Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации






 

Весь набор методов и инструментов управления инвестиционной деятельностью, которые могут использоваться на уровне субъектов РФ, определяется их полномочиями в указанной области.

Полномочия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также законодательные возможности субъектов федерации разграничиваются:

а) Конституцией РФ;

б) Федеративным договором о разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами;

в) иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

г) федеральными законами, предоставляющими органам государственной власти субъектов РФ полномочия по государственному регулированию инвестиционной деятельности.

В настоящее время достигнута весьма высокая степень унификации региональной нормативной базы в отношении управления инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов и ее регулирования. Принятые в субъектах РФ законы и нормативные акты, базирующиеся на единых принципах, включают, как правило, следующий набор средств и инструментов регулирования инвестиционных процессов:

— инвестиционные программы субъекта РФ;

— планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также создания экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов;

— сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (ПИП);

— государственные гарантии (поручительства) субъектов РФ;

— налоговые льготы (льготы по налогам и сборам);

— специальные налоговые режимы;

— финансовую помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов РФ, отрас­лей и производств;

— нефинансовые (иные) льготы;

— контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов;

— определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур;

— другие меры.

Инструменты регулирования инвестиционной деятельности и система их реализации на уровне субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональным законодательством представлены в табл. 4.


Таблица 4

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ

 

Инструменты государственного регулирования Механизм реализации Комментарии
Инвестиционные программы субъекта РФ* Правовая поддержка. Организационная поддержка. Финансовая поддержка  
Планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов Правовая поддержка. Организационная поддержка. Финансовая поддержка  
Сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (ПИП)* Участие в разработке, утверждении и экспертизе проектов. Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов (ПИП). Финансирование (частичное) приоритетных инвестиционных проектов Перечень приоритетных инвестиционных проектов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с перечнем приоритетных отраслей экономики субъекта РФ. Включение в такой перечень может повлечь предоставление преимущественного права на получение налоговых и иных льгот субъектам инвестиционной деятельности, а также предоставление дополнительных льгот и гарантий
Государственные гарантии (поручительства) субъектов РФ* Формы государственных гарантий: 1) поручительства за исполнение обязательств третьих лиц (поручительство по обязательствам); 2) залог имущества области; 3) передача имущества в доверительное управление в пользу третьего лица; 4) государственные гарантии защиты инвестиций: — гарантии от принудительного изъятия, незаконных действий государственных органов и должностных лиц; — не ухудшение стартовых условий в течение трех лет; — гарантии использования доходов, включая беспрепятственный перевод за пределы 5) государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности: — защита инвестиций; — страхование инвестиций; 6) гарантии неухудшения законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании («дедушкина оговорка») Целесообразно установить ограничение на случай предоставления государственных гарантий. Эти гарантии могут предоставляться только под инвестиционные проекты и только тем субъектам инвестиционной деятельности, которые не находятся в состоянии ликвидации и банкротства

 

Таблица 4 (окончание)

 

Налоговые льготы (льготы по налогам и сборам) Налог на имущество. Налог на прибыль. Сборы на нужды образовательных учреждений. Налог с владельцев автотранспортных средств. Сбор за выдачу лицензий. Земельный налог  
Специальные налоговые режимы Установление совокупности налоговых ставок и налоговых льгот  
Финансовая помощь, направленная на развитие отдельных территорий субьектов РФ, отраслей и производств. Финансовые льготы Финансовая помощь: а) прямое инвестирование (за счет средств областного бюджета); б) предоставление субвенций, субсидий, дотаций, ссуд (из областного бюджета); в) налоговое кредитование; г) инвестиционные кредиты (за счет средств областного бюджета). К финансовым льготам относятся; — ускоренная амортизация; — предоставление субсидий и грантов; — преференционные ставки по займам; — тарифные скидки; —- льготное страхование; — гарантия кредитов; — льготная ставка по кредитам; — льготный выкуп незавершенного строительства; — освобождение от платежей  
Нефинансовые (иные) льготы Льготный порядок природопользования. Льготы при аренде недвижимого имущества субъекта РФ в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества. Льготы в части платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество В рамках, установленных соответствующими федеральными законами
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов    
Определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур Применение принципа «одного окна» в практической работе по согласованию документов. Создание унифицированных (единообразных) правил при прохождении необходимых согласительно-распорядительных процедур, в том числе с органами местного самоуправления, на всей территории субъекта РФ (например, разработка упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)  
Другие меры государственного регулирования инвестиционной деятельности Организационная и правовая поддержка: — обеспечение субъектам инвестиционной деятельности доступа к информации, необходимой для осуществления такой деятельности; — содействие в создании инфраструктуры бизнеса; — оказание помощи инвесторам в их взаимодействии с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления на территории субъекта РФ путем поддержки ходатайств, обращений, запросов инвесторов; — содействие в получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности субъекта федерации; — передача объектов государственной собственности в доверительное управление инвестора; — передача объектов незавершенного строительства  

* Группы инструментов прямого управления государственными инвестициями на уровне субъекта РФ (участия в государственных инвестициях).

 

Среди инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности органами власти субъектов РФ выделяют прямые и косвенные меры.

Прямое регулирование подразумевает применение следующих инструментов:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ;

2) защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;

3) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

4) разработку и реализацию региональных инвестиционных программ;

5) разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, конкурсный отбор инвестиционных проектов;

6) размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов,

7) контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов;

8) прямое управление государственными инвестициями и участие в них;

9) установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств;

10)установление порядка лицензирования;

11)приоритетное обеспечение предприятий — реципиентов инвестиций государственным (региональным) заказом;

12) разработку порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение размера платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

13) ответственность субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательством.

Косвенное регулирование включает:

1) предоставление налоговых льгот, определение налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ;

2) установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

3) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов;

4) установление порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

5) оказание помощи при создании инфраструктуры бизнеса, определение условий и порядка природопользования, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

6) координацию внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что все рассмотренные группы инструментов, применяемые государством в управлении инвестиционной деятельностью, можно экстраполировать на уровень управления субъектов РФ. То есть при формировании и реализации территориальной системы управления инвестиционной деятельностью исполнительные органы власти субъектов РФ имеют полномочия применять следующие группы управленческого воздействия:

— правовые;

— административные;

— экономические;

— организационно-управленческие.

Процесс экстраполяции должен учитывать несколько ограничений:

• формирование региональной нормативно-правовой базы в данной сфере управления должно соответствовать федеральному законодательству;

• в отличие от федерального уровня установление различных налоговых ставок и определение налоговых льгот производится как по налогам, формирующим федеральный бюджет, так и по налогам, являющимися основой формирования региональных бюджетов;

• на практике региональные инвестиционные программы в основном детализируют федеральные и направлены на участие регионов в их реализации;

• исполнительными органами власти субъектов РФ разрабатываются бюджетные заявки для участия в федеральных и региональных целевых программах, которые согласовываются в Министерстве экономики РФ;

• инвестиционное финансирование на уровне субъектов РФ носит в большей степени социально направленный характер и основывается на системе показателей обеспеченности населения объектами соцкультбыта — школами, детскими дошкольными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры;

• весомое значение придается системе организационно-управленческого воздействия, т.е. системе мероприятий, направленных на продвижение и повышение имиджа региона среди иностранных инвесторов;

• особенное внимание уделяется группе инструментов управления инвестиционной деятельностью в сфе­ре международных и внешнеэкономических связей (договорным отношениям).

При этом следует учитывать, что применение инструментов отдельных блоков воздействия осуществляется в рамках бюджетов субъектов РФ. Некоторые направления реализации управления инвестиционной деятельностью должны сопоставляться и согласовываться с системой управления инвестиционной деятельности на федеральном уровне. Также в рамках регулирования инвестиционной деятельности в регионе необходимо учитывать сформированную систему взаимодействия и координации с органами местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал