Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древняя Русь в Х-начале XII вв.: возникновение государства, киевские князья и их деятельностьСтр 1 из 9Следующая ⇒
В жизни каждого народа в древности наступает момент, когда первобытные порядки перестают обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения равенства внутри племён и между племенами, и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и регулировала отношения в нём. Такой силой является государство, выполняющее функцию управления обществом, регулирования отношений между его членами, а также организации защиты от внешних врагов. В складывающихся государствах не было сложного аппарата управления, многочисленных чиновников, отлаженного сбора налогов на содержание государственного аппарата. О появлении государства свидетельствовало обычно лишь наличие правителя, которому подчинялось население достаточно большой территории. Такой правитель, опираясь на силу своей дружины, собирал с населения дань, осуществлял суд. «Повесть временных лет» сообщает, что накануне образования Древнерусского государства ильменские словене и кривичи платили дань варягам, а поляне, северяне, радимичи и вятичи - хазарам. Далее летописец сообщает, что в 862 г. ильменские словене, кривичи и финно-угорские племена (чудь, меря) призвали в Новгород в качестве правителя варяга Рюрика. В 882 г. его преемник князь Олег захватил Киев, убив правивших там князей Аскольда и Дира - варягов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Так, согласно летописи, произошло образование Древнерусского государства. В эпоху правления Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем Киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племён. Олег освободил ряд восточнославянских племён от дани хазарам. Дважды он совершал поход на Константинополь (907 и 911 гг.) и подписал выгодные для Руси торговые договоры. Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, воевал с печенегами. В 941 и 944 гг. совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражение, заключил менее выгодный, чем при Олеге, торговый договор. В 945 г. во время полюдья был убит древлянами за попытку собрать дань вторично. После смерти Святослава началось правление княгини Ольги (945-964), правившей от имени малолетнего сына Игоря Святослава. Отомстив древлянам за смерть мужа, Ольга установила фиксированную норму дани («уроки»), а для её сбора устроила особые пункты - «погосты». Ольга разделила страну на волости. В 957 г. она возглавила посольство в Константинополь, провела переговоры с императором и приняла крещение по православному обряду. Святослав (964-972) большее время своего правления провёл в походах за пределами Русской земли и был известен как князь-воин. Он нанёс поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Разгромил Болгарское царство и подумывал о переносе своей столицы в Переяславец-на-Дунае, предполагая сделать его центром своих владений. План Святослава заключался в создании обширного государства, включавшего земли всех славян. Это привело к военному столкновению с Византийской империей, в результате дружина Святослава потерпела поражение. Святослав вынужден был заключить с Византией мирный договор и покинуть Балканский полуостров. По дороге в Киев Святослав был убит печенегами. После смерти Святослав возникла усобица между его сыновьями - Ярополком, Олегом и Владимиром в борьбе за Киевский престол. В ходе её Олег и Ярополк погибли, а Владимир захватил власть. Владимир Святой (980-1015) продолжил политику расширения территории, присоединив юго-западные (Галиция, Волынь) и западные земли (Полоцкая, Туровская). На южных рубежах начали сооружать крепости для защиты от набегов кочевников-печенегов, в них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов. Владимир заменил племенных князей своими сыновьями-наместниками, призванными укреплять власть Киевского князя на местах. В 980 г. Владимир провёл первую религиозную реформу, попытавшись приспособить язычество для нужд единого государства. С этой целью был создан пантеон из шести наиболее почитаемых богов во главе с Перуном, состоялись жертвоприношения. Однако попытка превратить язычество в государственную религию закончилась неудачей, поскольку язычество регулировало отношения человека с природой, но не человека с властью. Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришёл к мысли о необходимости принятия монотеистической (единобожной) религии. Согласно летописи, в 988 г. Владимир после длительной осады захватил византийский город Корсунь (Херсонес) и в качестве условия возвращения города потребовал в жёны византийскую принцессу Анну. Византийские правители были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Князь крестился с дружиной, а, вернувшись, повелел креститься жителям Киева. Расцвет Древнерусского государства приходится на годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Ярослав Мудрый основал многие города, строил храмы, покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью. Авторитет князя был очень высок в Европе, о чем говорят браки его детей с представителями правящих европейских династий. Ярослав Мудрый вел частые войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами, разгромил печенегов и покончил с их набегами. Не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания собором священников первого митрополита из русских – Иллариона. При нем появилась первая часть «Русской Правды» - «Правда Ярослава». Летопись рассказывает об особом порядке наследования княжеского престола, установленного Ярославом Мудрым. Ярослав раздал княжения своим сыновьям, повелев чтить старшего как отца. После смерти Ярослава Мудрого его сыновья разделили Русь согласно завещанию. При братьях Ярославичах была составлена вторая часть «Русской Правды» - «Правда Ярославичей». Некоторое время между братьями сохранялось согласие, но вскоре начались усобицы, осложнявшиеся вторжением в русские земли нового врага – половцев. Желая прекратить междоусобицы, князья в 1097 г. собрались на съезд в городе Любече и приняли следующие решения: 1) Всем вместе бороться с половцами. 2) «Каждый да держит отчину свою». Согласно этому решению князья стали наследственными правителями своих земель и продвижение князей в масштабах всей Руси прекратилось. Фактически это решение положило начало распаду Руси. Однако в начале XII в. разделение страны было приостановлено под воздействием ряда причин. Во-первых, половецкая опасность требовала объединения усилий всех князей. Во-вторых, огромную роль в этом сыграл Владимир Мономах (1113-1125). Он пользовался огромным авторитетом, как благодаря своей родственной связи с византийским императором Константином, чьим внуком по материнской линии он являлся, так и благодаря организации успешных походов против половцев. Все князья беспрекословно подчинялись воле великого князя, наказывались князья – инициаторы усобиц. Владимир Мономах внес дополнение в «Русскую Правду» - «Устав Владимира Мономаха». Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое, но после его смерти остановить распад Руси было уже невозможно.
|