Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ №3






 

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Принципы менеджмента — это основные правила, поло­жения в деятельности людей, осуществляющих управление социально-экономическими процессами в обществе.

Принципы управления формировались на протяжении многих лет, для каждой общественно-экономической форма­ции они наполнялись новым содержанием, беря все лучшее что было создано предыдущими поколениями, на вооруже­ние. В настоящее время, при переходе к новым экономи­ческим, демократическим методам управления.

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта управ­ления, методы управления можно охарактеризовать как наи­более эффективные и рациональные способы или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля управленческих решений.

В системе управления используются различные методы:

— административные (организационно-распорядительные);

— социально-педагогические;

— экономические;

— социально-психологические. Административные (организационно-распорядительные)

методы управления осуществляются на основе авторитета власти. К административным методам относятся:

— организационное воздействие на объект управления (создание новых организационных структур, органов управ­ления, их реорганизация и др.);

— организационное регламентирование (разработка и утверждение в установленном порядке уставов и положений физкультурных организаций, инструкций, в том числе должно­стных и т. д.);

— распорядительное воздействие (приказы, устные и письменные указания и распоряжения и т. д.).

К социально-психологическим методам относятся:

— мотивация трудовой деятельности;

— формирование ценностных ориентации;

— развитие традиций коллектива;

— оптимизация социально-психологического климата;

— сотрудничество с неформальными лидерами в коллек­тиве.

К экономическим методам относятся:

— внедрение новой оргтехники;

— финансирование;

— кредитование;

— ценообразование;

— материальное стимулирование труда работников;

— развитие различных форм хозяйственного расчета.

— К социально-педагогическим методам относятся:

— убеждение;

— поощрение и наказание;

— личный пример руководителя.

Все названные методы управления более подробно рас­сматриваются на семинарских занятиях.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные задачи и содержание курса «Менеджмент в сфере физической культуры»?

2. Из каких подсистем состоит система управления?

3. Назовите признаки системы.

4. Дайте характеристику физкультурно-спортивной деятельности.

5. Какие функции управления относятся к общим, а какие к

специальным?

6. Что такое «принципы управления», дайте им характери­стику.

7. Раскройте содержание методов управления.

 

 

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Целеполагание.

2.2.Подготовка и принятие управленческого решения.

2.3.Организация — функция менеджмента.

2.4.Функция регулирования.

2.5.Функция мотивации.

2.6.Функция учета и контроля.

В функциях проявляется сущность и содержание, цели и задачи менеджмента. Функция менеджмента — это вид обо­собившейся управленческой деятельности.

Под функцией менеджмента понимают особый специфи­ческий вид управленческой деятельности, результат специа­лизации в сфере управления и разделения труда.

Рассматривая функции менеджмента, необходимо учиты­вать их двойственную природу: во-первых, как этапы воздей­ствия субъекта в рамках соответствующего управленческого цикла (постановка цели, подготовка и принятие управленче­ского решения, организация реализации решения, регулиро­вание и координация, контроль и проверка исполнения) и, во-вторых, как содержание управленческой деятельности, кото­рое охватывает наиболее важные и стабильные виды управ­ленческой работы — планирование, учет, отчетность, дело­производство и т. д.

Необходимо также различать «функцию менеджмента» и «функцию органа управления». Функция менеджмента пред­шествует созданию органа управления. Поэтому именно она определяет необходимость в соответствующем органе управления.

В практике управления выделяют две большие группы функций — общие и специальные.

Общие функции менеджмента — это универсальные виды деятельности всех субъектов социального управления, вклю­чая физическую культуру и спорт. К общим функциям менедж­мента относятся:

• целеполагание;

• мотивации;

• планирование;

• подготовка и принятие управленческого решения;

• организация;

• регулирование;

• координация;

• учет;

• контроль и анализ достигнутых результатов.

В специальных функциях отражается особенность системы управления, субъекта и объекта управления. В сфере физиче­ской культуры и спорта к специальным функциям управления относятся:

— физическое воспитание различных категорий населения;

— подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта;

— подготовка спортивных резервов;

— проведение спортивных мероприятий;

— развитие научно-методического обеспечения физиче­ской культуры и спорта;

— строительство и эксплуатация физкультурно-спортив-
ных сооружений.

Остановимся несколько подробнее на основных функциях. Функция планирования будет рассмотрена в другой главе учебного пособия.

2.1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Одной из главных задач менеджмента является точное установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается физкультурно-спортивная ор­ганизация как целостная система. Целеполагание — это ис­ходный момент в деятельности менеджера. Любой управлен­ческий цикл обязательно начинается с постановки цели, опре деления задач, которые надлежит решить в процессе его осу­ществления.

Реализация целевой функции начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существо­вания. В специальной литературе по менеджменту она обо­значается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, дается определение са­мых важных характеристик организации.

В условиях рыночных отношений организация должна точ­но сформулировать и обнародовать свою миссию, дающую представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников организации и обще­ства в целом.

Существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и ее содержания. Центральным момен­том является ответ на вопрос: какова главная цель организа­ции?

Здесь на первом месте должны стоять интересы, ожида­ния и ценности потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивных товаров. Причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Цель не должна зависеть от текущего состояния физкуль­турной организации, форм и методов ее работы, так как в це­лом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится также решать большое количество текущих и оперативных за­дач. В таблице 1 приведен один из подходов к классификации целей.

Таблица 1

Классификация целей менеджмента

 

Критерии классификации Группы целей
Период установления Содержание Стратегические, тактические, оперативные Экономические, организационные, научные, социаль­ные, технические, политические
Критерии классификации Группы целей
Структурные Среда Приоритетность Измеримость Повторяемость Иерархия Стадии жизненного цикла Источник: Менеджм Соломатин Н. А. и др. - Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные Внутренние, внешние Особо приоритетные, приоритетные, прочие Количественные, качественные Постоянные (повторяющиеся), разовые Организации, подразделения Проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла ент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., - М.: ИНФРА-М. 1995.С. 47
     

При определении цели физкультурно-спортивной органи­зации следует придерживаться следующих рекомендаций:

Главными основаниями для постановки целей должны по­служить:

а) анализ имеющихся потребностей и проблем физкуль­
турно-спортивной организации;

б) анализ наличных возможностей, средств, ресурсов для
достижения цели.

Цели должны быть:

• актуальными;

• напряженными, но реальными;

• сформулированы конкретно (для определения достигну­ты они или нет);

• открытыми и гибкими, допускать обоснованную коррек­тировку;

• иметь мотивирующий, стимулирующий характер;

• цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, понятны им и осознанно приняты к ис­полнению.

Наиболее распространенными направлениями, по кото­рым в организациях устанавливаются цели, являются сле­дующие:

прибыльность, отражаемая в показателях, типа вели­чина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п.;

положение на рынке, описываемое такими показате­лями, как доля рынка, объем продаж, относительная по от­ношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п.;

производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.;

финансовые ресурсы, описываемые показателями,
характеризующими структуру капитала, движение денег в
организации, величину оборотного капитала и т. п.;

мощности организации, выражаемые в целевых пока­зателях, касающихся размера занимаемых площадей, коли­чества единиц техники и т. п.;

изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам орга­низационных изменений и т. п.;

человеческие ресурсы, описываемые с помощью по­казателей, отражающих, количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т. п.;

работа с покупателями, выражаемая в таких показа­телях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.;

оказание помощи обществу, описываемое такими по­казателями, как объем благотворительности, сроки прове­дения благотворительных акций и т. п.

Источник; Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.3-е изд. — М.: Гардарики, 2002.С. 210—211.

В качестве удобного и апробированного на практике инст­румента разработки цели можно использовать построения целевой модели в виде «дерева целей». Посредством «дере­ва целей» описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной це­ли на подцели. «Дерево целей» физкультурной организации Посредством дерева целей описывается их упорядочен­ная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каж­дого уровня является необходимым и достаточным услови­ем достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые мо­гут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Источник: Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., Соломатин И. А. и др. — М.: ИНФРА-М. 1995. - С. 46, 48

Составление целевых моделей — это начальный этап ме­неджмента, в частности, управления по целям — концепция, которая широко используется в современном менеджменте.

Важным моментом в менеджменте является соотношение цели и достигнутых результатов. Необходимо отличать реаль­но достигнутый результат от заранее заданного идеального (цели). На практике могут встретиться следующие варианты (рис. 11) соотношения цели и достигнутых результатов:

1-й вариант — полученный результат точно соответствует поставленной цели;

2-й вариант — полученный результат частично соответст­вует поставленной цели;

3-й вариант — полученный результат превосходит постав­ленную цель;

4-й вариант — полученный результат не соответствует по­ставленной Цели.

Выработать и принять управленческое решение — это зна­чит выработать и принять определенное постановление кол­легиально или единолично (письменно или устно), в котором определена цель, поставлена задача, указаны пути и способы достижения цели, предусмотрено обеспечение объекта управления необходимыми для выполнения решения матери­альными, финансовыми и трудовыми ресурсами, определены лица, ответственные за выполнение решения, сроки исполне­ния и т. п.

Управленческие решения в процессе управления физкуль­турным движением принимаются при наличии назревшей проблемы на всех уровнях — коллективом физической куль­туры, комитетом по физической культуре и спорту. Однако круг вопросов, по которым их принимают, будет различным.

Управленческие решения различаются:

а) по субъекту, который принимает решение;

б) по объекту управления, то есть в зависимости от того, для кого решения предназначены;

в) по времени действия управленческого решения — они могут быть рассчитаны на длительный срок, исчисляемый го­дами и десятилетиями, могут быть и кратко действующие, ра­зовые решения;

г) по социальной значимости, по роли и месту в функционировании и развитии системы. Одни решения могут быть ис­ходными, определяющими, другие — производными, конкре­тизирующими исходные решения;

д) по объему и направленности содержащихся в решении указаний и рекомендаций. Одни решения содержат лишь об­щую цель, дают общее направление работы, другие — более
конкретны, более детализированы;

е) по степени обязательности выполнения решения ответ­ственными лицами. Они могут быть категоричными, обяза­тельными, имеющими силу закона, директивы или приказа, а могут быть и рекомендательными, имеющими форму совета, пожелания. В лекции излагаются также вопросы технологии
выработки управленческого решения и организации его вы­полнения.

Выработка и принятие управленческого решения являются начальным этапом в осуществлении управленческого цикла, причем этапом очень важным. От того, насколько качествен­но и своевременно решение, в большой степени зависит успех управления, достижение поставленной цели.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал