Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ 1950-х гг
Окончание Второй Мировой войны стало началом нового этапа в развитии архитектуры стран Запада. Стремительно развивается строительная техника. Развитие получило строительство большепролётных конструкций, что привело к развитию архитектурных форм на их основе. Отмечается использование всё большего ассортимента стройматериалов, их стандартизация и индустриализация. Большепролётные сооружения связаны с творчеством инженера-конструктора П.Нерви, изобретателя армоцемента. Впервые применил большепролётные конструкции при строительстве павильона в Турине (1948 г.), имеющего сводчатое покрытие пролётом 94, 85 м, собранное из тонкостенных (толщиной всего несколько сантиметров) волнообразных армоцементных листов. Малый дворец спорта в Риме (арх.П.Нерви, 1956-1959 гг) – выставочный зал площадью 100 тыс.м2 перекрыт треугольным железобетонным сводом с размерами сторон 218 м. Арена в Роли (арх.М.Новицкий, 1952-1953 гг.) – тонкая железобетонная оболочка уложена по стальным вантам, растянутым между двумя наклонными пересекающимися арками.
В 50-х гг во всём мире пользовалось большой популярностью творчество Мис ван дер Роэ. Концепция: улучшить мир, внося в него эталоны совершенства и гармонии. Роэ видел, что техника и архитектура должны быть гармоничны. Гармоничная форма должна подчинить себе любые жизненные процессы. Поэтому главная задача архитектуры – поиск универсальной формы. Ван дер Роэ нашёл два её типа: здание-«ларец» (горизонтальный параллелепипед с нерасчленённым пространством) и вертикальная призма, - каркасные объёмы, наружными ограждениями которым служат навесные стеклянные стены и плоская крыша. Однообразная стеклянная поверхность фасада оживлена наложенными декоративными деталями прокатных профилей из нержавеющей стали. Детали сведены к минимуму. «Меньше – значит больше», - говорил Мис ван дер Роэ. Планировка свободная, гибкая, внутренне пространство трансформируется посредством перегородок. Видимая простота вертикальных призм достигается сверхсложностью технологии, сложными конструктивными решениями, использованием материалов повышенного качества, дорогостоящего инженерного оборудования. Универсальность формы призм позволяла использовать их под здания различного назначения. В Америке стиль применялся в коммерческой архитектуре, как стереотип делового здания. Строгая элегантность стеклянных небоскрёбов являлась воплощением эстетики неофункционализма.
Здание архитектурного факультета Иллинойского университета (1952 г., арх. ван дер Роэ) – здание-«ларец», гибкая планировка. Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (1954-1958 гг. арх. ван дер Роэ, Ф.Джонсон) – 38-этажное конторское здание. Здание фирмы «Либер» в Нью-Йорке (арх.Баншафт). Технический центр фирмы «General Motors» близ Детройта (арх.Э.Сааринен, 1950-1955 гг.). Здания расположены вокруг искусственного водоёма, имеющего техническое назначение и в то же время эстетически обыгранного. Крупные здания с большими разрывами между ними рассчитаны на восприятие из автомобиля. Цвет и материалы: синее стекло и сверкающие полосв нержавеющей стали, облицовка стен специальным глазурованным кирпичом насыщенных цветов. Небоскрёбы. Достоинства: 1) Малая площадь застройки при высоких ценах на землю; 2) Размещение на малой площади большого количества офисов, квартир; 3) Предотвращение «расползания» городов, сохранение площади сельскохозяйственных земель; 4) Престиж. Недостатки: 1) Плохая инсоляция поверхности земли при интенсивной застройке (освещение солнцем практически отсутствует, большая затенённость); 2) «Высотная болезнь» у людей (укачивание); 3) Недостаток кислорода; 4) Небоскрёбы мешают нормальной работе авиатехники, затрудняют прохождение теле- и радиосигналов; 5) Большие финансовые затраты на проектирование, возведение и эксплуатацию; 6) Инженерно-технические проблемы с подачей воды на верхние этажи; 7) Высокий расход электроэнергии; 8) Затруднительная эвакуация.
|