Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности государственного регулирования в различных экономических системах
Степень влияния государства и определяет во многом вид экономической системы. На данный момент различают четыре основных системы: рыночная, командно-административная, традиционная и переходная. Традиционная экономика представляет собой систему, в которой решения принимаются на основании обычаев, традиций и привычек. Традиционная экономика, что вполне естественно, в чистом виде в настоящее время не существует, но некоторые ее элементы есть в современном мире. Основной интерес представляет сравнение рыночной и командно-административной экономик. Командная (плановая) экономика – основана на централизованных методах принятия решений и господстве государственной собственности. Рыночная (предпринимательская) экономика – основана на децентрализованных методах принятия решений и частной собственности. Любая реальная экономическая система содержит элементы всех трех типов, а значит, является смешанной. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения и назвать соответствующую экономическую систему. Наиболее ярко разные экономические системы проявились между 1917 и 1991 гг., когда 14 стран в разных частях света отказались от рыночной экономики и перешли к строительству социалистического планового хозяйства. Но к концу 1980-х гг. этот эксперимент в большинстве стран показал негативные результаты, и начался процесс обратного перехода к рыночной экономике, которая в этот период в других странах доказала свои преимущества. Обратный переход для ряда бывших социалистических стран оказался связан с серьезными потрясениями, а некоторые из них распались, в силу чего опыт можно изучать в 31 стране (если учесть, что в двух странах – Куба и Северная Корея обратный переход не происходил). Некоторые различия государственного регулирования в плановой и рыночной системах демонстрирует таблица 1.2, сопоставляющая механизмы исполнения в двух разных системах одних и тех же экономических функций.
Таблица 1.2 – Различия государственного вмешательства в плановой и рыночных системах
Источник: [30] В настоящий момент актуально обсуждение стран с переходной (трансформационной) экономикой. В западных странах, в международных экономических организациях, обсуждая эти проблемы, нередко страны с переходной экономикой трактуют расширительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающимися рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления экономики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних – в связи с социалистическим экспериментом, у других – из-за общего низкого уровня развития. В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавление их от излишней государственной опеки. Таким образом, государство существенно сокращает сферу своего влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыночной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. Растет роль государства как арбитра, устанавливающего и контролирующего выполнение «правил рыночной игры», и одновременно снижается его значение как активного участника экономических процессом. Приватизация государственной собственности, продиктованная необходимостью децентрализации источников принятия экономических решений, с течением времени также существенно сокращает возможности государственного влияния на экономические процессы. Отсюда следует, что в переходный период возрастает значение инструментов косвенного воздействия на экономику при сокращении элементов прямого (директивного) управления экономическими процессами. Нередко говорят о необходимости создания «малого, но сильного государства». Это означает, что при сокращении не свойственных рыночной экономике функции госуправления органы государства должны со всей ответственностью подойти к выполнению оставшихся. Страны с переходной экономикой столкнулись с глубоким кризисом — трансформационным спадом. Его причинами послужили как существенные экономические диспропорции, доставшиеся в наследство от командно-административной системы, так и дисфункция хозяйственного механизма, обусловленная сочетанием элементов рыночного и государственного управления в переходный период. Поэтому в процессе рыночной трансформации особая роль государства заключается в принятии мер но преодолению трансформационного спада. Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой кредитно-денежной политики. Необходимо создать независимый профессиональный центральный банк, который бы эффективно боролся с неконтролируемым ростом цен, а также осуществлять сбалансированную бюджетную политику, исключающую финансирование бюджетного дефицита за счет дополнительной эмиссии денег. Борьба с товарным дефицитом, характерным для стран с переходной экономикой, предполагает либерализацию предпринимательской деятельности и внешней торговли. Это позволит в короткие сроки увеличить число продавцов и производителей продукции, а также компенсировать недостаток товаров на рынке соответствующим объемом импорта. Существенную роль должны сыграть государственные меры в социальной сфере, призванные нивелировать негативные последствия роста числа безработных, а также снижения покупательной способности населения, прежде всего его малоимущих слоев. Новые условия требуют адекватных изменений в самой системе государственного управления, формирования последней на принципах демократии, разделения властей и верховенства закона как условий, в наибольшей степени отвечающих требованиям современного уровня социально-экономического развития. Важной задачей органов государственного управления в переходный период является определение стратегических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геополитического положения, тенденций изменений в мировом хозяйстве. Современные страны с переходной экономикой сталкиваются с вызовами постиндустриальной эпохи, для преодоления которых требуются соответствующее преобразование структуры народного хозяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности. Не стоит забывать, что помимо уникальных, свойственных только переходному периоду функций, государство выполняет также задачи, характерные для любой экономической системы: создание общественных благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формирование условий для выполнения социальных обязательств; обеспечение предпосылок устойчивого экономического роста. В период глобализации большое значение приобретает наиболее выгодная интеграция национальной экономики в систему мирового хозяйства. Степень и активность государственного вмешательства в экономические процессы в переходный период, а также конкретный набор методов и инструментом воздействия определяются особенностями национальной экономики, уровнем его развития, глубиной трансформационного спада, сложившимися традициями и выбранными целями макроэкономического развития.
|