![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти
В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, ключевое место отводится инвестиционной деятельности. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых. Важнейшим источником стимулирования инвестиционных процессов и катализатором роста российской экономики являются отечественные и иностранные инвестиции, на привлечение которых влияет государственная инвестиционная политика. Исследование проблем государственной инвестиционной политики и государственного управления инвестиционной деятельностью является актуальной задачей экономической науки, решение которой способствует развитию теории управления, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по реализации государственной экономической политики в целях совершенствования и оптимизации инвестиционной деятельности. Политэкономический подход к проблеме активизации инвестиционного процесса позволяет определить роль государства как субъекта инвестиционных отношений и выявить механизм государственного влияния на процесс формирования различных видов инвестиционных ресурсов. Это, в свою очередь, предопределяет актуальность и практическую значимость анализа системы государственного управления инвестиционной деятельностью. В отечественной экономической литературе насчитывается большое количество научных работ об инвестиционной политике, управлении инвестиционными процессами, в которых рассматриваются теоретические и практические вопросы управления инвестиционной деятельностью и ее регулирования. Многие российские научные институты занимаются разработкой методических рекомендаций для государственных и муниципальных органов власти по формированию и реализации инвестиционной политики, инвестиционному маркетингу и т. д. В то же время при всем многообразии литературы и обилии публикаций количество научных исследований, связанных непосредственно с анализом системы методов и инструментов управления инвестиционными процессами на различных уровнях власти, ограниченно. Существующие исследования дают представление о наборе инструментов, которые применяются государством (правительством) при регулировании экономики в целом либо отдельных ее аспектов (например, внешнеэкономической деятельности). Публикации о регулировании инвестиционной деятельности зачастую отражают лишь законотворческий процесс в данной сфере управления, хотя в работах отдельных авторов эта тема получила широкое освещение и положила начало системному анализу управления инвестициями (В.В.Шеремет, В.М.Павлюченко) и комплексному подходу к системе организации государственного управления (В.А.Козбаненко). В настоящей статье сделана попытка представить наиболее исчерпывающий перечень инструментов управления инвестиционной деятельностью, а также классифицировать и систематизировать весь спектр управляющего воздействия со стороны государства. (Естественно, эта классификация не является единственно полной и правильной.) При изучении данной тематики встает вопрос: на каких уровнях власти целесообразно, необходимо и достаточно рассматривать инструменты управления инвестиционной деятельностью? Он связан с проблемой разграничения полномочий в принятии решений на федеральном уровне и на местах (в регионе, в городе), от чего зависит набор инструментов и рычагов управления, которые находятся в компетенции тех или иных органов власти. Этому аспекту стоит уделить особое внимание, поскольку от того, какие полномочия имеют органы управления на каждом уровне, зависит возможность и правомерность осуществления ими правотворческой и правоприменительной деятельности. Основные инструменты инвестиционной политики определяются на федеральном уровне. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными инвестиционными законами, в сфере финансового регулирования и гражданско-правовых отношений в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат Российской Федерации. В свою очередь, органы власти субъектов федерации имеют полномочия правоприменительной деятельности. Вся нормотворческая деятельность муниципальных органов власти определяется законом о местном самоуправлении. Таким образом, из анализа системы инструментов регулирования инвестиционной политики и инструментов воздействия на нее, применение которых возможно на разных управленческих уровнях, следует, что рассматривать эту систему нужно сверху вниз: федеральный центр (государство) — субъект федерации (регион) — органы муниципальной власти (муниципальное образование: город, село и т. д.). Последовательно рассмотрим три группы инструментов управления инвестиционной деятельностью: 1) инструменты регулирования на федеральном уровне; 2) инструменты регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (областей, краев, автономных округов); 3) инструменты регулирования на уровне органов местного самоуправления (муниципальных образований — городов, сел и т. д.).
|