Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективная необходимость государственного регулирования экономики
В современном механизме макроэкономического регулирования важная роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства не может обойтись ни одна экономика, ни одна страна. В пользу необходимости экономике государства экономическая теория и ее учебники приводят целый ряд аргументов. Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянии решить все проблемы экономики страны. Из подобного рода аргументов составился целый «список» негативных сторон рынка. Они обуславливают необходимость специальной деятельности государства для их смягчения или устранения. К таким негативам Э. А. Лутохина относит: - отсутствие заинтересованности рынка в создании «общественных товаров»; - стремление к монополизму и монопольному диктату на рынке; - отсутствие заинтересованности рынка в сохранении невоспроизводимых ресурсов; - отсутствие у рынка механизма защиты окружающей среды; - стихийность установления равновесия через неравновесие и кризисы, чреватые общественными потерями результатов труда и безработицей; - отсутствие у рынка механизма социальной справедливости, создание им углубляющегося противоречия между богатыми и бедными; - отсутствие рыночного механизма, обеспечивающего развитие фундаментальных наук [12, с. 158]. Со своей точки зрения А. С. Головачев к недостаткам рыночной экономики относит: - неспособность ее самостоятельно обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения; - тенденцию к угасанию конкуренции — главного двигателя в механизме рыночной экономики, чему способствует научно-технический прогресс, требуя концентрации больших объемов реального капитала, крупных рынков, надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя; - неравномерное распределение денежных доходов; - неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением услуг образования, науки и культуры, автомагистралестроения и т.д.; - несовершенный механизм обеспечения занятости населения, что приводит к проблемам безработицы и инфляции; - полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения; - неспособность обеспечить стратегические направления развития образования, науки, техники, технологии, так как стимулируется только эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений; - неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики; - и, наконец, неспособность рынка обеспечить рациональные подходы к природопользованию и охране окружающей среды [5, с. 154]. В известном американском учебнике К. Р. Макконелла и С. Л. Брю, всецело посвященном рыночной экономике, подчеркнуто: «Все реально функционирующие системы – это системы «смешанные», поскольку правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять известных фундаментальных вопросов» [11, с. 94]. Решение проблем, прежде всего социального характера, которые не в состоянии разрешить рынок, требует активного государственного регулирования в части создания условий для эффективного функционирования рыночного хозяйства, определения правил экономического поведения субъектов хозяйствования, защиты их интересов, реализации возможностей проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устранения его негативных последствий. Но если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т.д. Проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве. Все приведенные аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.
|