Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические кодексы






Одним из основных способов внедрения этических норм и принципов в деловую практику, а также механизмом формирования корпоративной культуры являются этические кодексы.

Этический кодекс (лат. codex - книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях в кодексе формулируются основные принципы и правила делового поведения.

В литературе обычно выделяют корпо­ративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы.

Корпоративный этический кодекс, обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим ра­ботникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п.

Существуют не­сколько типов корпоративных этических кодексов:

1) регулятивный документ с детально разра­ботанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;

2) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;

3) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

Около 90% зарубежных компании внедряло этические принципы посредством этических кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений, например для отдела закупок, и затрагивать только специфические для данного отдела этические про­блемы.

Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т.п.

Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают, приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.

Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, разрабатывают этические кодексы.

Наличие таких кодексов является еще одним подтверждением существования важной и нерешенной проблемы создания личного делового климата в целом, который осуждает аморальное поведение в системе служебных отношений.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах XX века. Объем их весьма различен – от кодекса «Формулировка деловой этики» на одну страницу компании «Эксон Корпорэйшн» до «Этического стандарта» компании «Ситикорп», объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации но устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент достигаются на столкновении интересов корпорации:

а) с правительственными органами;

б) с сотрудниками или акционерами корпорации;

в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) – со стороны общественных организаций и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Кроме того, идея организации проведения внешнего контроля поддерживается далеко не всеми правительствами, а также теоретиками и практиками менеджмента. Считается, что слишком много препятствий на пути реализации такой идеи. К таким препятствиям относятся трудность в выявлении того лица в корпорации, которое обладает полномочиями и властью для применения принуждений, сложность (или даже невозможность) получения информации о возможных этических нарушениях, проблемы разработки единой системы мотивации сотрудников к соблюдению этического кодекса и многие другие трудности.

Очевидно, что невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

1. Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино " путеводители" к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.

2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнутьсяпониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3. Кодекс даст общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

4. Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической зашиты, как компании в целом, таки каждому сотруднику, в отдельности.

Однако у этических кодексов есть ряд недостатков – они требуют значительных затрат времени и денег. Они требуют высокой квалификации тех, кто их создаёт. Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их мощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему. Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей. Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляютих значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимостьнеэтичной практики.

Выводы

1. Этика делится на общую (или универсальную) и профессиональную (или специальную).

2. В профессиональной этике универсальные этические нормы согласуются со спецификой какого-либо рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.

3. Этика бизнеса – раздел профессиональной этики, изучающий соответствие моральных норм человека деятельности и целям деловой организации.

4. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Ее принято разделять на макроэтику и микроэтику.

5. Традиционные концепции этики бизнеса это: религиозная этика, утилитаризм, деонтологическая этика, этика справедливости.

6. В связи со сложностью и многообразием моральных проблем деловой жизни, в различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические теории, принципы и ценности.

7. Вопрос о том являются ли корпорации морально ответственными субъектами – один из самых дискутируемых в этике бизнеса.

8. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (вне требований закона или сверх этих требований).

9. Корпоративная культура— это признаваемые в конкретной органи­зации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управле­ния (организационная структура, коммуникации, кадровая полити­ка).

10. Наиболее распространенным механизмом внедрения этических норм в жизнь корпораций являются этические кодексы.

11. Корпоративный кодекс— уникальный документ конкретной органи­зации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность ра­боты сотрудников и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления организацией; процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации; механизмы контроля за их исполнением.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем обусловлено возникновение профессиональной этики?

2. Каким обязательствам должен следовать человек, принимающий решение в своей профессиональной роли: универсальной этики или этики профессиональной?

3. Назовите предмет и задачи этики бизнеса.

4. Что такое «Миф об аморальности в бизнесе»?

5. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.

6. Сформулируйте утилитаристское определение этичности поведения.

7. Назовите основные проблемы теории утилитаризма и их возможное решение.

8. Дайте определение этичности поведения по деонтологической теории.

9. Укажите трудности деонтологической этики и отличие последней от утилитаристской теории.

10. Что такое " моральное право"?

11. Изложите основные положения теории справедливости.

12. Какая из концепций справедливости вам ближе? Почему?

13. Почему вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами, один из самых дискутируемых в этике бизнеса?

14. В чем суть концепции социальной ответственности в бизнесе? Кто и когда ее сформулировал первым?

15. Назовите основные аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Какие из них кажутся вам наиболее убедительными? Почему?

16. Что такое корпоративная культура? Какие существуют подходы к ее определению?

17. Назовите основные составляющие и функции корпоративной культуры.

18. Приведите пример типологии корпоративных культур.

19. Что такое этический кодекс? Какие типы этических кодексов вы знаете?

20. Что включает в себя этический кодекс организации? Каково его назначение?

21. В чем заключаются преимущества и недостатки организационного этического кодекса?

Литература

1. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. Пособие. – М., 2004.

2. ДеДжордж Р.Т. Деловая этика. – В 2-х тт. – СПб., М., 2001.

3. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М., 2002.

4. Герет Т.М., Клоноскі Р.Дж. Етика бізнесу. – К., 1999.

5. Палеха Ю.І. Ділова етика: Навч. посібник / Європейський ун-т. – К., 2002.

6. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М., 2000.

7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса – М., 2002.

8. Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс. – М., 2003.

9. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб., 2001.

10. Корпоративна культура / Г.Л. Хаєт, С.В. Ковалевський, О.А. Медведєва та ін. Під заг. ред. Г.Л. Хаєта: Навчальний посібник. – К., 2003.

11. Корпоративная этика: Учеб. пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2003.

12. Вебер М.Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М., 1990.

13. Христианские начала экономической этики: Сб. материалов междунар. Интернет-конференции / Интернет журнал «Соборность», Ин-т федерализма и гражданского общества; Редкол.: С.В. Чаплин (отв. ред.) и др. – М., 2001.

14. Бентам И.Введение в основание нравственности и законодательства. – М., 1998.

15. МилльДж. С.Утилитарианизм. О свободе. – СПб., 1990.

16. Джеймс В. Прагматизм. – К., 2000.

17. Ролз Дж.Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.

18. Чьюнинг Р. К., Эби Дж.У., Роэлс Ш.Дж.Бизнес сквозь призму веры. – М., 1993.

19. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. – М., 2002.

20. Костин А., Лехто Ю. Корпоративная ответственность и развитие: мировой опыт и концепция для России // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 2. – С.64-71.

21. Симхович В. Философия фирмы // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 4. – С.100-106.

22. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 3.

23. Корпоративная этика: практические рекомендации для лидера // Персонал. – 2001. – № 2. – С. 72-73.

24. Организационная культура // Экономика и организация промышленного производства (ЭКО). – 1998. – № 10. – С. 179-191.

25. Гаевский Б., Палеха Ю. Культура управления и организационная культура // Персонал. – 1998. – № 4. – С. 60-63.

26. Главный корпоративный ритуал. Роль собраний в организационной культуре современной компании // Персонал. – 2001. – № 5. – С. 33-38.

27. Хофстеде Г. Культура бизнеса // Курьер ЮНЕСКО. – 1994. – Июнь. – С. 12-16.

28. Корпоративная этика: практические рекомендации для лидера // Персонал. – 2001. – № 2.

29. Crane A., Matten D. Business ethics / Published in the USA by Oxford University Press Inc. – New York, 2004.

 

 

Тема 4. ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ

1. Этика управления как наука.

2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива.

3. Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал