Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
В ходе проведенных исследований белорусскими авторами была продемонстрирована специфика экономической модели, создаваемой в Республике Беларусь. В частности, Ю. А. Медведева на основе анализа эффективности формальных институтов в Беларуси отмечает, что сложившаяся в стране институциональная модель ориентирует на количественный рост экономики, а не на ее реальное развитие [15]. Ю. А. Морозова в своих исследованиях показывает, что активное вмешательство белорусского государства в хозяйственную деятельность является источником колоссальных рисков для субъектов хозяйствования [17, 18]. В то же время Е. Ю. Дорина, целиком и полностью оправдывающая применяемые методы регулирования в Республике Беларусь, считает, что государственные институты позволяют устранить наиболее серьезные аномалии в экономической среде. При необходимости выбора между вариантами – проводить реформы с риском развала институтов или отложить их в целях укрепления институтов и уменьшения потерь в виде падения производства – реформы лучше отсрочить, поскольку решающим фактором экономической политики в процессе перехода к рынку является не скорость реформ (либерализация), а эффективность институтов [6]. Автор отрицает возможность использования российского опыта проведения реформ в Беларуси, поскольку переход к новой белорусской экономической системе, в отличие от России, осуществляется на основе умеренного подхода, ориентированного на эволюционность образований, активного участия государства в экономике. Большинство авторов признают, что основным элементом белоруской системы является государство, ориентированное преимущественно на административно- правовые методы управления. При этом рычаги рыночного регулирования функционируют как вспомогательные. В результате методы регулирования хозяйственных процессов существенно отличаются от рекомендуемых классической экономической теорией. В основу формирования белорусской системы управления положены такие институты государственного регулирования, которые вынуждают субъекты хозяйствования к действиям, противоречащим их экономическим интересам, но позволяющим выжить в сложившейся институциональной среде. С учетом специфики белорусской практики, целесообразно выделить модель доминантного государства, ориентированного на максимальное развитие государственных институтов регулирования хозяйственной жизни с обеспечением жесткого контроля над деятельностью организаций и активным вмешательством в управление текущей хозяйственной деятельностью [9]. В отличие от эксплуататорского государства, особую роль в доминантной модели играет поддержание относительно высокого уровня благосостояния широких слоев населения. Институциональные условия, создаваемые доминирующим государством, хотя и направлены на выравнивание уровня жизни различных слоев населения, но не благоприятствуют обеспечению эффективности хозяйствования. В силу активной государственной поддержки организация выгоднее быть в государственной собственности, чем в частной. Белорусская практика свидетельствует о преимущественной заинтересованности руководителей и рядовых работников организаций в текущем потреблении и слабой ориентации на накопление. Наблюдающийся в Республике Беларусь экономический рост происходит при доминирующем преобладании государственной собственности, медленном проведении институциональных и структурных реформ, недостаточности мотивационных механизмах. Длительность такого роста ограничена периодом исчерпания резервов административного ресурса [20]. Белорусская экономика попала в своего рода институциональную ловушку. Усложнение экономической ситуации в сложившейся экономической модели вызывает необходимость усиления централизации средств. В результате принимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть прикрепление в Беларуси убыточных сельскохозяйственных структур к городским доходным предприятиям. Вынужденные использовать собственные средства для финансирования предприятий-банкротов, рентабельные предприятия теряют заинтересованность в эффективном хозяйствовании. В таких условиях частное имущество легко национализируется с интересами частных инвесторов перестают считаться. В результате частный капитал начинает «уходить» из страны [10]. И. Ромашевская и Т. Чулицкая с воем исследовании, проведенном для School of young managers in Public Administration предпринимают попытку оценки системы государственного управления в Беларуси в разрезе четырех составляющих: система органов государственного управления, системы государственного планирования, прогнозирования и оказания общественных услуг, система подборка и подготовки кадров, правовая (законодательная) база (таблица 2.1). При оценке использовалась следующая градация: «++» - успешное проведение и внедрение в систему государственного регулирования; «+» - проведение реформирования; «+-» - частично проводилось; «-» - отсутствие реформирования; «--» - наличие тенденций, противоположных реформированию. 0 – информация отсутствует.
Таблица 2.1 - Оценка системы государственного регулирования национальной экономики Республики Беларусь
Источник: [25] Далее представим оценку эффективности государственного управления национальной экономикой Беларуси с точки зрения ГНУ НИЭИ, которую они представляют в Национально стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [19]. Данную оценку институт представляет в разрезе трех составляющих устойчивого развития: социальной, экономической, экологической.
|