Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне
В настоящее время государственная политика направлена не просто на экономический рост, а на качественно новое развитие. Законодательные инициативы правительства включают разработку ряда законопроектов, которые направлены на формирование условий для кардинального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, проведения предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, формирования соответствующей правовой базы. Помимо этого, в Минэкономразвития России разработаны основы государственной инвестиционной политики до 2010г., которые нашли отражение в документе «Государственная инвестиционная политика. Концепция, программа и система реализации» (Департамент инвестиционной политики, 2001 г.). В соответствии с этой концепцией государственная инвестиционная политика (ГИП) определяется как «создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций». При этом основными направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются: • создание реальных возможностей и условий для инвестирования со стороны государства; • стимулирование инвестиционного рынка и активное участие в нем государства; • соблюдение баланса между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования. В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах: —организатора инвестиционно-финансового рынка; —участника инвестиционно-финансового рынка; —менеджера инвестиционных процессов. В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляется только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью представлена на рис.1. Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках и административной, и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т. е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти. Экономические инструменты государственного регулирования можно разделить на четыре группы: 1) активно-структурные инструменты; 2) фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики); 3) монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики); 4) другие инструменты. Активно-структурные и монетарные инструменты одновременно могут оказывать прямое и косвенное воздействие на инвестиционную деятельность. Группы фискально-структурных и монетарных инструментов, связанные между собой, оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства. Для реализации всей рассмотренной системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое обеспечение, которое определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной инвестиционной политики. Рассмотрев в общем виде структуру системы инструментов управления, перейдем к более подробному описанию каждого блока инструментов. Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности. К инструментам правового регулирования будем относить: • разработку, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов; • заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений); • принятие государственных программ; • систему реализации и соблюдения инвестиционного законодательства. Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся как в «чисто» инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на инвестиционную сферу. В связи с этим существующая система законодательства, влияющего на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества: а) законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности; б) законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность: —налоговое законодательство; —таможенное законодательство; —законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий; —земельное законодательство; —регулирование банковской деятельности; —регулирование финансового сектора; —регулирование фондового рынка; — валютное регулирование; —регулирование лицензионной деятельности; —лизинговое законодательство; —законодательство, регулирующее внешнеэкономические отношения; —законодательство о реструктуризации естественных монополий; —законодательство, направленное на защиту прав собственников и инвесторов; —законодательство, регламентирующее переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности; —антимонопольное законодательство (имеющее целью создание равноправных условий и расширение конкуренции); —законодательство, направленное на создание условий функционирования институтов коллективного инвестирования; —законодательство, направленное на защиту прав интеллектуальной собственности; —законодательство, регулирующее применение современных информационных технологий и электронной коммерции во всех сферах бизнеса (законы «Об электронной торговле»; «Об электронной цифровой подписи»). К нормативным правовым актам, с помощью которых государство напрямую регулирует инвестиционную деятельность, относятся: а) Конституция Российской Федерации; б) Гражданский кодекс Российской Федерации; в) федеральные законы и нормативно-правовые акты: —«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ); —«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ; —«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ; —Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены 21 июня 1999 г. № ВК 477); г) постановления Правительства Российской Федерации: —«Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий на инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12 ноября 1999 г. № 1249; —«Об утверждении положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений» от 24 июля 1995 г. №751. В настоящее время законодательная база, которая направлена на косвенное регулирование инвестиционной сферы, может быть представлена в виде системы: • кодексы РФ (налоговый, бюджетный, земельный, лесной); • федеральные законы, содержащие отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О плате за землю», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О естественных монополиях», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лизинге», «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и др.); • постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества» и др.).
Таблица 1
|