Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые ограничения: понятие, признаки, виды⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или ли 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют Виды правовых ограничений: — в зависимости от элемента структуры нормы права можно — в зависимости от предмета правового регулирования выделя — в зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее — в зависимости от времени действия выделяют постоянные — в зависимости от содержания выделяют материально-право чения. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы теории права/ Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 67, 269. Белкин АА. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1. Братка А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 40—42. Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 184—208. 140. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов: 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо 3) обозначают положительную правовую мотивацию; 4) предполагают повышение позитивной активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно Виды правовых стимулов: — в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
— в зависимости от предмета правового регулирования выделя — в зависимости от объема выделяют основные (субъективное — в зависимости от времени действия выделяют постоянные — в зависимости от содержания выделяют материально-право РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992. №1. Звечаровский И.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные элементы // Правоведение. 1993. № 5. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
, Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации I как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5. I Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях пере-' хода к рыночной экономике // Государство и право. 1995: № 4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29. Тихомиров Ю.А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 145—184. 141. Правовые поощрения: понятие и признаки Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобре Признаки правовых поощрений: 1) они сопряжены с заслуженным поведением, т.е. с добросовест 2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится при
но не обязательный для каждого отдельного субъекта (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); 3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поведе 4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества 5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 289—294. КуриловВ.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 23. С. 434-^35. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 178—182. 142. Заслуга как основание для правового поощрения Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ответ на вопрос 141). Заслуга является основанием для правового поощрения и одним из главных его признаков. Заслуга — это добросовестный, правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения. Заслуга характеризуется следующими чертами: 1) она сопряжена с социально активным поведением, с осущест 2) это добросовестное отношение лица к своему долгу; 3) это правомерное поведение, не противоречащее юридическим 4) она связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей 5) является основанием для применения поощрительных мер РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 238. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3. Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль,.1993. ' Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. ^ Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и Л.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30. 143. Соотношение поощрений и наказаний в праве Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобре- пия заслуженного правомерного поведения, в результате которого ' субъект чем-то вознаграждается. ' Правовое наказание" — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в резуль-' тате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается. Общие признаки поощрений и наказаний: 1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; Ш&
2) для них установлены определенные процедуры применения — 3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантиру 4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обес 5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи 6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны Различия между поощрением и наказанием: 1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить 2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезнос 3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера 4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если 5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, 6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль от РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14. С. 219—221.
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 289—299. Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 2. Лекция 17. С. 132—134. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 221—214. 144. Функции правовых поощрений Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ответ на вопрос 141). Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и право 2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к ; полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность.(мотивация построена на основе привлекательных и заранее обе-'щанных благоприятных последствий); > '■ 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры 'выражают определенную юридическую информацию, содержат ■ Конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем Самым особого рода способом связи между ними; 4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает J достойных поощрения; 5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают бла- 6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру 7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3. Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и 145. Виды правовых поощрений Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ртвет на вопрос 141). Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их можно классифицировать по различным основаниям: 1) в зависимости от предмета правового регулирования поощре 2) в зависимости от их юридической природы — на материально- 3) в зависимости от сферы использования — на поощрения в 4) в зависимости от применяющих их субъктов — на государст- негосударственные (муниципальные и пр.); 5) в зависимости от формы связи с благом — на предоставляю 6) в зависимости от их содержания — на финансово-экономичес 7) в зависимости от иерархии — на общефедеральные, регио 8) в зависимости от уровня -— на высшие (государственные на 9) в зависимости от связи с конкретной профессиональной дея РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М., 1982. С.236--237. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 290—294. КуриловВИ. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3. Малько АЛ. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30. 146. Правовые льготы: понятие, признаки, функции Правовая льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные ин- тересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Признаки правовых льгот: 1) связаны с более полным удовлетворением собственных инте 2) представляют собой специфические исключения, из общих 3) в отличие от привилегий выступают правомерными исключе Правовые льготы выполняют две Основные функции: — компенсационную (создают хотя бы примерно равные воз — стимулирующую (побуждают к отдельным видам обществен РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. Вшпрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 83. Дюрягин И.Я. Гражданин и закон. М., 1991. С. 29. Льготы в России: Сборник нормативных актов. М., 1993. Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 1996. № 3. Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. №1. ■ Поленшш СВ. Закон как средство реализаций задач формирования правового государства//Теория права: новые идеи. М., 1993. 3-й вып. С. 16. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30. 147. Понятие и принципы законности Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: — наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако — их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Консти 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 281—289. Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. № 2.
Кудрявцев В.Н. О правопонимамии и законности // Государство и право. | 1994. №3. Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., | 1996. Тема 16. Обищя теория права / Под ред. А.С. Пигодкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.1 Рабинович Л.М. Проблемы теории законности развитого социализма.] Львов, 1979. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и| А.В. Малыш. М.: Юристь, 1997. Гл" 22. Чердтщев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. | С. 189—194. 148. Гарантии законности: понятие и виды Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре- \ деление понятия «законноств» (см. ответ на вопрос 147). Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические (это степень экономического раз 2) политические (это степень демократизма конституционного 3) организационные (это деятельность специальных органов, 4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профи 5) идеологические (это степень развития правосознания, распро 6) специально -юридические (способы и средства, установленные ры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 289—292. Малаш Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. М., 1995. 4-й вып. С. 26—32. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. Лисюткин А.Б. К понятию закенности // Правоведение. 1993. № 5. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 16. С. 226—232. Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16. С. 256—257. Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 254—255. ЧерданцевА.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 194— 197. 149. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии . Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается государством; 4) создает условия для организованности общественных отноше 5) выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: — с одной стороны, подлинная демократия невозможна без за — с другой стороны, законность и правопорядок не будут соци Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 292—295. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 16. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М"., 1995. Гл. 16. С. 252— 257. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 18. ХутызМ.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. И. С. 125—125. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 197—199. 150. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком Дисциплина — это определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина — понятие, связанное прежде всего с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам и, во-вторых, социальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соот- ветствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней культуры. Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее различных формах и степенях. Выделяют следующие виды дисциплины: 1) государственная — это вид дисциплины, связанный с выпол 2) трудовая — это форма общественной связи людей в процессе 3) воинская — соблюдение военнослужащим правил, установлен 4) договорная — соблюдение субъектами обязательству преду 5) финансовая — соблюдение субъектами бюджетных, налоговых 6) технологическая — соблюдение субъектами в процессе произ- Законность более узкое понятие, чем дисциплина, ибо есл: и первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе: — соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. С. 143—145. Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1977. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 218—222. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16. С. 256. Пугинский Б.И., ШестаковаМЛ. Законность и дисциплина в хозяйственной деятельности. М., 1987. Хропанюк ВМ. Теория государства и права. М., 1993. С. 256. Хутыз MX., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл 11 С. 120—123; С. 125—127. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С 197—199.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности). Абсолютные отношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов. Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу — монарху. Автономия — форма самоуправления части территории государст Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и националь-• ного состава и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область). Автономный округ в составе Российской Федерации — национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ). Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом. Административно-территориальная единица субъектов Российской Федерации — структурный элемент административно-территори- ального деления, в качестве которого выступают район, город, район города, поселок и сельский населенный пункт. ' Административно-территориальное деление — это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Административно-территориальное устройство Российской Федерации — разделение территории России на определенные части (районы, города, районы города, поселки, сельские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов. Администрация — система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона. Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Акт применение права (правоприменительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и вьшосится специальными компетентными органами. Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму. Бездействие преступное — разновидность преступного деяния, представляющая собой общественно опасное и противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно бьио совершить в силу возложенных на него юридических обязанностей. Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением. в Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государственных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели. Вето —отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом. Вина — психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умысел и неосторожность). Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия. Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям. Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами. Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме). Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству). Временное правительство — центральный орган исполнительной власти, созданный в переходный период конкретного правительства в условиях его экономической или политической нестабильности в конкретном государстве. Временное правление — система высших органов государства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе. Всенародное голосование (референдум) —принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важньм вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой. Всенародное обсуждение — форма демократии,.чаклшч.п'чп.иь i у иг посредственном участии граждан в процессе управлении и» \ мр пшм, выработке и принятии оптимальных государственных рпигимп м\ им выражения мнений и оценок по наиболее обществе! ню щ.пим.щ и; к > блеме (например, при обсуждении законопроекте)!! i- не п.и> им ими. самый широкий спектр предложений и рекомендаций, иш mi.пошил < ч различных групп, слоев, отдельных граждан общества). Всеобщее избирательное право — признак демократ! ш и и и > и | ч и ■ ' 11. ной системы, означающей предоставление активного (Г> ы и. и тр.ишим) и пассивного (избирать) права всем дееспособным гражданам i ip; mi.i независимо от их происхождения, социального и имущее тип и и шиншо-жения, расовой и национальной принадлежности, пола, o(> p; i «пиния, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий. Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Гипотеза правовой нормы —элемент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Глава государства —- высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений. Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственная дисциплина — определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к государственным служащим. Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
Государственный аппарат — система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Государственный суверенитет —присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Гражданское общество — совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Грамматический способ толкования — это прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п. Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми. Д Давность — установленный в нормативном акте срок, истечение которого влечет определенные юридические последствия. Дееспособность — установленная (признанная) в законе возможность лица своими собственными действиями осуществлять права и обязанности. Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений. Декларация — провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации. Декрет — наименование особо важных нормативных актов. Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. 234..-, Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию. Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства. Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером). Динамизм права — способность права изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности. Диспозитивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, координацией, основанный на дозволениях. Диспозиция правовой нормы — это основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Дисциплина — это определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Догма права (специально-юридическая теория) —наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений. Договор нормативный — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). Договорная дисциплина — соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах. Доказательства — полученные в соответствии с законом сведения (юридически значимая информация, фактические данные), необходимые для установления объективной истины по юридическому делу. Доказывание — юридически оформленная деятельность субъектов, направленная на установление с помощью доказательств объективной истины по делу. Доктриналъное толкование норм права — наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п. Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества. Е Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя. Ж Жалоба — обращение граждан в органы государства и местного самоуправления с требованием о восстановлении нарушенного права. Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законность — система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно. ■ ■ * Законный интерес — отраженная в объективном праве либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в возможности обращаться за его защитой к компетентным органам государства или общественным организациям—в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным. Законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и соответст- вующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект. Законодательная оговорка — социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, по- I' ложение), которое частично изменяет содержание или объем действия I * нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой со- {] гласования интересов и порождает определенные юридические последствия. Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов. Законодательство — система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум. Законотворческий процесс —установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке,, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально вредных правонаруша-емых действий. Заслуга — добросовестный, правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для поощрения. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов. И Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией,. основанный на запретах, обязанностях, наказании. Импичмент — процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц. Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных от- ношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально ценные действия. Инкорпорация — форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Интерпретационный акт — см. Акт толкования права. Иск — это юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность. Использование права — форма реализации права, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага. Исполнение права — форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Историке-политическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия. Источник права в идеологическом смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием. Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей. Источник права в юридическом смысле — см. Форма права. К Каузальное толкование — это разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая. Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности. Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Качество закона — совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права. Квалификация правовая — юридическая оценка деяняя, основанная на соответствующих нормативных предписаниях. Кворум — установленное законом или уставом количество присутствующим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми. Кодекс — систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений. Кодификация — форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания. Коллизии юридические — - противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Компетенция — совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу'в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций. Конкретизация норм права — мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире —■ по содержанию). Консолидация — форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Конституция — Основной Закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.. 239 ' Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Л Лоббизм — форма воздействия «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур. Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики. Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству. Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять. Локальный нормативный акт — такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной структуры. Льгота правовая — правомерно данная субъекту возможность более полно удовлетворять свои интересы, выражающаяся как в предоставлении особых дополнительных прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. М Материальное право — совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможноств удовлетворять их материальные (а не процессуальные) интересы. Меры защиты — разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реализацию права. Метод теории государства и права — совокупность приемов, принципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории государства и права, получаются " новые знания. Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Механизм правового регулирования — система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодо- ления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Монархия — форма государственного правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от избирателей. Мораль — система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности. Мотив поведения — внутреннее побуждение лица совершить какое-либо деяние, причина поступка. Н Награды государственные РФ — высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав личности, благотворительной деятельности и иные заслуги перед обществом и государством. Неосторожность — форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предотвратить. Неофициальное толкование — разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий. Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений. Нормативное толкование норм права — разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев). Нормативность — признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний. Нормативный акт — см. Акт нормативный. Нормативный договор — см. Договор нормативный. О Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Общественный порядок — состояние урегулированное™ общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Общество — (в широком смысле) — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Объект правоотношения — то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий). Объективная сторона правонарушения — совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности. ; Объективно-противоправное деяние, — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно направленное на достижение правомерных целей. Обыденное толкование — неофициальное разъяснение смысла правовых норм на основе повседневной практики и ж
|