![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии творчества.
Возникают ли новые факторы, определяющие творчество, на этих последующих этапах деятельности? Как нам представляется, основные критерии различения творческого и нетворческого принципиально не изменяются и набор их существенно не пополняется, хотя каждый приобретает сравнительно большую определенность на протяжении всей дальнейшей деятельности как процесса непосредственного решения задачи, непосредственного целеосушествления. Во-первых, это критерии, связанные с самим характером поставленной субъектом цели и поставленной им самим перед собою задачи, а в конечном счете, и с объективным характером проблемы. Наличие и уровень творческого в задаче определяются степенью полноты или неполноты ее условий (новизны задачи и «загадочности» проблемы); возможностью или невозможностью ее решения с помощью уже известных способов деятельности; степенью и качеством детерминации решения задачи непосредственно «данным» в ее условиях, как они «явлены» субъекту; количеством представляющихся равновероятными путей и приемов решения и минимально необходимых этапов его; возможностью или невозможностью и уровнем применимости известных субъекту и вообще апробированных в данной области алгоритмов деятельности. В целом задача содержит в себе тем больше возможностей творчества, чем больше неполнота «наличных» ее условий, чем сложнее ее структура (чем больше этапов требуется для решения), чем более вероятностный характер носит задача и, соответственно, чем менее строго искомый результат и самый процесс решения детерминированы исходными условиями и чем большее число «кажущихся возможностей» представляется продуктивным исходя из этих условий. Творчество в процессе решения даже творческой по своей постановке и по объективной сути задачи (по проблематике, по своему предмету, даже - в этом случае допускаем - по своей объективной значимости) возможно лишь там и постольку, где и поскольку уровень поиска нового алгоритма достигает (во всяком случае, для субъекта) своей качественной определенности как именно поиска нового, того, что не достигается тривиальными процедурами логического вывода из непосредственно данного условиями задачи. В свою очередь творческий характер решения творческой задачи зависит еще и от осознанных установок, от позиционирования субъекта по отношению к задаче. Степень продуктивности, перспективности дальнейшего действия определяется целенаправленной установкой субъекта деятельности «на творчество»: на отношение к условиям задачи как к «интриге», на обнаружение недостаточности наличных данных условий, на осознанно критичное отношение ко всем «очевидным» методам и приемам решения, на готовность придирчивой проверки «очевидного» - как экспериментальной, так и теоретической, на осознанный поиск неалгоритмического решения. В рамках позиционирования субъекта по отношению к задаче и выделяется творческий (продуктивный) и нетворческий (репродуктивный) характер будущей деятельности, но даже выбор первого не означает с необходимостью, что искомый результат будет достигнут и станет результатом «творческим». Во-вторых, можно вычленить некоторые общие критерии творческого и нетворческого подхода уже не к самой задаче, а именно к процессу ее решения: функциональной деятельности в процессе непосредственного решения задачи. Они сущностно связаны с «имманентным» характером этого специфического процесса: функционального этапа или этапов деятельности. Не только творчество, а всякая деятельность по непосредственной реализации цели есть процесс воплощения «замысла» субъекта, его гипотетической «идеальной» модели искомого результата в конкретном «материале» — в предмете деятельности как некоем объекте действительности, материальном или же идеальном. В силу этого процесс «целеосуществляющей» деятельности (непосредственного решения задачи) есть всегда процесс реально практического (в том числе и духовно практического) взаимодействия субъекта с предметом деятельности. Поэтому именно данный этап (этапы) всякой деятельности объективно чреват неожиданностями такого порядка, каких не бывает на всех предыдущих этапах деятельности. Сам этот процесс - особенно решение нетривиальных задач -может протекать успешно только благодаря потенциальной «родовой» способности человека выходить за пределы им же самим установленных или обусловленных и обеспеченных и даже «освященных» всем предыдущим социокультурным опытом человечества ограничений деятельности. Актуализация этой способности и есть собственно творческий процесс. Далеко не на протяжении всего этого процесса происходит выход за пределы известного, постигнутого, повседневного, тривиального даже - довольно бывает однократного преодоления ограничений, однократного «обнаружения неожиданного». Но при нетворческом отношении к решению задачи субъект либо не замечает возникающих неожиданностей, либо пытается выйти из ситуации прежними методами и приемами, по мере сил стараясь принципиально не изменять однажды избранной стратегии и тактики, сохранить в неприкосновенности первоначальную цель и формулировку задачи (предварительную гипотезу о конечном результате). Творческим процесс непосредственной «практической» деятельности (непосредственного решения задачи) является только тогда и лишь постольку, когда и поскольку субъект действительно понимает невозможность продуктивного дальнейшего действия в рамках заранее заданной программы и в процессе деятельности осознанно и целенаправленно изменяет масштаб самой деятельности. Склонность к такого рода деятельному поведению и измеряют тесты креативности, и активность проявления такой склонности характеризует количество и качество творческих способностей индивида. Способности человека играют огромную роль в процессе решения нетривиальных задач, причем тем большую, чем более нетривиальна задача, Однако в любом случае особенности индивидуальной психики и в целом психологическая сфера определяют творчество лишь актуально, а за пределами творческого акта сфера психического «в себе» - принципиальная возможность, механизм и пространство для потенциального осуществления творчества. Даже на самом высоком уровне нетривиальности задачи возможность ее решения зависит прежде всего и более всего от осознанной целенаправленной установки субъекта на процесс решения (на свои задачи в этом процессе) как на процесс, закономерно и неизбежно порождающий все новые и всегда качественно иные неожиданности; как на процесс, требующий постоянной готовности к пересмотру стратегий и тактик решения и к нахождению принципиально новых стратегий и тактик, к постоянной бдительности по отношению к «изменения ситуации» деятельности, дабы не упустить тот момент в процессе, когда прежние методы и приемы начинают уже «буксовать» и потенциально могут вообще увести на ошибочный путь; как на процесс, непременно и «обязующе» предполагающий неизбежность и необходимость «переформулировок» задачи (предварительной гипотезы) вплоть до изменения самой цели, своевременной новаторской постановки промежуточных - функциональных - подзадач и подцелей. Только такой подход к процессу практической деятельности (процесс непосредственного решения задачи, который обычно и называют собственно творческой деятельностью) может считаться творческим, и только деятельность такого рода является творческой в самом процессе решения, а вся остальная «успешная» деятельность — полезной, необходимой, зачастую созидательной и по результатам продуктивной, но репродуктивной по содержанию, непременно сопутствующей творчеству, но не собственно творческой. На последнем этапе деятельности (этапе оценки субъектом-дворцом» соответствия полученных результатов поставленной цели, а конечного «продукта» - первоначальной гипотезе) критерий творческого или нетворческого может быть по отношению к ее субъекту и к деятельности «самой по себе» только один, и единственный: критерий, который мы назовем критерием творческой потенциальности. Принципиальная новизна полученного результата для самого субъекта есть на этапе «готового продукта» лишь констатация творческого «характера» этого результата. Если все этим и ограничивается, если в процессе оценки и уяснения для самого себя значения сделанного сам субъект «не усматривает» в своем творении, в своем открытии никаких «порожденных» последним проблем, никаких «качественных» задач, а лишь возможность и необходимость «количественного» уточнения, улучшения, систематизации и т.п., то на этом этапе никакого творчества и не может возникнуть. Только если субъект одновременно «видит» и реальную значимость результата, и его «рассогласование» с целью и первоначальной гипотезой, если он этот факт осмысляет как плодотворный, как реальность новой проблемы, как толчок к постановке задач, — только тогда на этом этапе и наличествует творчество. Творческое отношение к результату есть отношение к нему не столько как к окончанию деятельности, сколько как к началу (возможности и необходимости) новой деятельности, не столько как к решенной задаче, сколько к «условиям» задачи предстоящей: это отношение является творческим тогда и постольку, когда и поскольку в основе его - установка на перманентность творчества, отношение к миру и к результатам собственной деятельности как к потенциальному источнику новых проблем. С психологический точки зрения, в творческом отношении к результату проявляется дивергентность мышления, его «разнонаправленность», способность мыслящего индивида увидеть неожиданные аспекты приложения, интерпретации, развития созданного им «продукта», причем иногда такая способность простирается до готовности отказа от полученного творческого результата, пересмотра его ценности и т.д. Однако наличие психологического механизма самого по себе не означает ни непременной «включенности», актуализации этого механизма, ни качественной определенности достигнутого с помощью этого механизма результата деятельности. Дивергентность, замечает Д. Богоявленская, может попросту означать психическую неадекватность [2000, с. 190]. Это еще один аргумент в пользу того, что сфера психики, обеспечивая творчество «материально», вмещает в себя феномен творчества «не вполне».
|