Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы государственного регулирования
В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования национальной экономики используются административно-распорядительные и экономические методы. Важно отметить взаимосвязь этих методов, так как любой экономический метод несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Административно-распорядительные (прямые) методы чаще используются в управлении организациями государственной формы собственности. К организациям же негосударственных форм собственности применяются в основном экономические (косвенные) методы регулирования. Основные инструменты системы государственного регулирования экономики приведены на рисунке 1.1. В конечном счете все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, который обеспечивает достижение соответствующих социально-экономических целей и задач. Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения ипринуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом. К мерам принуждения относятся выработанные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования в области охраны труда, установлении очистных сооружений и т.д.). Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны: - в сфере контроля над монопольными рынками; - в области регулирования экологии; - в разработке национальной системы стандартизации и сертификации;
- в регулировании внешнеэкономической деятельности в части лицензирования и квотирования экспорта, государственного контроля над импортом; - в определении и поддержании социальных стандартов. В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами. В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь организациям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации организаций. Дотация представляет собой финансовую помощь организации из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма финансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг. Основной вопрос — ценообразование. В рыночной экономике прямое вмешательство государства в процесс ценообразования нежелательно. Но оно всегда присутствует тогда, когда ценообразование имеет социальную направленность. Государственное регулирование цен в условиях формирования рыночной экономики проявляется в установлении фиксированных цен на отдельное сырье, так как с него начинает формироваться вся цепочка цен на готовую продукцию. Кроме того, государство может устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости в целях сдерживания падения жизненного уровня людей в условиях монополизма и дефицита продукции. В системе государственного регулирования экономики в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа — лицензии, в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока. Важное место в системе государственного регулирования экономики занимает стандартизация, которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники. Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация, которая подтверждается выдачей сертификата. Например, на производство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат. Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. К мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится квотирование — ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по отдельным странам или группам стран. Экономические методы государственного регулирования осуществляются путем косвенного воздействия государства на интересы объектов регулирования через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную системы. К экономическим методам воздействия государства на экономическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках: - фискальной политики государства (методы льготного налогообложения); - финансово-кредитной политики (методы государственного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг); - научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий); - инвестиционной и амортизационной политики (методы государственного регулирования инвестиционных процессов, норм амортизации, порядок ее начисления и использования); - прогнозирования, индикативного планирования, планирования, программирования развития экономики; - ценообразования с целью воздействия цен на совокупный спрос и совокупное предложение товаров и услуг первой необходимости, перераспределения доходов и ресурсов, обеспечения минимального прожиточного уровня, регулирования антимонопольных и антиинфляционных процессов. С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг и капитала, регулирует валютный курс. Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики организаций в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Система воздействует через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены. Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой совокупность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих по приоритетам финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Важными методами государственного регулирования экономики предприятий являются планирование, прогнозирование и программирование. Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития [5, с. 171]. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей. В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения [5, с. 172]. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. Программирование как форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индикативный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. Особая роль как инструменту государственного регулирования производственной деятельности организаций принадлежит амортизации, в том числе и ускоренной. Через амортизацию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт. В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных средств, стимулирует внедрение новой техники в организациях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности. Система государственного регулирования экономики включает антимонопольное регулирование, основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей. Важной мерой государственного регулирования экономики выступает дерегулирование, которое обеспечивает баланс между государственным и рыночным регулированием, поддерживает предпринимательство и формирует рыночную инфраструктуру. Главными формами дерегулирования выступают разгосударствление, приватизация, либерализация цен и рынков, демонополизация. Таким образом, государственное регулирование экономики включает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.
|