такое «репродуктивный»? связанный с воспроизведением связанный с уничтожением связанный с повторным рождением связанный с искусственным осеменением 4. Как можно истолковать слово «нетривиальный»? уродливый обычный пресный уникальный 5. Что такое позицирование? упрямство участие в модельном бизнесе выставление позиции критика творчества
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСТВА. За пределами индивидуальной психологии и собственно творческого процесса (который, как мы стремились показать, может быть творческим хотя и на любом этапе, но реально является таковым в отдельных лишь «моментах») остается фундаментальный вопрос об отношении творчества к деятельному самоутверждению и самореализации личности, к ее «самоизменению» и к «самосозиданию» в процессе и в результате деятельности. Безусловно, в этом явлении сфера индивидуальной психики «творца» не является сугубо пассивной стороной, а психологические механизмы вполне объективны, однако, как нам представляется, в процессе деятельности «самосозидание» — в психологическом аспекте прежде всего, но и не только в психологическом - не является уникальным следствием либо эпифеноменом творчества, но, скорее, лишь одним из аспектов научения, т.е. приобретения индивидуального опыта в ходе жизни - в процессе деятельности. Именно в силу этого обстоятельства, поскольку научение (а научение, безусловно, - один из важнейших психологических механизмов творческой деятельности, а в аспекте самосозидания личности едва ли не главенствующий) не только социокультурный феномен, представляется не вполне корректным и отнесение творчества лишь в сферу «культуральную», усмотрение в творчестве лишь продукта «социального изобретения» [Дружинин, 1999]. Мы вполне согласны, что «самосозидание», скорее, не психологическая, но социокультурная характеристика творчества в его общественно-исторической роли и обусловленности. Иной подход, на наш взгляд, к этому проявлению творчества и невозможен в рациональном рассмотрении. Но при всем том «жизнетворчество» и «самосозидание» личности никогда не сводятся к одной только творческой деятельности; их главное отличие от любого «локального» процесса деятельности и от каждого из обозначенных нами «моментов» творчества, направленного «вовне» субъекта, как раз и заключается в том, что творческий или нетворческий характер «самосозидания» как принципиально незавершенного процесса не может быть полностью определен «изнутри» самой деятельности как самодовлеющего и всегда завершенного (в смысле дискретности, завершения определенной задачи определенным результатом) процесса. Когда мы говорим о том, что творчество в аспекте созидания личности не является творчеством в человеческом смысле, то все же ведем речь о самосозидании личности, т.е. человека в его общественном смысле, человека как субъекта. И в этом отношении характер деятельности не может быть и не бывает нейтральным фактором. Оставляя в стороне социокультурную проблематику воздействия творчества на «творца», мы коснемся только тех аспектов «творческого» или «нетворческого» воздействия конкретного процесса деятельности на ее субъекта, которые прямо и непосредственно определяются «творческой» или «нетворческой» позицией и ролью личности в этом процессе. Всякий процесс деятельности - в той или иной мере и форме -представляет актуализацию ее субъекта, самореализацию в предмете и характере деятельности и всегда более или менее выражение воздействует на «деятеля», приводит в нем к каким-то изменениям и как в субъекте деятельности, и как в целостной личности. Но при «нетворческой» роли субъекта в процессе деятельности воздействие на ее предмет и личностный «след» субъекта в «продукте» оказываются минимальными: во всяком случае, по отношению к возможностям именно данного субъекта. Безусловно, что уровень способностей, профессиональных и собственно креативных, оказывает огромное влияние и на результат деятельности, и на уровень творчества в ее процессе. Но не меньше влияние оказывает, как правило, сама позиция субъекта деятельности: ее творческая или нетворческая направленность и осознанная установка — именно она определяет в огромной степени и «коэффициент полезного действия» данного субъекта в процессе деятельности, и уровень самореализации субъекта в деятельности. Творческое отношение к миру позволяет человеку преодолеть, как отмечал С.Л. Рубинштейн, «страдательность». При нетворческом отношении человек оказывается фатально зависим от окружающего объективного мира, и эта зависимость была бы принципиально непреодолима, если бы даже при нетворческом отношении, в ситуации нетворческой деятельности, пускай в самой малой степени, не происходило бы накопление жизненного опыта и его осмысление, т.е. не содержалась бы потенция перехода к творчеству. Именно в этом смысле творческий характер задачи (выбор «творческой» задачи) и творческий характер деятельности являются наиболее могущественными факторами человеческого развития и саморазвития субъекта: роста всей его личности, развития и умножения всех его «сущностных сил» — в том числе и его способностей и того качества, которое впервые детально было исследовано Д. Богоявленской и определено ею как «интеллектуальная активность». Если под интеллектуальной активностью понимать не только «интеллектуальную инициативу» или квантитативные характеристики интеллекта (всегда, впрочем, определяемые в конкретных психометрических исследованиях с довольно большой погрешностью), но осознанную установку субъекта на выход за пределы непосредственного «заданного» самою проблемой, то следует согласиться с мнением Б. Кедрова, который в предисловии к давнишней уже монографии Д. Богоявленской писал: «Все виды творческой деятельности объединяет... интеллектуальная активность» [Кедров, с. З]. При таком широком понимании интеллектуальной активности именно в ее область следует отнести определяющую творческий характер деятельности субъекта личную готовность дерзания «вопреки всему»: и авторитетам, и общепринятым взглядам, и инерции собственного мышления, и необходимой для всякого человека и всякой деятельности вере в объективную значимость и «истинность» социокультурного опыта человечества и в итоги предшествующих открытий и достижений в данной области деятельности как в неотъемлемую часть этого опыта (кстати, в более поздних работах Д. Богоявленской речь идет о «надситуативной активности» применительно к творчеству; дерзание «вопреки всему» и является, как нам кажется, такой надситуативной активностью). Без преодоления «робости» перед накопленным (в том числе и собственным) опытом, как и без безусловного, но рационального пиетета к «общему знанию», - т.е. без интеллектуальной активности как, прежде всего, критичности разума - нет и не может быть творчества: в развитой форме «творчество есть способность целого не восстанавливать, а снимать ограниченность своих наличных форм и предпосылок». Однако, как нам представляется, сама интеллектуальная активность есть не раз и навсегда заданная величина и имманентная характеристика личности, но, скорее, функция от психологической установки «на творчество», которая, в свою очередь, определяется сложным комплексом субъективных и объективных причин и обстоятельств: от социально-исторических и социокультурных до субъективно-личностных и индивидуально-личностных — прежде всего, от мотивационной структуры личности, а также от умонастроений конкретной общественной среды и направленности главенствующих на конкретном историческом отрезке времени социальных процессов и векторов их «духовной компоненты», во взаимодействии с которыми выстраиваются «векторы» творческой активности личности (что касается «обеспечения» такой установки, то здесь представляется весьма плодотворной предложенная В. Дружининым гипотеза «когнитивной функциональной избыточности» как психологического «ресурса» творчества). Если же в область творчества отнести «самоизменение» человека, то степень «изменения» личности субъекта в процессе и результате деятельности в известной мере зависит от интеллектуальной активности, уровнем которой в решающей степени предопределяется уровень эффективности деятельности и ее результативность, но сама интеллектуальная активность представляется, так сказать, мобилизационным резервом психики, - самосозидание личности в процессе и результате деятельности предопределяется прежде всего и по преимуществу осознанной установкой субъекта на необходимость и возможность «самоизменяться». Эта установка и определяет меру творческого отношения субъекта к самому себе непосредственно в процессе деятельности, стимулируя и интеллектуальную активность, и иные творческие «силы и средства»; однако, как мы стремились показать, подобная осознанная установка не только не повсеместна, но, скорее, является исключением или редкостью в массе мотивационных предпосылок, внешних и внутренних стимулов творчества. Одновременно это означает неприменимость понятия «творчество» по отношению к «жизни человека» в целом (иначе как метафоры) и «в каждое мгновенье» жизни безотносительно к конкретным задачам и к конкретной деятельности данного человека в данных условиях и в данный момент его жизни. Сколь ни вдохновенны и поэтичны описания восторженного отношения человека к миру («в одном мгновенье видеть вечность»), сама по себе способность «удивиться» бытию и воспринимать его активно, эстетически и интеллектуально переживая действительность и даже нестандартно осмысляя ее, является лишь «касательной» к творчеству как к деятельности, лишь побуждением к целенаправленной актуализации субъектности человека и к «самосозиданию» человека-субъекта. Творчество в деятельности человека-субъекта, непосредственно направленной на самого себя, на свое развитие и самосовершенствование, имеет место там и постольку, где и поскольку человек осознанно руководствуется деятельным недовольством собой, целенаправленным отношением к самому себе как к объекту, который «не устраивает» его и который он стремится «изменить» посредством деятельности. Приняв в качестве системообразующего фактора творчества способ деятельности, мы обнаруживаем, что творчество во всех его проявлениях (при корректном истолковании) есть осознанная субъектом в своей специфике деятельность (осознанная по-разному и не непременно «до конца»), отличающаяся постановкой принципиально новых задач и неалгоритмическим характером их решения, причем принципиальная новизна может возникать как в ходе первичного целеполагания, так и в процессе достижения цели. Творчество лишь один из способов человеческой деятельности и один из специфических «моментов» ее, качественно отличающихся от иных способов и «моментов» выходом из заранее установленного «формата» деятельности как «по ходу» деятельности, так и по результату. Творчество антропоцентрично и по своему «субстрату» — человеческой деятельности, и в самом процессе своем на всем его протяжении, и в своем результате: преображении и совершенствовании человека и мира человека. Творчество отнюдь не «дар», но возможность, вырастающая из объективного характера бытия и субъективного характера деятельности, что позволяет человеку действовать (ставить цели и добиваться целей) не только методом проб и ошибок, но исключая из «просчета вариантов» субъективно неприемлемые и возвращаясь к кажущимся «объективно невозможными». Безусловно, что творчество - один из факторов антропогенеза, хотя бы в том отношении, что возникновение труда и игры потребовало творческих усилий человека, однако творчество и антропогенно: объективная необходимость быть субъектом и осуществлять субъектность свою в том числе и в творчестве суть объективные характеристики бытия человека, формирующиеся в процессе индивидуальной жизни как сознательное, с разной степенью осознанности, и целенаправленное, с разной степенью активности в реализации разнообразных индивидуальных целеустремлений и субъективных побуждений, намерений и мотивов, развитие «родовой программы». Пусть даже мы отнесем творчество в «сферу духа», - это сфера человеческого духа в его безграничном богатстве, в его бесконечном и беспредельном становлении, в его Абсолюте. И антропологическое понимание не «возвышает» и не «унижает» творчество как феномен Человека во Вселенной, но дает возможность уйти из философической неопределенности и ложной многозначительности в область рационального истолкования этого явления, его роли и места в жизни и становлении человека и человечества.
|