Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование экономики: понятие, цели, объекты, функции
На наш взгляд, наиболее полное определение государственное регулирования дается А. С. Головачев: «Государственное регулирование экономической деятельности — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации организаций к соответствующему этапу развития экономики» [5, с. 157]. Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма. Основной принцип регулирования и вмешательства государства в экономику — не разрушать рыночные основы экономики организаций и не допускать кризисных явлений. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется. Функции государства по регулированию производственной деятельности предприятий вытекают из целей государственного регулирования национальной экономики. Выделяют генеральную и конкретные цели. По мнению А. С. Головачева генеральной целью государственного регулирования национальной экономики являются достижение и поддержание экономической и социальной стабильности, укрепление социально-экономической системы страны, создание условий для адаптации организаций к изменяющимся условиям [5, с. 159]. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют «дерево целей». При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей. Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации. Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и формируются в виде следующих многоугольников: - треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен); - четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие); - пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость); - шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды). Основные объекты государственного регулирования экономики – это: - экономический цикл; - структура национальной экономики по видам экономической деятельности; - условия накопления капитала; - занятость; - денежное обращение; - платежный баланс; - цены; - НИОКР; - условия конкуренции; - социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; - окружающая среда; - внешнеэкономические связи [21, с. 14]. Перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные виды экономической деятельности и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Согласно Э. А. Лотухиной государственное экономическое регулирование рыночной экономики необходимо для осуществления таких функций, как - оптимизация структуры национального продукта; - организация общенационального денежного обращения; - перераспределение дохода в целях оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся, безработным; - антимонопольное регулирование; - проведение антиинфляционной политики; - разработка и выполнение хозяйственного законодательства, предоставляющего единые «правила игры» для рыночных субъектов; - достижение национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке; - целенаправленное развитие фундаментальных наук [12, c. 159]. Эти функции государства в рыночной экономике приводят к следующему выводу: «нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок» [12, с. 159].
|