Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.
В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. И соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономический механизм включает следующие элементы: • разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • финансирование программ и мероприятий, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; • создание фондов охраны природы; • установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде; • экологическое страхование; • иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды. Справедливости ради следует отметить, что экономические регуляторы, создающие материальную заинтересованность в peсурсосберегающей и экологоориентированной деятельности прежде находили определенное применение в хозяйственной практике. Считалось, что природопользование в СССР было бесплатным, но на самом деле элементы платности имели место, хотя зачастую носили формальный характер. Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались ш трафны е санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они был весьма малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком незначительны (50—200 р., т.е. менее одной среднемесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиальных источников. Приведенные выше меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые призваны как бы про тиводействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение при- родопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались на логовые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), лъготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и зачисление в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно разделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение; лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Принятая в РБ политика в сфере ООС отражается в программах, прогнозах, планах социально-экономического развития страны. РИС.2Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-экономического развития страны. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. Отраслевое природоохранное планированиепроводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных средпроводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются показатели: по охране атмосферного воздуха, по использованию и охране водных ресурсов, по охране земельных ресурсов, по охране лесных ресурсов, по охране других биологических ресурсов, реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования.
|