Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.






В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были админи­стративные методы, в условиях формирования рыночной эко­номики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. И соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охра­не окружающей среды» экономический механизм включает следующие элементы:

• разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• финансирование программ и мероприятий, по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружа­ющей среды;

• создание фондов охраны природы;

• установление платежей за природопользование;

проведение экономической оценки природных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• установление мер экономического стимулирования в об­ласти охраны окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненно­го окружающей среде;

• экологическое страхование;

• иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.

Справедливости ради следует отметить, что экономические регуляторы, создающие материальную заинтересованность в peсурсосберегающей и экологоориентированной деятельности прежде находили определенное применение в хозяйственной практике. Считалось, что природопользование в СССР было бесплатным, но на самом деле элементы платности имели место, хотя зачастую носили формальный характер.

Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались ш трафны е санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они был весьма малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работ­никам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их бы­ли слишком незначительны (50—200 р., т.е. менее одной сред­немесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиаль­ных источников.

Приведенные выше меры по экономическому регулирова­нию природопользования (платежи, штрафные санкции, возме­щение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мо­тивации (мерам ответственности), которые призваны как бы про тиводействовать нарушениям установленных законодатель­ных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или ме­рами заинтересованности, которые нацелены на поощрение при- родопользователей, осуществляющих мероприятия по сохране­нию природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались на логовые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), лъготное кредитование капитального строительства природоохран­ных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и за­числение в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства.

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инстру­менты ценового регулирования, используемые у нас в хозяй­ственной практике, можно условно разделить на поощритель­ные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субси­дирование природоохранных проектов, дотации на приобрете­ние экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ре­сурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превыше­ние; лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенно­го ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

 

Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию.

Принятая в РБ политика в сфере ООС отражается в программах, прогнозах, планах социально-экономического развития страны.

РИС.2Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко­номического развития страны.

Террито­риальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное разви­тие и размещение производительных сил страны с учетом эколо­гической емкости территории.

 
 

Отраслевое природоохранное планированиепроводится ми­нистерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

Прогнозирование и планирование рационального использова­ния отдельных видов природных ресурсов и охраны природных средпроводится при помощи действующих методов (балансо­вого, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается так­же обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероп­риятия по их охране и рациональному использованию. По от­дельным природным средам и природным компонентам плани­руются показатели: по охране атмосферного воздуха, по использованию и охране водных ресурсов, по охране земельных ресурсов, по охране лесных ресурсов, по охране других биологических ресурсов, реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансирован­ности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделен­ных блоков эколого-экономического планирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал