Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие культуры и науки в конце XIX – начале XX в.
Рубеж веков ознаменовался значительными успехами в области российского образования и науки. Основными тенденциями в развитии системы образования были: стабильный рост государственных и общественных расходов на образование (в 5, 5 раз); рост грамотности населения (в 1897 г. – 21%, к 1917 г. – около 45%); открытие новых промышленных и коммерческих училищ, земледельческих школ, специализированных вузов; усиление преподавания естественнонаучных предметов в средней школе; развитие женского образования; рост числа учащихся из непривилегированных сословий; развитие самостоятельности учащихся, их прав и свобод. Но уровень грамотности в России оставался ещё очень низким в сравнении с развитыми странами, лишь единицы получали высшее образование. Развитие специального среднего и высшего образования привели к расцвету естественнонаучных знаний и изобретательской деятельности в России. Самыми известными учёными были: в области математики – Н. Н. Лузин; в физике – Н. А. Умов (энергия волн, магнетизм), П. Н. Лебедев (оптика), Н. Е. Жуковский (гидравлика и аэродинамика), К. Э. Циолковский (реактивные технологии); в химии – Д. И. Менделеев; в биологии – И. М. Сеченов (сознательная и бессознательная деятельность высших животных), И. П. Павлов (условные рефлексы, нобелевский лауреат 1904 г.), И. И. Мечников (иммунология, нобелевский лауреат 1908 г.), К. А. Тимирязев (фотосинтез); в геологии – А. П. Карпинский. Продолжались географические открытия: П. П. Семёнов-Тян-Шанъский (Центральная Азия), Георгий Седов (Заполярье). Конец XIX – начало XX в. – это время творчества историков В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Е. В. Тарле, М. Н. Покровского, социологов М. М. Ковалевского, П. Б. Струве, философов В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Павла Флоренского, Н. А. Бердяева. В литературе продолжалась реалистическая традиция, что отражалось в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Максима Горького. Но это было и время поиска новых форм и нового языка искусства, их расцвет — характерная черта периода в развитии культуры, получившего название «Серебряный век». Среди новых направлений можно выделить символизм (виднейшие представители — А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский), футуризм (В. Хлебников, В. В. Маяковский), акмеизм (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова). Популярно было декадентское направление (Л. Н. Леонидов). Успехом пользовалась лирика С. А. Есенина. Начало XX в. – время мирового признания русского театра и русского балета. В 1898 г. К. С. Станиславский и Н. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (МХТ). Блистали такие актёры и актрисы, как Е. Б. Вахтангов, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская. Всемирную славу получил певец Ф. И. Шаляпин. Благодаря деятельности С. П. Дягилева, организовавшего выезды русских трупп за рубеж («Парижские сезоны»), мировую известность получили балерина А. П. Павлова, танцор и балетмейстер М. М. Фокин. Реалистические традиции в живописи продолжали И. Е. Репин («Заседание Государственного совета») и В. В. Верещагин, романтика моря была сюжетом полотен И. К. Айвазовского. Стремление ряда художников к поискам новых форм привели к созданию в 1898 г. журнала и художественного объединения «Мир Искусства» («мирисскусники»), в который входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. С ними сотрудничали Б. М. Кустодиев, М. А. Врубель, И. И. Левитан. Особые световые эффекты характеризовали живопись А. И. Куинджи. Авангардное течение в живописи представляли В. В. Кандинский и К. С. Малевич (основатель одного из направлений абстрактного искусства – супрематизма, картина «Чёрный квадрат»). В архитектуре утверждается стиль модерн, одним из самых ярких представителей которого был Ф. О. Шехтель (здание Ярославского вокзала в Москве, особняк Рябушинского).
|