Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации
Весь набор методов и инструментов управления инвестиционной деятельностью, которые могут использоваться на уровне субъектов РФ, определяется их полномочиями в указанной области. Полномочия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также законодательные возможности субъектов федерации разграничиваются: а) Конституцией РФ; б) Федеративным договором о разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами; в) иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; г) федеральными законами, предоставляющими органам государственной власти субъектов РФ полномочия по государственному регулированию инвестиционной деятельности. В настоящее время достигнута весьма высокая степень унификации региональной нормативной базы в отношении управления инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов и ее регулирования. Принятые в субъектах РФ законы и нормативные акты, базирующиеся на единых принципах, включают, как правило, следующий набор средств и инструментов регулирования инвестиционных процессов: — инвестиционные программы субъекта РФ; — планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также создания экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов; — сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (ПИП); — государственные гарантии (поручительства) субъектов РФ; — налоговые льготы (льготы по налогам и сборам); — специальные налоговые режимы; — финансовую помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов РФ, отраслей и производств; — нефинансовые (иные) льготы; — контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов; — определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур; — другие меры. Инструменты регулирования инвестиционной деятельности и система их реализации на уровне субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональным законодательством представлены в табл. 4. Таблица 4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ
Таблица 4 (окончание)
* Группы инструментов прямого управления государственными инвестициями на уровне субъекта РФ (участия в государственных инвестициях).
Среди инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности органами власти субъектов РФ выделяют прямые и косвенные меры. Прямое регулирование подразумевает применение следующих инструментов: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ; 2) защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности; 3) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; 4) разработку и реализацию региональных инвестиционных программ; 5) разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, конкурсный отбор инвестиционных проектов; 6) размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов, 7) контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов; 8) прямое управление государственными инвестициями и участие в них; 9) установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств; 10)установление порядка лицензирования; 11)приоритетное обеспечение предприятий — реципиентов инвестиций государственным (региональным) заказом; 12) разработку порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение размера платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним; 13) ответственность субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательством. Косвенное регулирование включает: 1) предоставление налоговых льгот, определение налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ; 2) установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; 3) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов; 4) установление порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов; 5) оказание помощи при создании инфраструктуры бизнеса, определение условий и порядка природопользования, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; 6) координацию внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные группы инструментов, применяемые государством в управлении инвестиционной деятельностью, можно экстраполировать на уровень управления субъектов РФ. То есть при формировании и реализации территориальной системы управления инвестиционной деятельностью исполнительные органы власти субъектов РФ имеют полномочия применять следующие группы управленческого воздействия: — правовые; — административные; — экономические; — организационно-управленческие. Процесс экстраполяции должен учитывать несколько ограничений: • формирование региональной нормативно-правовой базы в данной сфере управления должно соответствовать федеральному законодательству; • в отличие от федерального уровня установление различных налоговых ставок и определение налоговых льгот производится как по налогам, формирующим федеральный бюджет, так и по налогам, являющимися основой формирования региональных бюджетов; • на практике региональные инвестиционные программы в основном детализируют федеральные и направлены на участие регионов в их реализации; • исполнительными органами власти субъектов РФ разрабатываются бюджетные заявки для участия в федеральных и региональных целевых программах, которые согласовываются в Министерстве экономики РФ; • инвестиционное финансирование на уровне субъектов РФ носит в большей степени социально направленный характер и основывается на системе показателей обеспеченности населения объектами соцкультбыта — школами, детскими дошкольными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры; • весомое значение придается системе организационно-управленческого воздействия, т.е. системе мероприятий, направленных на продвижение и повышение имиджа региона среди иностранных инвесторов; • особенное внимание уделяется группе инструментов управления инвестиционной деятельностью в сфере международных и внешнеэкономических связей (договорным отношениям). При этом следует учитывать, что применение инструментов отдельных блоков воздействия осуществляется в рамках бюджетов субъектов РФ. Некоторые направления реализации управления инвестиционной деятельностью должны сопоставляться и согласовываться с системой управления инвестиционной деятельности на федеральном уровне. Также в рамках регулирования инвестиционной деятельности в регионе необходимо учитывать сформированную систему взаимодействия и координации с органами местного самоуправления.
|