Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физической культуры как отрасли научных знанийСтр 1 из 10Следующая ⇒
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАСЛИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Курс «Менеджмент физической культуры и спорта» является одной из профилирующих дисциплин общепрофессионального цикла, изучаемого в физкультурных вузах. Он направлен на формирование у студентов научного мировоззрения, вооружение их современными знаниями в области управления процессом развития физической культуры и спорта, овладение навыками организаторской деятельности. Менеджмент органически связан со многими науками гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Система философских, экономических и социально-политических наук составляет теоретическую и методологическую базу теории и практики менеджмента в обществе. Разработка теоретических и практических проблем управления является сегодня актуальным вопросом развития общества. Все сказанное в равной мере относится и к управлению физической культурой. Разнообразные социально-педагогические процессы в сфере физической культуры могут осуществляться только при наличии налаженной системы управления. Управленческая деятельность обеспечивает организованность и порядок, необходимые для нормального функционирования и развития любой физкультурной организации. Физическая культура, как отрасль народного хозяйства, в современных условиях отличается сложностью, многообразием, динамичностью, требует более совершенных методов управления, новых подходов. Современный руководитель в своей деятельности встречается с задачами, ответы на которые порой невозможно найти в прошлом историческом опыте нашей страны, других стран, нельзя руководить исключительно на основе личного опыта и интуиции. Только подготовленность, знание теории социального управления, форм и методов организационной деятельности, правового и экономического обеспечения позволит руководителю любого ранга практически реализовать общие теоретические принципы в своей конкретной практической деятельности. Необходимо определить соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» может быть сформулировано следующим образом: 1) понятие «управление» используется для характеристики специфической деятельности человека в неживой и живой природе, а также в социальной жизни, и потому оно шире понятия «менеджмент», которое применимо только для обозначения управленческой деятельности в социальной жизни; 2) понятие «управление в физической культуре и спорте» призвано характеризовать специфическую деятельность человека в трех основных сферах — неживой природе, живой природе и социальной жизни, 3) понятие «менеджмент в физической культуре и спорте» точнее всего использовать для обозначения «внутрифирменного» управления деятельностью разнообразных и разнохарактерных физкультурно-спортивных организаций в условиях формирования и развития рыночных отношений. Менеджмент физической культуры как научная и учебная дисциплина также опирается на достижения ряда дисциплин: теория физической культуры — дает исходные понятия, определяет место и значение физической культуры в жизни общества, характеризует систему физического воспитания и раскрывает основные направления использования физической культуры (общая, профессионально-прикладная физическая культура, спортивная тренировка, физическая культура различных контингентов населения); история физической культуры — дает знания о развитии различных систем физической культуры, спорта высших достижений, олимпийского движения, причины создания, развития и изменения органов управления физической культурой на разных исторических этапах;
педагогика и психология — дают необходимые знания для управления в области физической культуры и спорта, так как объектом социального управления является человек; спортивно-педагогические дисциплины — дают возможность конкретнее узнать содержание деятельности непосредственного объекта управления: спортивных команд, физкультурно-спортивных организаций, спортивных секций и т. д. Менеджмент в области физической культуры — специфическая составная часть общей теории менеджмента. Она развивается как самостоятельная учебная и научная дисциплина. Предметом менеджмента физической культуры служат, прежде всего, принципы организации систем управления, а также закономерности их функционирования. Она изучает всю совокупность социально-экономических, организационных, правовых, социально-психологических и иных взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Данная дисциплина изучает технологию управленческого труда — технику, формы и методы работы управленческого аппарата. Важное значение имеет четкое представление не только о предмете науки, но и о методах (приемах, способах), которыми она пользуется при изучении своего предмета. Методы исследования, применяемые в теории менеджмента физической культуры и спорта, предопределены существованием общих методов, применяемых в социальном управлении. Методы исследования в менеджменте следующие: исторический метод, метод наблюдения, метод изучения документов, метод опроса, метод социального эксперимента, системный анализ, организационный диагноз, операционное описание, проектирование.
|