Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры и науки в конце XIX – начале XX в.






Рубеж веков ознаменовался значительными успе­хами в области российского образования и науки. Ос­новными тенденциями в развитии системы образования были: стабильный рост государственных и общественных расходов на образование (в 5, 5 раз); рост грамот­ности населения (в 1897 г. – 21%, к 1917 г. – около 45%); открытие новых промышленных и коммерче­ских училищ, земледельческих школ, специализиро­ванных вузов; усиление преподавания естественнонауч­ных предметов в средней школе; развитие женского образования; рост числа учащихся из непривилеги­рованных сословий; развитие самостоятельности уча­щихся, их прав и свобод. Но уровень грамотности в Рос­сии оставался ещё очень низким в сравнении с разви­тыми странами, лишь единицы получали высшее образование.

Развитие специального среднего и высшего образова­ния привели к расцвету естественнонаучных знаний и изобретательской деятельности в России. Самыми из­вестными учёными были: в области математики – Н. Н. Лузин; в физике – Н. А. Умов (энергия волн, магнетизм), П. Н. Лебедев (оптика), Н. Е. Жуковский (гидравлика и аэродинамика), К. Э. Циолковский (реактивные техно­логии); в химии – Д. И. Менделеев; в биологии – И. М. Сеченов (сознательная и бес­сознательная деятельность высших животных), И. П. Павлов (условные рефлексы, нобелевский лауреат 1904 г.), И. И. Мечников (иммунология, нобелевский лауреат 1908 г.), К. А. Тимирязев (фотосинтез); в геологии – А. П. Карпинский.

Продолжались географические открытия: П. П. Семёнов-Тян-Шанъский (Центральная Азия), Георгий Седов (Заполярье).

Конец XIX – начало XX в. – это время творчества историков В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Е. В. Тарле, М. Н. Покровского, социологов М. М. Ковалевского, П. Б. Струве, философов В. С. Соловьёва, С. Н. Булгако­ва, Павла Флоренского, Н. А. Бердяева.

В литературе продолжалась реалистическая тради­ция, что отражалось в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Максима Горького. Но это было и время поиска новых форм и но­вого языка искусства, их расцвет — характерная черта периода в развитии культуры, получившего название «Серебряный век». Среди новых направлений можно выделить символизм (виднейшие представители — А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский), футуризм (В. Хлебников, В. В. Маяковский), акмеизм (Н. С. Гуми­лёв, А. А. Ахматова). Популярно было декадентское направление (Л. Н. Леонидов). Успехом пользовалась ли­рика С. А. Есенина.

Начало XX в. – время мирового признания русского театра и русского балета. В 1898 г. К. С. Станиславский и Н. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (МХТ). Блистали такие актё­ры и актрисы, как Е. Б. Вахтангов, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская. Всемирную славу получил пе­вец Ф. И. Шаляпин. Благодаря деятельности С. П. Дя­гилева, организовавшего выезды русских трупп за ру­беж («Парижские сезоны»), мировую известность полу­чили балерина А. П. Павлова, танцор и балетмейстер М. М. Фокин.

Реалистические традиции в живописи продолжали И. Е. Репин («Заседание Государственного совета») и В. В. Верещагин, романтика моря была сюжетом полотен И. К. Айвазовского. Стремление ряда художников к пои­скам новых форм привели к созданию в 1898 г. журнала и художественного объединения «Мир Искусства» («мирисскусники»), в который входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. С ними сотрудничали Б. М. Кус­тодиев, М. А. Врубель, И. И. Левитан. Особые световые эффекты характеризовали живопись А. И. Куинджи. Авангардное течение в живописи представляли В. В. Кандинский и К. С. Малевич (основатель одного из направлений абстрактного искусства – супрематизма, картина «Чёрный квадрат»).

В архитектуре утверждается стиль модерн, одним из самых ярких представителей которого был Ф. О. Шехтель (здание Ярославского вокзала в Москве, особняк Рябушинского).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал