Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы государственного регулирования






В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования национальной экономики ис­пользуются административно-распорядительные и экономиче­ские методы. Важно отметить взаимосвязь этих методов, так как любой экономический метод несет в себе элементы администри­рования, в то же время в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое. Структура используемых методов зави­сит от форм собственности объектов регулирования. Администра­тивно-распорядительные (прямые) методы чаще используются в управлении организациями государственной формы собствен­ности. К организациям же негосударственных форм собственнос­ти применяются в основном экономические (косвенные) методы регулирования. Основные инструменты системы государственно­го регулирования экономики приведены на рисунке 1.1.

В конечном счете все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэконо­мическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, который обеспечивает достиже­ние соответствующих социально-экономических целей и задач.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, раз­решения ипринуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распо­ряжений и постановлений. К ним можно отнести распределе­ние централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и конт­роль за импортом. К мерам принуждения относятся вырабо­танные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования в области охраны труда, установлении очистных сооружений и т.д.). Административно-распорядительные методы государ­ственного регулирования эффективны:

- в сфере контроля над монопольными рынками;

- в области регулирования экологии;

- в разработке национальной системы стандартизации и сертификации;

 

 

- в регулировании внешнеэкономической деятельности в части лицензирования и квотирования экспорта, государствен­ного контроля над импортом;

- в определении и поддержании социальных стандартов.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; при­оритетное обеспечение централизованно регулируемыми мате­риальными ресурсами.

В особых случаях государство может оказывать финансо­вую помощь организациям, предоставляя им субсидии, суб­венции или дотации. Субсидирование осуществляется с опре­деленными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации организаций. Дотация представляет со­бой финансовую помощь организации из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма фи­нансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг.

Основной вопрос — ценообразование. В рыночной эконо­мике прямое вмешательство государства в процесс ценообразо­вания нежелательно. Но оно всегда присутствует тогда, когда ценообразование имеет социальную направленность. Государ­ственное регулирование цен в условиях формирования рыноч­ной экономики проявляется в установлении фиксированных цен на отдельное сырье, так как с него начинает формировать­ся вся цепочка цен на готовую продукцию. Кроме того, госу­дарство может устанавливать предельный уровень цен на пред­меты первой необходимости в целях сдерживания падения жизненного уровня людей в условиях монополизма и дефици­та продукции.

В системе государственного регулирования экономики в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания на­селения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельнос­ти, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа лицензии, в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе государственного регулирования экономики занимает стандартизация, которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защи­ты интересов потребителей и государства. Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.

Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация, кото­рая подтверждается выдачей сертификата. Например, на про­изводство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат.

Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физическо­го лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги.

К мерам государственного регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности относится квотирование — ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на опре­деленный срок по отдельным странам или группам стран.

Экономические методы государственного регулирования осуществляются путем косвенного воздействия государства на интересы объектов регулирования через хозяйственное законо­дательство, финансовую, денежную и кредитную системы.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, ко­торые осуществляются в рамках:

- фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения);

- финансово-кредитной политики (методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг);

- научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплекс­ного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятель­ности предприятий);

- инвестиционной и амортизационной политики (методы государственного регулирования инвестиционных процессов, норм амортизации, порядок ее начисления и использования);

- прогнозирования, индикативного планирования, плани­рования, программирования развития экономики;

- ценообразования с целью воздействия цен на совокуп­ный спрос и совокупное предложение товаров и услуг первой необходимости, перераспределения доходов и ресурсов, обес­печения минимального прожиточного уровня, регулирования антимонопольных и антиинфляционных процессов.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансо­вом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятель­ность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на струк­туру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг и капитала, регулирует валютный курс.

Особое место в системе государственного регулирования от­водится финансово-кредитной системе, которая активно воздей­ствует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики организаций в заданном планом, прогно­зом или программой направлении. Система воздействует через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирова­ния с кредитованием различных процессов и явлений, диффе­ренцированные проценты за кредит, цены, всевозможные фи­нансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирова­ние и цены.

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой со­вокупность средств, направлений и мероприятий, аккумули­рующих по приоритетам финансовые ресурсы с целью обес­печения макроэкономической стабилизации и экономическо­го роста.

Важными методами государственного регулирования эко­номики предприятий являются планирование, прогнозирова­ние и программирование.

Планирование — это процесс принятия управленческого ре­шения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемле­мого из них в ожидаемых условиях развития [5, с. 171]. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационально­го и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоя­тельная форма регулирования и как научно-аналитическая ста­дия планирования. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснован­ном суждении о перспективах развития объекта, а также об аль­тернативных путях их достижения [5, с. 172]. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представле­ния о будущем, которое обусловлено закономерностями обще­ственного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование как форма государственного регулирова­ния призвано обеспечить решение важнейших проблем разви­тия национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения вы­деленной проблемы и достижения поставленной цели. Про­граммы могут разрабатываться на любом уровне управленче­ской иерархии, носить директивный или индикативный харак­тер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосроч­ный периоды.

Особая роль как инструменту государственного регулирова­ния производственной деятельности организаций принадле­жит амортизации, в том числе и ускоренной. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физиче­ского и морального износа) на производимый продукт. В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации госу­дарство активно влияет на структуру основных средств, стиму­лирует внедрение новой техники в организациях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повы­шению конкурентоспособности.

Система государственного регулирования экономики включает антимонопольное регулирование, основными направлениями которого являются: противодействие монопо­листической деятельности, формирование и развитие конку­рентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Важной мерой государственного регулирования экономики выступает дерегулирование, которое обеспечивает баланс между государственным и рыночным регулированием, поддерживает предпринимательство и формирует рыночную инфраструкту­ру. Главными формами дерегулирования выступают разгосу­дарствление, приватизация, либерализация цен и рынков, демонополизация.

Таким образом, государственное регулирование экономики включает систему взаимосвязанных экономиче­ских и административных форм, методов и инструментов, ко­торые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной эко­номики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал